Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Выключили» и зрителя, и бота: «Самоучитель сценариста» исправляет ошибки «Компаньона»

Рассказываем, как и зачем сохранять эмоциональную целостность истории

Комедийный триллер о сексботе, пытающемся отбить право на жизнь, стал одним из заметных хитов проката этого года. Не последнюю роль в этом сыграли как подающая надежды «королева крика» Софи Тэтчер, так и действительно запоминающиеся яркие сцены (чего стоит только шутка, «связанная с языковыми настройками» робота). Но, к сожалению, есть в этой истории и фундаментальная сценарная ошибка.

«Выключили» и зрителя, и бота: «Самоучитель сценариста» исправляет ошибки «Компаньона»

«Выключили» и зрителя, и бота: «Самоучитель сценариста» исправляет ошибки «Компаньона»

© Кадр из фильма «Компаньон»

Создатель Telegram-канала «Самоучитель сценариста» Денис Данилов — специально для Фильм Про.

ОСТРОЖНО! СПОЙЛЕРЫ!

Научно-фантастический триллер «Компаньон» рассказывает историю безоглядно влюбленной девушки Айрис, оказавшейся не человеком, а сексботом, которого владелец сделал орудием своего преступления. Созданная строго для удовлетворения желаний хозяина, Айрис осознает себя как личность и борется за свою жизнь.

Режиссёр и сценарист Дрю Хэнкок использует жанровое пространство для исследования темы токсичных взаимоотношений — и в романтической, и в дружеской плоскостях: к Айрис небрежно относится не только её «возлюбленный», но и его окружение. Искусственное происхождение Айрис поначалу скрыто от зрителя, милая и кроткая девушка не вызывает у нас ничего, кроме сопереживания… пока не случается твист.

«Айрис, спи», — выключает её бойфренд, и неожиданно от героини отключаемся и мы.
Хэнкоку эта отбивка понадобилась для быстрой экспозиции: обозначить противника, его план и преимущество, завязанное на программных ограничениях сексбота. Хэнкок красиво упаковывает метафору эмоциональной манипуляции в предлагаемые обстоятельства: Айрис управляется владельцем через приложение на телефоне.

Но желание удивить дает сбой — мы больше не испытываем к Айрис тех чувств, которые разделяли с ней в первом акте. Почему так происходит?

История в «Компаньоне» рассказывается от первого лица. Зрителю буквально предложено пройти эмоциональный путь героини: от трогательной истории знакомства Айрис с «возлюбленным» до ощущения себя нежеланными (и даже лишними) на чужой вечеринке. С чувствами «бабочек в животе» и психологического насилия знакомы плюс-минус все, поэтому мы быстро устанавливаем эмпатическую связь с Айрис.

Достоверность разделенных переживаний — то топливо, на котором мы должны двигаться в жанровой части истории с убийствами, погонями, и перестрелками. Но отключив Айрис и при этом позволив нам получить эмоциональный опыт вне её сознания, Хэнкок эту эмпатическую связь прерывает. Айрис перестает быть субъектом и становится для нас объектом сюжетного напряжения.

Что ещё хуже, мы получаем пласт информации, неизвестной Айрис, а затем автор тратит немало времени на то, чтобы Айрис узнала всё то же самое. Наша осведомленность приводит к естественному раздражению — мы хотим, чтобы история двигалась вперед, а не дожидалась отстающих.

Возможно, Хэнкоку стоило придерживаться рассказа от первого лица, и позволить нам совершать сюжетные открытия вместе с Айрис. «Айрис, спи», — и мы обнаруживаем себя привязанными к креслу, «подруга» требует «отключить её», а «возлюбленный» рассказывает какую-то дичь о том, что ты не человек, а робот. Да, пришлось бы иначе раскрывать планы антагонистов, но как будто это низкая цена за эмоциональную целостность истории.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100