Почему важна сценарная запись
В сценарной записи есть свои законы, но заключаются они не в точном размере отступов от края страницы, а в том, почему именно американский формат (его называют «американкой») является универсальным индустриальным стандартом.Сценарий — не самостоятельное произведение, а составная часть кинопроцесса. Это «чертёж» будущего фильма или сериала.
Съёмочная группа должна понять не только сюжет, но и все его переменные: количество действующих лиц и задействованных объектов, объём дневных и ночных смен, натурных съемок и съёмок в интерьере, а также продолжительность всей истории в целом и каждой сцены в отдельности.
Эта «бухгалтерия» ложится в основу КПП — календарно-постановочного плана, который объединяет сезоны, локации и задействованных актёров в максимально оптимальную съемочную последовательность.
Основное правило сценарной записи
Сценарии набираются строго шрифтом Courier New в 12-м кегле с одинарным межстрочным интервалом.Одна страница текста, набранная таким образом, в среднем соответствует одной минуте экранного времени. Благодаря этому все понимают, что по 120-страничному сценарию получится двухчасовой фильм.
Разумеется, если всю страницу занимает диалог, то хронометраж, как правило, меньше, а если на странице много экшена — то больше. Но в среднем на объём сценария это правило работает.
Что такое сцена
Основная рабочая единица сценария — сцена.В сценарной записи под «сценой» подразумевается единство пространства и времени: как только персонажи перемещаются в новый объект или случается скачок во времени, текущая сцена заканчивается и начинается новая.
Как оформляется сцена
Записанная сцена может включать в себя три основных элемента.Первый — хэдер или «шапка» сцены. Это строка, указывающая художественно-технические параметры сцены: где она снимается, что за локация перед нами и в какое время суток разворачивается действие. Например:

«Квартира Лены» — это основной съёмочный объект, в котором может быть несколько игровых помещений. В нашем случае это ванная (кухня, спальня, гостиная), поэтому она упоминается отдельно.
«Утро», «День», «Вечер», «Ночь», «Режим» — это световое состояние объекта. Понятно, что скорее всего в ванной установлен светильник под потолком и производственно нет никакой разницы, в какое время суток в ней происходит действие, но для натуры и помещений с окнами — это вопрос состояния и атмосферы.
Второй элемент — блок действия. Прежде чем переходить к диалогам, нужно описать обстановку (но только если она влияет на сюжет) и действия персонажей. Строго в настоящем времени от третьего лица. Например:

В отечественной индустрии ограничений пока нет, но в Голливуде хорошим тоном считается укладывать блок действия в три строки.
Оформляется диалог суженным столбцом прямой речи, которую предваряет имя героя. Например:

В скобках под именем может также размещаться ремарка (сноска на специфичную физическую или эмоциональную реакцию оппонента). Но этим лучше не увлекаться, оставьте рисунок роли режиссёру и актёрам.
Как меня найдут?
Отдельно оформляется титульный лист сценария — первая страница, на которой приведено название проекта, его авторство и контакты.Нет резона указывать жанр или метражность («сценарий полнометражного фильма»): первое должно считываться с самого текста, а о втором расскажет его объем.
Но крайне важно не забыть указать свои контакты. Для этого подойдут номер телефона и адрес электронной почты.
Без них вас сложно будет найти — сценарии обычно присылаются вложенным файлом, затем редактор обрабатывает входящую почту и сохраняет все тексты в заведённую для этого папку. Если вы не указали свои контакты, вас невозможно будет найти, даже если текст исключительно хорош.
Читайте далее:
Пять вещей, которые надо сделать перед отправкой сценария. Чек-лист
Сценарий как кинолитература: метод Уолтера Хилла
Как написать сценарий мечты и зацепить весь мир. Советы сценариста «Слово пацана» и соавтора «Постучись в мою дверь»