А благодаря «Закрытому показу» Александра Гордона фильм получил этой весной второе дыхание и приток новой аудитории — отрывки из «Каникул» активно распространяют в соцсетях фанаты.
Сюжет: Молодая учительница Таня везет школьный театральный кружок на фестиваль в Сочи. Для порядка с ними едет завуч той же школы, Мария Генриховна. Между ними возникают конфликты из-за разницы характеров, а на фоне разворачиваются нешуточные подростковые драмы.
К сожалению, пока фильм не доступен на стримингах (по словам Кузнецовой, вопрос решается, но пока будущее картины неизвестно), и легально его увидеть можно только на редких московских показах, зачастую совмещённых с Q&A актрис или режиссёра. На одной из таких встреч мы и узнали у Кузнецовой несколько секретов её творческого метода.Как обойти ограничения
В фильме есть сцена, которую могли вырезать: учительница курит вместе с ученицей-подростком. Но за картину вступился Роспотребнадзор.«Был довод [чиновников], что 2023-й (именно в этом году в итоге состоялась фестивальная премьера «Каникул» — прим. Фильм Про) — Год педагога и наставника, а такая сцена дискредитирует образ учителя», — рассказала Кузнецова.
Но в официальном заключении Роспотребнадзора, состоящем из 60 страниц, говорилось про эту сцену говорилось, что «в данном случае подросток демонстрирует суицидальные риски, и учитель использует тактику психологического присоединения (копирует поведение, чтобы вызвать доверие — прим. Фильм Про) для предотвращения суицидальных рисков».
Получается, при написании спорных сцен многое решает то, насколько это оправданно сюжетно и считывается аудиторией.
Монтаж на площадке — это плохо
Кузнецова только один раз запросила сделать монтаж сцены прямо во время съёмок, и это обернулось тем, что эпизод пришлось из фильма убрать:«Сцена с детьми на море была вырезана в том числе и из-за монтажа на площадке.
Это была режимная съёмка (на закате) в две смены. Это был большой риск, так как не было прибора, который имитирует солнце. Но оба раза, а смены были не подряд, повезло с погодой, и солнце было настоящим.
После первой смены я попросила режиссёра монтажа собрать «рыбу» сцены, чтобы понимать, что уже есть. И она собрала эту сцену как «рыбу», а не как кино. Я посмотрела, поняла, что это ужасно, и надо переснимать всё. И в частности, я подумала, что в кадре не хватает детей, потому что это не было смонтировано как кино. Мы сняли разные сценки забавные, а ничего этого в материале нет. Мы стали всё переснимать во вторую смену и не успели ничего.
После этого я поняла, что монтаж на площадке — не моя история. Ты хочешь увидеть результат, а ты его не увидишь. Ты увидишь очень плохое кино, а это настолько выбивает из колеи и расстраивает, что тебе кажется, что всё сделано неправильно.
Первая сборка всегда ужасная, и лучшее её не видеть вообще».
Сам монтаж был очень долгий, в общей сложности он занял 9 месяцев. Это была режимная съёмка (на закате) в две смены. Это был большой риск, так как не было прибора, который имитирует солнце. Но оба раза, а смены были не подряд, повезло с погодой, и солнце было настоящим.
После первой смены я попросила режиссёра монтажа собрать «рыбу» сцены, чтобы понимать, что уже есть. И она собрала эту сцену как «рыбу», а не как кино. Я посмотрела, поняла, что это ужасно, и надо переснимать всё. И в частности, я подумала, что в кадре не хватает детей, потому что это не было смонтировано как кино. Мы сняли разные сценки забавные, а ничего этого в материале нет. Мы стали всё переснимать во вторую смену и не успели ничего.
После этого я поняла, что монтаж на площадке — не моя история. Ты хочешь увидеть результат, а ты его не увидишь. Ты увидишь очень плохое кино, а это настолько выбивает из колеи и расстраивает, что тебе кажется, что всё сделано неправильно.
Первая сборка всегда ужасная, и лучшее её не видеть вообще».
В какой-то момент режиссёр монтажа Даша Данилова ушла работать над «Одним маленьким ночным секретом» Мещаниновой, и Кузнецова сама освоила Avid, чтобы завершить фильм. На тот момент итоговая версия была почти собрана, но надо было «допилить» — конкретно на это ушло 3 месяца.
Как понять, а правильно ли я снимаю?
Кузнецова пояснила дебютантам, можно ли постараться почувствовать во время съёмок, какое кино получится:«Ты никогда не знаешь в процессе съёмки, получается что-то у тебя или нет. Я знаю кучу примеров, где талантливые люди старались, а кино не получилось. Это что-то нематериальное, это невозможно предугадать.
Когда я прихожу на площадку, мне важно, чтобы я на месте дополнительно что-то новое про эту сцену поняла и почувствовала, чтобы оно возникло. Если этого не происходит, мне кажется, что магии не случится».
Фильм Про предупреждает: курение вредит вашему здоровью.
Когда я прихожу на площадку, мне важно, чтобы я на месте дополнительно что-то новое про эту сцену поняла и почувствовала, чтобы оно возникло. Если этого не происходит, мне кажется, что магии не случится».