Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Пока не попробуем, не поймём, хорошо ли это». Зачем про Пушкина сняли рэп-мюзикл

14 февраля в широкий прокат выходит фильм о величайшем российском поэте, в главной роли — Юра Борисов

Постановку масштабного мюзикла «Пророк. История Александра Пушкина» доверили дебютанту в полнометражном кино Феликсу Умарову, которому на момент съёмок не было и 30 лет. В эксклюзивном интервью Фильм Про он рассказал о своём понимании поэта, работе с актёрами и барьерах, которые приходилось всё время разрушать.

«Пока не попробуем, не поймём, хорошо ли это». Зачем про Пушкина сняли рэп-мюзикл

«Пока не попробуем, не поймём, хорошо ли это». Зачем про Пушкина сняли рэп-мюзикл

© Пресс-служба Централ Партнершип

О зарождении идеи и главном вопросе самому себе перед съёмками

«Страшно было очень сильно, поскольку это действительно огромная ответственность. Это Пушкин. Это величайший поэт России. Это буквально Шекспир для наших людей. Конечно, сделать что-то плохое было невозможно. Нужно было сразу делать что-то, в чем была бы искренность и очень светлое отношение к самому поэту и его фигуре», — рассказывает Феликс Умаров.
Взяться за столь амбициозный проект Феликсу Умарову предложил продюсер Пётр Ануров. Идея музыкального фильма о Пушкине звучала для режиссёра одновременно смело и... странно.

Феликс Умаров
Режиссёр фильма
Безусловно, я испугался. Думал: «Блин, а если снова получится не очень? Тогда зачем это делать?». Я высказал Пете свои сомнения: «А ты не боишься, что Пушкин в нашем фильме будет читать произведения, которые он сам не писал? Как это воспримет аудитория?» Он ответил: «Мы не знаем. Нужно проверить. Пока не попробуем, не поймём, хорошо это или плохо».

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Режиссёр взял паузу на две недели, чтобы обдумать предложение и полностью погрузился в биографию поэта. Всё это время Умаров пытался ответить для себя на главный вопрос: о чём, собственно, должна быть эта история?

Феликс Умаров
Режиссёр фильма
Я вернулся с большой разработкой, где объяснил, что я хочу сделать историю про человека, который с детства понимает, насколько он ощущает себя свободным и что таланту не нужны никакие границы. В то время люди вокруг него постоянно пытаются с разных сторон эту свободу подломить, направить в своих интересах, показать ему какой-то другой путь. А он живёт, согласно своему внутреннему голосу.

О Юре Борисове и работе с другими актёрами

Во время работы Умаров выстроил своеобразную систему координат, в которой актёры за пределами съёмочной площадки находились в таких же отношениях, как их герои в кадре. Поэтому им не приходилось ничего играть — они уже всё чувствовали. Юра Борисов, Илья Виногорский, Роман Васильев… Их дружба на экране — это их настоящая дружба за кадром. Секрет — в тонкой настройке отношений.

По словам Умарова, Юра Борисов использует особый метод игры, когда актёр полностью погружается в свою роль, из-за чего у многих зрителей создаётся ошибочное впечатление, что актёр не играет, а просто остаётся собой на экране.

Феликс Умаров
Режиссёр фильма
То, что люди считают, что Юра не играет, это во-многом его заслуга. Он умеет создать вокруг себя такую систему координат, где ему играть не приходится. И когда ты чувствуешь, что он не играет, это и есть самое ценное. Наша задача — это сделать так, чтобы зритель максимально сильно погрузился в кино и не думал «ммм, а он сыграл не очень». Как только это происходит, это сразу лажа, и выбрасывает зрителя из повествования. А если человек смотрит на героя как на органичного человека, то это, конечно, самое ценное, и к этому необходимо стремиться.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Про дистанцию между эпохой Пушкина и сегодняшним днём

Одна из главных задач режиссёра заключалась в том, чтобы разрушить барьер между зрителем и Пушкиным. Умарову хотелось, чтобы после просмотра фильма зритель сказал: «Да, я знаю этого человека. Мы говорили пару дней назад. Я слышал его проблемы и чувствовал, что с ним происходит». Для Умарова, снимающего фильм о первой половине XIX века, сохранение ощущения актуальности для современного зрителя стало настоящим вызовом.

Феликс Умаров
Режиссёр фильма
Мы старались к этому привести не только с точки зрения современного языка. Также мы старались подойти к этому вопросу с точки зрения костюма… у костюма есть такая граница между эпохой и современностью. Ещё у меня есть яркое событие, как мы разрабатывали купюры для Пушкина. В фильме есть сцена, где он разбрасывается деньгами, и в тот момент… если мы поднимем документы, то купюры выглядели в целом как дипломы, это были здоровенные такие листовки. Но этот образ не считывается как денежный образ в современном мире. И вот мы выбирали самые лучшие элементы, которые больше всего подходят под ту эпоху с точки зрения дизайна, и пытались их уместить в маленькие купюры. И это всё было сделано как раз намеренно для того, чтобы постараться убрать барьер.

Кадр из фильма «Пророк. История Александра Пушкина»

Рэп, звучащий в фильме, также помогает убрать дистанцию между прошлым и настоящим. Но не только.

Феликс Умаров
Режиссёр фильма
Я пытался представить: а если бы Пушкин жил в наше время? В современном мире довольно сложно найти действительно громких поэтов, их единицы. Безусловно, и в тот момент ими были единицы. Но сейчас услышать чей-то внятный голос, который передаётся из уст в уста, довольно проблематично. Я понял, что роль поэтов того времени заняли музыканты, которые в довольно простой форме, благодаря биту или музыке, накладывая свои стихи, могут звучать для аудитории со всех смартфонов. Я понял, что это хорошая отсылка и параллель, которая также помогает зрителю ощутить, кем являлся Пушкин того времени для его окружения.
«Пророк. История Александра Пушкина» — в кино с 14 февраля.
Пророк. История Александра Пушкина
Пётр Ануров, Юрий Борисов, Феликс Умаров, Илья Виногорский, Роман Васильев

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100