Убить конфликт в зачатке
Лучшее разрешение любого противостояния — не допустить его. Для этого, как бы банально это ни звучало, стоит поддерживать доброжелательную атмосферу на площадке, напоминает Станислав Светлов («Ада», «Особенности национальной больницы»). Нужно знать всех членов съёмочной группы по именам, здороваться в начале каждой смены и прощаться в конце, благодарить за работу и делать комплименты. А ещё важно не отрываться от коллектива. Если режиссёр максимально обособлен и никого не подпускает к себе в перерывах, группа будет относиться к нему соответствующе.Со Светловым согласен Иван И. Твердовский («Конференция», «Класс коррекции»): «Нельзя группу держать на очень большой дистанции, потому что иначе все просто работают, зарабатывают деньги и совершенно без души относятся к тому, что они делают». Отношения в коллективе должны быть доверительные и дружеские, даже если все познакомились специально перед проектом, подчёркивает режиссёр.
Если конфликт всё-таки назревает, игнорировать это, конечно же, нельзя. Чем быстрее разрешатся все споры и продолжатся съёмки, тем лучше, наставляет Кирилл Султанов («Наступит лето»). Режиссёр предпочитает не «замораживать» споры и разрешать их сразу, чтобы работа продолжилась в спокойной обстановке. Его поддерживает Саша Кармаева («Хуже всех»). Она убеждена, что любые противостояния на съёмочной площадке — это пустая трата времени, и призывает гасить их в зародыше: «Основной вывод относительно конфликтов у меня следующий: это воровство времени у съёмок. Надо цепляться за любую возможность разрешить конфликт в зачатке».
Обсуждать проблемы лучше тет-а-тет
Владимир Котт («Непослушник») добавляет, что конфликты следует решать, не вынося сор из избы. Режиссёр убеждён, что споры во время съёмок должны носить исключительно внутренний характер, не выходить за пределы площадки и решаться без привлечения продюсеров и актёрских агентов.Также режиссёр ни в коем случае не должен вступать в конфликт, если он не касается его лично. И если держать дистанцию от группы в целом вредно, то от всех противоборствующих сторон — правильно. Именно так поступает Кирилл Султанов. «Чаще всего режиссёр выступает одним из моральных камертонов группы — от его состояния зависит то, как будут работать люди», — говорит он. Если режиссёр только свидетель конфликта, ему стоит отключить эмоции и своим примером показывать, что нужно продолжать работать, уверен Султанов.
А если режиссёр — участник спора, то решать вопрос лучше наедине со второй стороной, без лишних глаз. В том, что спокойный разговор тет-а-тет лучший выход, сходятся все собеседники. Султанов подчеркнул, что важно поставить перед собой задачу поиска компромисса, а не усугубления ссоры. А в перерыве или после смены стоит подойти к участникам группы и поддержать, похвалить работу, напомнить, что несмотря на конфликт, съёмки идут в правильном направлении.
Иногда стоит просто уволить
В то же время Филипп Ларс («35-я страница») напоминает, что все участники съёмочного процесса живые люди, у всех есть своя жизнь вне фильма. Далеко не всегда получается оставить личные проблемы и тревоги за пределами площадки и полностью погрузиться в работу. Иногда ссора — это просьба о поддержке. Поскольку переживания, боли, и психологические травмы одного человека могут послужить причиной конфликта в масштабах всей группы, нужно помочь ему справиться с ними, обращают внимание Саша Кармаева и Антон Маслов («Вампиры средней полосы», «Последний богатырь. Наследие»).Впрочем, иногда конфликт даёт понять, что дело не в личных проблемах, и просто указывает на то, что сработаться с каким-то членом съёмочной группы не получится. Выход из такой ситуации только один, констатирует Филипп Ларс и отсылает к рассказу классика:
«Надо постараться так погасить конфликт, чтобы у актёра или актрисы было ощущение, что они сами это сделали. То есть обмануть их, сделать так, чтобы у них возникло ощущение, что это они добрые, а не режиссёр. Что режиссёр прогнулся перед ними, а не наоборот», — говорит Котт.
Значимость режиссёра проявляется не в выяснении отношений, а в умении снять хорошее кино, убеждена Саша Кармаева. По её мнению, ради качества проекта можно не то что обмануть, а и по-настоящему уступить и забыть про гордость. Хотя эту точку зрения разделяют не все режиссёры. Иван И. Твердовский, например, считает, что вне зависимости от ситуации режиссёру следует стоять на своём до конца. «Фильм — это большой корабль, и у него, к сожалению или к счастью, капитан один. Нужно, конечно, добиваться такого уровня уважения к проекту и высказыванию, чтобы любой конфликт решался в пользу режиссёра», — говорит он.
Конфликт конфликту рознь
Как ни странно, одна из разновидностей манипуляций, которые помогают повернуть съёмочный процесс в нужное русло, — это как раз конфликт. Для Фёдора Кудрявцева («Ничего личного», «Ровесник») это вообще часть режиссёрской стратегии: чтобы встряхнуть обстановку, нужно спровоцировать столкновение, выбив почву из под ног у актёра, говорит он.Антон Маслов, в свою очередь, говорит про «исцеляющие» ссоры, которые помогают выпустить пар, выдохнуть и продолжать работу с новой силой. «Это когда все суперпрофи, делают свою работу талантливо, но зарубаются по какой-то фигне. Затем обнимаются и продолжают делать свою работу с улыбкой. Максимально быстро вернуться в нормальное состояние — это шутить над тем что происходит. Если это уместно, конечно. Но юмор склеивает любые раны», — уверен режиссёр.
И, конечно же, конфликт может быть не ссорой, требующей непременного вмешательства, а спором, в котором, как известно, рождается истина. Режиссёр обязан их различать, напоминает Кирилл Султанов. Открытое нарушение субординации или хамство точно не несёт в себе никакой продуктивности. А вот перепалка с оператором во время выбора ракурса — это творческое разногласие, которое может привести к поиску наилучшего решения.
Вижу цель, не вижу конфликтов
В попытках разрешить все противостояния на съёмочной площадке, не стоит забывать, что главная задача всей команды — снять хорошее кино. Об этом говорят Фёдор Кудрявцев и Кирилл Султанов, напоминая, что ради результата стоит успокоиться, приструнить своё эго и пойти на компромисс. О фильме нужно думать постоянно и слаженно работать на общее дело, ведь зрители не будут знать, что сцена получилась плохой из-за конфликта.Леонид Гардаш («Я слежу за тобой») говорит о дилемме, с которой сталкивается каждый режиссёр во время съёмок: снять хороший фильм или позаботиться о ментальном здоровье группы. В первом случае возможны частые переработки, а во втором — приходится идти на уступки, снимать проще, не делать дополнительные дубли, что плохо сказывается на качестве фильма. Гардаш приходит к выводу: самое главное — баланс, перегибать нельзя.
Фильм превыше всего и для Ивана И. Твердовского. Режиссёр считает, что результата нужно добиваться любыми средствами, но при этом искать правильный подход и не перешагивать по головам: