Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как правильно оформить сценарий. Инструкция от эксперта

Если учебники по драматургии — это букварь для начинающего сценариста, то памятка по сценарной записи — его пропись

Рассказываем, что такое «американка», как оформляется сцена и почему нужно указывать контакты именно на титульном листе.

Как правильно оформить сценарий. Инструкция от эксперта

Как правильно оформить сценарий. Инструкция от эксперта

© Sven Mieke/Unsplash

Создатель Telegram-канала «Самоучитель сценариста» Денис Данилов — специально для Фильм Про

Почему важна сценарная запись

В сценарной записи есть свои законы, но заключаются они не в точном размере отступов от края страницы, а в том, почему именно американский формат (его называют «американкой») является универсальным индустриальным стандартом.

Сценарий — не самостоятельное произведение, а составная часть кинопроцесса. Это «чертёж» будущего фильма или сериала.

Съёмочная группа должна понять не только сюжет, но и все его переменные: количество действующих лиц и задействованных объектов, объём дневных и ночных смен, натурных съемок и съёмок в интерьере, а также продолжительность всей истории в целом и каждой сцены в отдельности.

Эта «бухгалтерия» ложится в основу КПП — календарно-постановочного плана, который объединяет сезоны, локации и задействованных актёров в максимально оптимальную съемочную последовательность.

Основное правило сценарной записи

Сценарии набираются строго шрифтом Courier New в 12-м кегле с одинарным межстрочным интервалом.

Одна страница текста, набранная таким образом, в среднем соответствует одной минуте экранного времени. Благодаря этому все понимают, что по 120-страничному сценарию получится двухчасовой фильм.

Разумеется, если всю страницу занимает диалог, то хронометраж, как правило, меньше, а если на странице много экшена — то больше. Но в среднем на объём сценария это правило работает.

Что такое сцена

Основная рабочая единица сценария — сцена.

В сценарной записи под «сценой» подразумевается единство пространства и времени: как только персонажи перемещаются в новый объект или случается скачок во времени, текущая сцена заканчивается и начинается новая.

Как оформляется сцена

Записанная сцена может включать в себя три основных элемента.

Первый — хэдер или «шапка» сцены. Это строка, указывающая художественно-технические параметры сцены: где она снимается, что за локация перед нами и в какое время суток разворачивается действие. Например:

«Инт.» означает интерьер и применяется для съёмок внутри помещения. Если действие разворачивается снаружи, то ставится «Нат.» (натура). Иногда есть необходимость вывести героев на балкон или посадить в машину — в первом случае по-прежнему указываем интерьер, так как балкон является частью помещения, а во втором — чаще будет натура, так как автомобиль движется по открытому пространству.

«Квартира Лены» — это основной съёмочный объект, в котором может быть несколько игровых помещений. В нашем случае это ванная (кухня, спальня, гостиная), поэтому она упоминается отдельно.

«Утро», «День», «Вечер», «Ночь», «Режим» — это световое состояние объекта. Понятно, что скорее всего в ванной установлен светильник под потолком и производственно нет никакой разницы, в какое время суток в ней происходит действие, но для натуры и помещений с окнами — это вопрос состояния и атмосферы.

Второй элемент — блок действия. Прежде чем переходить к диалогам, нужно описать обстановку (но только если она влияет на сюжет) и действия персонажей. Строго в настоящем времени от третьего лица. Например:

Таких блоков может быть несколько, это так называемое негативное текстовое пространство — если уменьшить страницу до масштаба, когда текст уже не читается, блоки действия будут выглядеть широкими чёрными прямоугольниками. Чем они массивнее, тем медленнее читается (и воспринимается!) текст.

В отечественной индустрии ограничений пока нет, но в Голливуде хорошим тоном считается укладывать блок действия в три строки.

Третий элемент — диалог. Это коварная ловушка для начинающего автора, потому что часто возникает соблазн описывать происходящее словами персонажей вместо того, чтобы искать конфликтам форму физических действий.

Оформляется диалог суженным столбцом прямой речи, которую предваряет имя героя. Например:

Имя говорящего всегда указывается в том виде, в котором оно впервые появилось в сценарии — «Лена» может стать «Еленой Андреевной» только в репликах, но не в элементах описания. Это нужно для того, чтобы второй режиссёр мог правильно создать разрезки по персонажам — сцены и реплики каждого конкретного героя.

В скобках под именем может также размещаться ремарка (сноска на специфичную физическую или эмоциональную реакцию оппонента). Но этим лучше не увлекаться, оставьте рисунок роли режиссёру и актёрам.

Как меня найдут?

Отдельно оформляется титульный лист сценария — первая страница, на которой приведено название проекта, его авторство и контакты.

Нет резона указывать жанр или метражность («сценарий полнометражного фильма»): первое должно считываться с самого текста, а о втором расскажет его объем.

Но крайне важно не забыть указать свои контакты. Для этого подойдут номер телефона и адрес электронной почты.

Без них вас сложно будет найти — сценарии обычно присылаются вложенным файлом, затем редактор обрабатывает входящую почту и сохраняет все тексты в заведённую для этого папку. Если вы не указали свои контакты, вас невозможно будет найти, даже если текст исключительно хорош.

Читайте далее:
Пять вещей, которые надо сделать перед отправкой сценария. Чек-лист
Сценарий как кинолитература: метод Уолтера Хилла
Как написать сценарий мечты и зацепить весь мир. Советы сценариста «Слово пацана» и соавтора «Постучись в мою дверь»

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100