Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Музыка «Грешников»: что нужно знать о вампирском хорроре от режиссёра «Чёрной Пантеры»

История блюза, IMAX и сразу два Майкла Б. Джордана

Хоррор Райана Куглера стал редким фильмом в этом жанре с минимальным спадом сборов за второй уикенд (падение составило лишь 6%: за первые выходные фильм заработал в США $48 млн, а за вторые — $45 млн). Разбираемся, чем именно блюзовый эпос с элементами вампирской саги так очаровал зрителей.

Музыка «Грешников»: что нужно знать о вампирском хорроре от режиссёра «Чёрной Пантеры»

Музыка «Грешников»: что нужно знать о вампирском хорроре от режиссёра «Чёрной Пантеры»

© Кадр из фильма «Грешники»

Действие «Грешников» разворачивается в течение суток и сосредоточено на близнецах Смоке и Стэке (обе роли исполняет Майкл Б. Джордан). Они ветераны Первой мировой, которые после работы на Аль Капоне в Чикаго возвращаются домой в дельту Миссисипи. Эпоха сухого закона подходит к концу, и братья планируют открыть джук-джойнт (неформальное заведение, обычно в сельской местности на юге США, где собирались для танцев, выпивки и азартных игр. Такие места стали популярны в начале XX века среди афроамериканских рабочих, особенно в эпоху блюза).

Для вечерних выступлений близнецы нанимают юного кузена Сэмми (дебютант Майлз Кэйтон) — сына проповедника, мечтающего стать блюзовым музыкантом, — а также местных жителей. Однако их планы нарушает появление вампиров, и ночь открытия превращается в кровавую борьбу за выживание.

Путешествие к истокам

Идея фильма родилась из личных переживаний Куглера. После смерти дяди, страстного поклонника блюза, режиссёр погрузился в изучение жанра, пытаясь сохранить память о близком человеке. Песня Wang Dang Doodle Хаулина Вулфа вдохновила его на создание сюжета о «компании опасных людей, которые сталкиваются с чем-то куда более страшным, чем они сами». Саундтрек к фильму создал оскароносный композитор Людвиг Йоранссон («Оппенгеймер», «Чёрная Пантера»), давний соавтор Куглера.

Чтобы углубиться в контекст истории, Куглер и Йоранссон отправились в путешествие по «Тропе блюза» (исторический маршрут, посвящённый блюзовой музыке и её влиянию на культуру США. Он проходит по штату Миссисипи, который считается «колыбелью блюза», и содержит ключевые места, связанные с жизнью и творчеством легендарных блюзменов).

Указатель «Тропы блюза» от Миссисипи до Мэна. Фото: @Firecruise/Wikipedia

Режиссёр так пояснил выбор эпохи для этого сюжета: «Когда люди думают о Миссисипи 1930-х, первое, что приходит на ум, — сегрегация. Тяжелые времена. Никто не представляет, что среди всего этого можно было веселиться — причём так, что тебе самому захотелось бы там оказаться».

Если музыкальность «Грешников» была вдохновлена дядей Куглера, то сверхъестественный саспенс пришёл от другой ключевой фигуры в жизни режиссёра — писателя Стивена Кинга и его романа «Жребий». Куглер называет эту книгу «величайшей вампирской историей» из всех, что ему довелось прочесть. Он сравнил персонажа Джека О'Коннелл с Барлоу из романа Кинга, назвав его «верховным вампиром».

«Нечто древнее, мудрое, могущественное, из другого мира и эпохи, появляется в переломный год для дельта-блюза — и входит в [вымышленный городок] Кларксдейл, в комнату, полную почти архетипических персонажей, которые думали, что видели всё… пока не встретили его. Вот откуда это выросло. По сути, я соединил свои художественные склонности с историей, которую хотел рассказать о дяде», — поделился Куглер.

В конечном счёте «Грешники» превратились в сложное повествование, охватывающее широкую общественную и культурную проблематику, — начиная от противостояния религии и мирских удовольствий, заканчивая особенностями разных видов любви (семейной, дружеской и запретной) — а музыка сплела эти мотивы в единое целое.

Ритмы вневременного

Своего пика музыкальная энергия фильма достигает в сцене «сюрреалистического монтажа» (surreal montage), как называют её создатели картины: блюз-выступления в джук-джойнте Смока и Стэка, где показано, как духи музыкантов прошлого и настоящего (от западноафриканских барабанщиков до исполнителей фанка и хип-хопа) сливаются в эйфории.

© Кадр из фильма «Грешники»

У съёмочной группы был всего день на сцену, в которой выступление героя Майлза Кэйтона с песней I Lied to You, зазывающей его музыкальных предков и потомков. Но перенести этот эпизод со страниц сценария на экран оказалось непросто. Вместо использования технологий предварительной визуализации (то есть создания упрощённой анимированной версии будущих сцен фильма для планирования кадров, ракурсов, движения камеры и актёров), Куглер выбрал репетиции в стиле Сидни Люмета, в ходе которых ключевые участники съёмочной команды собирались в реальном пространстве, чтобы детально проработать сцену.

Люмет считал, что многочасовые репетиции необходимы, поскольку укрепляют доверие в команде: актёры раскрываются, понимают замысел режиссёра и проникаются им. С неменьшей тщательностью режиссёр призывал подходить и к подготовке массовки, ведь иногда на её игре держится достоверность сцены.

© Кадр из фильма «Грешники»

Этот многоплановый эпизод стал одной из причин, по которым оператор-постановщик Отем Дюральд и Куглер выбрали для фильма съёмку на IMAX. Для сцены «сюрреалистического монтажа» использовали почти 36-килограммовую IMAX-камеру на стедикаме, которая двигалась по бару среди замысловатых танцевальных па.

«Формат IMAX настолько особенный, поскольку при просмотре фильма зритель должен “сканировать” изображение глазами, в то время как при традиционной киносъёмке картинка воспринимается целиком, без необходимости двигать взглядом по экрану», — рассказала Дюральд.

Это «сканирование» позволяет постепенно усиливать ощущение связи между музыкантами разных эпох — по мере того, как разворачивается «сюрреалистический» эпизод, а камера кружится по периметру джук-джойнта, точно заведённая.

© Кадр из фильма «Грешники»

При этом задача композитора в «сюрреалистической» сцене заключалась в том, чтобы объединить многоголосие эпох в единое звуковое пространство. Саундтрек должен был включать соло для каждого музыкального стиля в комбинации с вокалом Майлза Кэйтона.

Йоранссон добился этого, взяв аутентичные инструменты — от слайд-гитары Dobro Cyclops 1932 года до первых драм-машин, с которых начинался хип-хоп. Но ключевым элементом, позволившим создать необходимую полифонию, стал сам процесс микширования.

«Мы могли экспериментировать с [Dolby] Atmos (технология объёмного звука, которая использует дополнительные каналы и потолочные динамики, расширяя пространственное звучание и создавая эффект полного погружения — прим. Фильм Про.), чтобы музыка буквально окружала зрителя», — отметил композитор.

© Кадр из фильма «Грешники»

Кроме того, по мнению Йоранссона, часть магии этой сцены родилась из спонтанности живого выступления. С ним согласен и режиссёр: «Это чувство живого искусства — будь то спектакль, фильм или концерт, когда виртуоз исполняет что-то перед зрителями, понимающими контекст. Эйфория нарастает, как шторм, — это пульсирующий обмен энергией. В такие моменты время исчезает, и кажется, будто ты соприкасаешься с чем-то большим».

Двойная игра

Уникальные творческие задачи стояли не только перед техническими специалистами, но и перед актёрами, и в первую очередь Майклом Б. Джорданом, сыгравшим близнецов. «Динамика их отношений настолько уникальна, что, думаю, сравнить не с чем», — рассказал актёр.

Подготовка Джордана была основательной и многоэтапной: он тщательно исследовал психологию идентичных близнецов, общаясь с реальными людьми, — например, режиссерами Логаном и Ноем Миллерами — чтобы найти правдоподобные детали для своих героев. «Есть те, кто неразлучен, как воры в законе, а есть те, кто в детстве хотел отличаться, даже ненавидел быть близнецом», — отметил актёр, поставивший себе цель понять, где на этом спектре находятся Смок и Стэк.

© Кадр из фильма «Грешники»

Предыстория героев играла ключевую роль в подготовке. Джордан вёл дневники от лица обоих персонажей, фиксируя их воспоминания и восприятие одних и тех же событий. Это помогло ему разобраться, как травма потери отца, жизнь на Глубоком Юге в эпоху расовой сегрегации, война и криминальная среда сформировали их характеры. Различия близнецов проявляются в мелочах: походке, речи, жестах, в том, как они держат себя в определённых ситуациях.

Смок, старший из близнецов, более замкнутый и серьёзный — в силу старшинства ему чаще приходилось марать руки, что отразилось на его натуре. «Смок скрывает свою боль, носит в себе травму и настоящую потерю, которая проходит через весь фильм», — поясняет Джордан. В отличие от него, Стэк использует юмор и харизму в качестве защитного механизма. «Если ему плохо, он улыбнётся, засмеётся, пошутит, чтобы совладать с тяжёлыми переживаниями», — отмечает актёр.

© Кадр из фильма «Грешники»

На съёмочной площадке Джордан строго разделял образы. Если он играл Смока, то держался особняком, почти не разговаривая с коллегами, особенно с актрисой Хейли Стайнфелд, которая исполнила роль возлюбленной Стэка. Если же предстояло выступить в качестве Стэка, то, напротив, был более открытым и общительным.

В итоге, как признаётся актер, работа над этими ролями стала для него непростым вызовом: «Эта история с близнецами была настоящей горой, которую пришлось покорить».

Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации
Чёрная Пантера, Оппенгеймер
Хейли Стайнфелд, Логан Миллер, Сидни Люмет, Майкл Б. Джордан, Райан Куглер, Отем Дюральд, Стивен Кинг, Ной Миллер, Людвиг Йоранссон

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100