Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

«Таксист» от мира Marvel: операторские приёмы в «Сорвиголове: Рождённом заново»

О технических решениях, которые помогли запечатлеть возвращение Мэтта Мёрдока на жестокие улицы Нью-Йорка

Сериал от Disney+ сохранил сюжетные линии оригинала, но обновил свой визуальный стиль. Рассказываем, как удалось одинаково эффектно показать и жестокие уличные драки, и политические интриги, и особенности сенсорного восприятия слепого супергероя.

«Таксист» от мира Marvel: операторские приёмы в «Сорвиголове: Рождённом заново»

«Таксист» от мира Marvel: операторские приёмы в «Сорвиголове: Рождённом заново»

© Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Изначально «Рождённый заново» задумывался как перезапуск, а не продолжение версии Netflix. Однако во время голливудских забастовок 2023 года, когда производство остановилось, студия провела серьёзную творческую переработку — несмотря на то, что к тому моменту уже было готово целых шесть серий. Пилотный эпизод пересняли полностью, а в последующие добавили новые сцены, аккуратно вписав отсылки к другим персонажам киновселенной Marvel, чтобы обеспечить нарративную преемственность с оригинальным «Сорвиголовой».

В результате получился сериал, который ощущается частью оригинала, но при этом обладает собственным визуальным стилем. Во многом это заслуга операторов — Хиллари Файф Спера, снявшей семь из девяти серий, и Педро Гомеза Миллана, работавшего над четвертой и пятой сериями.

Нью-Йорк, Нью-Йорк

Несмотря на то, что формально главными героями сериала являются Мэтт Мёрдок/Сорвиголова и его антагонист Уилсон Фиск/Кингпин, к ним со всей справедливостью можно прибавить и само место действия — город Нью-Йорк. В качестве основного эстетического ориентира были избраны нью-йоркские картины 1970-х годов — «Французский связной», «Таксист» и «Злые улицы». По мнению главного оператора проекта Хиллари Файф Спера, взаимодействие персонажей этих кинолент с миром вокруг соответствовало тому, что хотелось передать в новом «Сорвиголове».

«В сериале много паранойи… Мне показалось, что параллели [с криминальными драмами 70-х] здесь очень уместны, — рассказала Файф Спера. — В 70-х сняли немало фильмов с невероятными обстоятельствами, но люди в них всегда выглядят настоящими. Мы хотели запечатлеть нечто подобное».

С каждым новым эпизодом освещение в сериале становится всё темнее, но это работает на повествовательную канву — в «Рождённом заново» важно то, что скрывается в тени. С помощью этого приёма операторы стремились создать интригу и атмосферу таинственности.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

С оригинальным сериалом от Netflix Файф Спера ознакомилась уже после разработки визуального стиля «Рождённого заново», поскольку хотела привнести что-то новое.

«Мне хотелось смотреть вперёд, учитывая первоисточник — комиксы, их лор (совокупность знаний о вымышленной вселенной. — Прим. ред.) и историю. Речь шла скорее о сути персонажей и о том, чтобы Нью-Йорк стал живым героем», — пояснила глава операторского отдела.

Целью операторов было сделать визуальный ряд сериала более кинематографичным, и одной из техник, которую решили применить для этого, была анаморфная съёмка.

Анаморфная съёмка — это технология в кинематографе, позволяющая записывать широкоэкранное изображение на стандартную плёнку или цифровой сенсор с помощью специальных линз.

Анаморфотный объектив сжимает широкую картинку в узкий кадр (например, 4:3 или 16:9), а при показе фильма изображение растягивается обратно, создавая широкоэкранный формат без потери разрешения по вертикали.
Оригинальный сериал от Netflix снимали в формате 1.78:1 (16:9), который стал стандартом для телевидения и стриминговых платформ, однако Файф Спера считает, что Нью-Йорк создан именно для широкого экрана. Операторская команда использовала винтажные анаморфотные линзы Panavision, чья текстурированность и красивые блики добавили изображению органичности.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Поскольку город в «Рождённом заново» — не просто фон, а полноценный персонаж, операторы настаивали на натурных съёмках. Вместе с художником-постановщиком Майклом Шоу они старались подобрать наиболее кинематографичные локации, которые при этом были бы в достаточной степени неидеальными, чтобы правдиво передать особый дух этого города.

«Снимать шоу такого масштаба в реальных локациях — по-настоящему увлекательный вызов, — призналась Файф Спера. — Ты вынужден отталкиваться от того, что предлагает тебе вселенная. Можно планировать каждый кадр до мельчайших подробностей, но магия в том, чтобы адаптироваться к непредсказуемому».

Двойственность миров

Операторы «Рождённого заново» создали два контрастных визуальных языка, чтобы отразить внутренние конфликты главных героев — Мэтта Мёрдока и Уилсона Фиска. Оба персонажа стремятся к переменам, борясь со внутренними демонами, однако неизбежно возвращаются к своим альтер-эго — Сорвиголове и Кингпину. Как отметила Файф Спера, эти герои в каком-то смысле неполноценны друг без друга, и их визуальные миры тоже существуют в диалоге.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Фиск показан как монументальная, почти мифическая фигура. Его съёмка строится на симметрии, статичных кадрах и широкоугольных линзах, подчёркивающих его мощь. Камера часто захватывает героя со спины или с нижнего ракурса, создавая ощущение подавляющего присутствия. Став мэром Нью-Йорка и выйдя из тени, он остаётся зловещим — теперь его преследует резкий монохромный свет, который настигает Фиска даже в самых тёмных уголках города.

Особенно выразителен эпизод в пилотной серии, где альтер-эго Фиска вырывается наружу. Операторы подсветили его лицо снизу, отсылая к классическому образу из комиксов.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Мир Мэтта Мёрдока, напротив, снят в динамичной, нервной манере. Дрожащая ручная камера передаёт внутреннюю борьбу протагониста, а пульсирующий красный свет становится визуальным символом его демонов. Этот цвет — не просто отсылка к костюму Сорвиголовы, но и метафора его ярости, которая прорывается наружу. Как объясняет Гомез Милан, Мэтт хочет вершить правосудие правильным путём в качестве адвоката, но красный свет напоминает о его второй, жестокой природе.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Особо подхода требовал и внутренний мир Мэтта Мёрдока, поскольку по сюжету герой слеп. Операторам было важно визуально показать, что он полагается на другие чувства — слух, осязание, пространственное восприятие. Например, в одной из сцен блик падает прямо на его ухо, подчёркивая момент, когда он что-то слышит. Этот эффект был снят без использования компьютерной графики, что придало сцене естественность и глубину. Операторы сознательно ловили такие моменты, чтобы усилить ощущение реальности и погрузить зрителя в уникальное восприятие Мэтта.

Ещё одним значимым приёмом стало так называемое сенсорное укрупнение — эффект, созданный с помощью трёхкамерной системы. По центру устанавливали камеру с длинным сферическим зумом, а по бокам — две камеры с широкоугольными фиксированными объективами. Когда на монтаже кадры, снятые на все устройства, соединили вместе, можно показать обзор восприятия на 180 или даже 270 градусов (такую формулировку использует сама Файф Спера) — это создаёт ощущение, будто Мёрдок «настраивает» свои чувства, подобно радиоприёмнику.

Стоит также отметить, что в оформлении квартиры Мэтта свет сведён к минимуму, чтобы подчеркнуть отсутствие у героя нужды в нём, а редкие блики от окружающего мира помогают зрителю понять, как он ориентируется в пространстве.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Отдельным вызовом для операторов шоу стали сцены драк. Они продумывали вместе с координатором трюков Филипом Сильвера, какие визуальные приёмы могут усилить боевые сцены, добавив им кинематографичности. Снимать зачастую приходилось тремя камерами одновременно, чтобы сохранить уникальность каждого ракурса. Важную роль сыграло и освещение.

«Чтобы зритель не потерялся в движении, мы использовали контровой свет, выделяя ключевые моменты. Интерактивный свет, фары, блики — всё это стало частью действия», — рассказала Файф Спера.

Кадр из сериала «Сорвиголова: Рождённый заново»

Борьба героев продолжится — «Сорвиголова: Рождённый заново» уже продлён на второй сезон, для которого команда операторов наверняка подготовит новые эксперименты.

Facebook принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена на территории Российской Федерации
Таксист, Французский связной, Злые улицы, Сорвиголова (сериал)
Филип Дж Сильвера, Майкл Шоу, Хиллари Спера, Педро Гомез Миллан

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100