Сейчас типичный такой сериал состоит примерно из 70 коротких сцен длительностью в пару минут. Производство проектов занимает от одной до трёх недель, а съёмки обычно ведутся с использованием двух камер. Общее правило построения драматургии вертикальных сериалов таково — каждые 30 секунд должен быть «кульминационный» момент.
По словам Чжоу Юаня, основателя и генерального директора пекинской компании по производству вертикальных фильмов Content Republic, аудиторию особенно привлекают простые, но эмоционально насыщенные сюжеты о «любви, богатстве, предательстве и мести». Иногда в качестве персонажей выступают мифические существа — например, вампиры и оборотни.
«Рост популярности этого формата означает, что аудитория не удовлетворена текущим предложением на медиарынке», — констатирует Чжоу Юань.
Content Republic активно развивает новое направление, одновременно работая над производством примерно 60 сериалов по всему свету — от Лос-Анджелеса до Австралии. Основной акцент делается на романтические драмы и на сюжеты о жизни очень богатых бизнесменов.
Компания также активно пользуется технологиями ИИ и планирует с их помощью сократить производство одного проекта до недели.
А что с вертикальным форматом в России и в мире
Изначально такие проекты набрали популярность в Snapchat и Instagram (запрещен в России; принадлежит корпорации Meta, признанной в РФ экстремистской), а затем формат подхватили TikTok (в Китае из-за строгого законодательства пользуются аналогом приложения для местного рынка Douyin).По большей части в мире такой контент производят сейчас в основном блогеры. Но к формату в рамках эксперимента проявляют интерес и признанные мастера киноиндустрии: так, оскароносный режиссёр Дэмьен Шазелл («Одержимость», «Ла-Ла Ленд») в 2020 году снял вертикальный короткометражный фильм в рамках сотрудничества с Apple.
В российской индустрии с форматом работал Тимур Бекмамбетов. Ещё в 2019 году основанная им компания Bazelevs выпустила первый в мире художественный сериал в вертикальном формате. Хоррор «Ночные мертвецы», созданный для Snapchat, состоит из десяти эпизодов продолжительностью по четыре-пять минут. Режиссёрами и сценаристами стали лауреаты «Каннских львов» Шон и Эндрю Хигтоны.
А относительно недавно в этом формате выступил и Кинопоиск: документальный вертикальный сериал «Короче, Достоевский» доступен в соцсетях сервиса, в нём актёр из новой экранизации «Преступления и наказания» Борис Хвошнянский рассказывает о вкладе Фёдора Михайловича в мировую культуру.
ЕКАТЕРИНА ВЕЛЬМАКИНА