— Сейчас, подходя к финалу и оборачиваясь назад, понимаем, что мы много за этот год всего сделали и как-то даже не оценивали это. Смотря назад, я понимаю, что действительно, во-первых, это два самых успешных фильма в наше студийной судьбе с точек зрения зрительской и кассовой. Тут важно упомянуть, что речь идёт сразу о нескольких студиях и наших партнёрах, потому что без них, наверное, это не было бы возможным. Но, так или иначе, «Лёд 3» и «Сто лет тому вперёд» — это самые кассовые фильмы в истории студии. Они теперь занимают первое и второе место, и это здорово. Нам очень приятно, что мы вышли на такой уровень. Ну и для меня лично приятно, как для режиссёра фильма «Сто лет тому вперёд». Если от «Льда» все ожидали этого результата, может быть, плюс-минус, то «Сто лет тому вперёд» нас очень приятно удивил. Поскольку в этом жанре это довольно редкие сборы.
Но, что ещё важнее, это доказательство того, что это может стать франшизой. Это позволило нам уже сейчас запустить активную работу над продолжениями, превращением этого в целую вселенную, франшизу. Сейчас мы работаем сразу над двумя продолжениями. Одно из них будет кинопрокатное, второе будет в виде сериала. Про другое [продолжение] я сейчас умолчу, но так или иначе мы уже близки к тому, чтобы в следующем году заняться съёмками этого фильма.
Поскольку кинопроцесс очень долгий, зрителям кажется, что мы начали — и уже выпускаем. На самом деле мы выпустили в этом году то, что давно делали. Мы уже сняли в этом году несколько очень важных проектов, которые будут выходить в следующем году. Они уже сняты и уже находятся в постпродакшене. В следующем году мы снимаем уже то, что будет выходить в 2026–2027 году. Планов очень много. Есть очень классные релизы следующего года. Мы их очень ждём. Они начнут с начала года выходить, и мы с нетерпением хотим поделиться этими релизами.
— Большие фильмы — это большие деньги, а большие деньги не любят лишнего шума. Расскажите о главных проектах, которыми сейчас заняты ваши студии, из тех, о которых можно говорить.
— Мы в этом году сняли крупнейший для нас фильм, называется «Буратино». Он выйдет в конце будущего года. Станет участником «новогодней битвы». Это был сейчас наш самый большой вызов, запуск ещё одной, как мы надеемся, франшизы. И наш первый шар — надеюсь, не блин — в зоне сказок. Мы делали мюзиклы, мы делали фантастику, мы делали мелодрамы. Сейчас мы заходим на территорию сказки. Мне кажется, это здорово, потому что сказки уже многие снимают, и все делают их по-разному. И вот мы хотим попробовать показать зрителям, как мы умеем это делать. Это первый наш значимый проект. В следующем году мы входим — мы уже объявили об этом на питчинге в Фонде кино — в съёмки фильма. «Весельчак У» рабочее название. Это продолжение вселенной «Сто лет тому вперёд» со всеми вытекающими оттуда. И для меня это особенный проект, потому что я там снова буду режиссёром.
Александр Петров в роли Весельчака У в фильме «Сто лет тому вперёд»
— И с Сашей Петровым в главной роли, и с огромным количеством классных, приятных сюрпризов, о которых я пока умолчу. Потому что процесс-то длинный, фильм выйдет ещё не скоро, релиз назначен аж на 2027-й год. Я кино делаю медленно, обстоятельно, внимательно, поэтому это такой неспешный, но очень большой, важный для меня проект.
У нас выходит ещё с Сашей Петровым в январе наш ближайший релиз — это фильм «Василий». Это приключенческая комедия про двух братьев-близнецов, авантюрная, с большим количеством съёмок в Мексике, с мексиканскими звёздами. Такая межнациональная, классная, яркая, комедийная вещь, которая выйдет в конце января и после новогодних сказок, нам кажется, должна здорово пройти в прокате.
И мы отсняли один замечательный сериал, релиз которого состоится в марте, насколько мне известно. Он называется «Между нами химия». Небольшой дебют студентки Школы «Индустрия» Карины Чувиковой. К дебютам, особенно наших студентов, мы относимся очень трепетно и с любовью. Это максимально небольшой проект, но я уже могу с уверенностью сказать — поскольку у нас уже был релиз на «Новом сезоне», и мы уже получили определенные награды, в частности «Открытие сезона» и «Лучшая женская роль» — я могу смело сказать, что этот сериал получился, и не только первые две серии, которые были показаны. Я уже видел все восемь, и я очень жду, потому что, мне кажется, это будет иметь большую зрительскую любовь.
И есть ещё один сериал, который шоураннит Жора Крыжовников, который мы активно снимаем. Мы сейчас внутри съёмочного процесса. Сериал сложный, большой, очень длинный. Мы перевалили за экватор. В следующем году тоже ожидаем релиза. Вот, пожалуй, не упоминая девелопмента и ещё много всего, это верхушка айсберга.
— А название нового сериала Жоры Крыжовникова?
— Позже. Да, пока позже.
— Хорошо. Вы одна из самых молодых студий на российском рынке, и вы действительно уделяете очень много внимания дебютам. Причём вы порой даёте дебютантам порулить очень большими дорогими машинами, например, франшизой «Лёд 3». Получили потрясающий кассовый результат.
Но вы ещё и студия, которая является пионером в жанре фантастики. Таким осознанным, последовательным пионером. Отряд этих пионеров сейчас ширится, но пока, на сегодняшний день, из 100 самых кассовых фантастических фильмов в российском прокате за всю его современную историю российских фильмов считаные единицы, которые можно пересчитать по пальцам одной руки. И почти все они ваши: «Вторжение», «Притяжение»… Теперь «Сто лет тому впрёд».
Я уже спрашивал вас и ваших коллег, не одиноко ли вам в этом жанре. Сейчас этот вопрос уже утратил смысл. Вам точно не одиноко, потому что скоро будет много российских фантастических фильмов. И мы всё увереннее себя в этом жанре чувствуем. Какие тут есть риски? И какие у нас есть возможности как у кинематографии, которая в этот жанр входит в середине второго десятилетия века?
— Во-первых, я очень рад, что этот жанр живёт. Мне приятно чувствовать себя пионером этого жанра и одним из первопроходцев. Мы, конечно, не единственные. На питчинге Фонда кино Леонид Эмильевич Верещагин поправил меня и сказал, что не забывайте про «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Я не забываю про «Ночной дозор» и «Дневной дозор». Просто довольно сложно считать кассовый успех и деньги, поскольку в тот момент не было [подсчётов] цифр, курсов, зрителей и так далее.
Возможно, одна из причин моей любви к этому жанру — это, собственно, то, что когда вышел «Ночный дозор», я учился в 10-м классе, и для меня это просто был один из моментов, когда я поверил в российское кино. Я считаю себя в некотором роде — совершенно не стесняюсь этого и даже горжусь этим — преемником первых опытов фантастических и Тимура [Бекмамбетова], и Фёдора Сергеевича [Бондарчука], естественно. И здорово, что нам удалось сделать такое количество фантастических фильмов, и они все получились интересными и имели зрительский успех.
По поводу рисков. Как и в любом жанре, я бы попросил своих коллег, конкурентов, партнёров, всех участников нашей киноиндустрии внимательно к этому жанру относиться. Как и любому жанру. Я просто боюсь, что увеличение количества фильмов в этом жанре может способствовать потере в качестве. Это опасно, потому что долгое время считалось, что российская фантастика — это плохо. «Мы не будем смотреть российскую фантастику, потому что это плохо». Потом ты делаешь один фильм, второй, третий — это вызывает доверие у зрителей, они перестают опасаться ходить в кино. Вдруг это становится смотрибельно. Дальше достаточно одного очень плохого фильма, на котором зритель обожжётся и опять какое-то количество времени не будет ходить на этот жанр. Даже если будут хорошие фильмы. И тут самое печальное, что иногда страдают не те, кто виноват в этом, а те, кто выходят после.
Не буду говорить, что мы единственные делаем сложный жанр. Это неправда. Жанры разные, жанры сложные. И мы не одни такие молодцы, слава богу, в индустрии. Есть с кем поконкурировать и за кого порадоваться в индустрии. Но, тем не менее, жанр фантастики, условность этого жанра требует очень детальной и внимательной проработки условий мира, в котором развиваются события. Требует знания какого-то бэкграунда этого жанра. Чтобы делать фантастику, нужно её любить. Нужно знать матчасть, нужно читать фантастику, нужно смотреть, что было снято до тебя. Этот жанр требует знания этого жанра, знания этих миров и умения создать их убедительно, заставить зрителя поверить в очень серьёзную условность этого жанра. Это похоже в этом смысле на фэнтези, сказку. Чем условнее жанр, тем сложнее зрителя убедить в его реальности. Это упирается просто в большое время, которое нужно потратить на подготовку. Тут важно не схалтурить.
Чтобы делать фантастику, нужно её любить. Нужно знать матчасть, нужно читать фантастику, нужно смотреть, что было снято до тебя.
Поэтому риски заключаются лишь в том, что, увеличивая количество этих фильмов, можно где-то потерять в качестве и зрителя разочаровать. Я надеюсь, что этого не произойдёт, потому что это очень важный жанр, недооценивать его нельзя. Нельзя на себя слишком большую ответственность брать, но он связан с тем, что он формирует у зрителей, у молодого поколения, какое-то представление о будущем, страхи и надежды об этом будущем. То есть в определённом смысле он несёт большую воспитательную функцию, этот жанр. О чём мы будем мечтать, куда мы будем стремиться, как мы будем видеть своё будущее. Поэтому надо эту ответственность чувствовать и постараться быть честным с собой как профессионалом. Мне кажется, риски таковы, но и награды будут большие, если мы про это поговорим. Мы можем воспитать целое поколение людей. Тут главное не ошибиться.— В этом году по валовым общерыночным сборам мы, скорее всего, превзойдем прошлый год, но «зависнем» примерно в ₽10 млрд ниже планки допандемийного 2019 года. Тогда общие сборы были ₽55 млрд. Правда, 70% из них приносило голливудское кино, а сейчас почти 90% зарабатывает российское кино. Можем ли мы сами вернуть рынок на те обороты, которые были, за счёт своего кино? По силам ли нам эта задача?
— Я уверен, что по силам. Я сейчас, может, слишком оптимистично прозвучу. Потому что я всё понимаю и сам всё время говорю о том, что у нас есть кадровый голод, о том, что нам нужно развивать школы. И это всё правда. Нам действительно нужно всем этим очень активно заниматься. Одна из самых больших моих забот как одного из руководителей Школы «Индустрия» и преподавателя — это обучение. Мне бы хотелось, чтобы все институты — я сейчас имею в виду государственные институты, частные финансовые институты — обращали внимание на школы. Потому что, мне кажется, там требуется внимание, финансирование и усилие, чтобы было гораздо больше режиссёров, сценаристов, операторов, продюсеров и так далее.
Но в целом я смотрю на это всё с оптимизмом. Мне кажется, здесь просто нет не важных звеньев цепи. Здесь нужно как-то всем собраться, потому что, мне кажется, ресурсов и опыта сейчас довольно много. Его достаточно, чтобы наращивать обороты. Совершить, может быть, резкий скачок — наверное, нет. Но год за годом прибавлять и наращивать эти обороты — у нас ресурса достаточно. Нам нужно просто быть внимательными ко всем звеньям цепи индустрии, начиная от развития институтов финансирования этого кино (и оно, вроде бы, развивается) и заканчивая теми, кто сейчас молодое поколение, которое очень важно не прозевать и быть внимательным к нему.
И я сейчас опять имею в виду всех, включая нас — кинематографистов, режиссёров… Мы должны делиться опытом, мы должны преподавать, мы должны тратить на это время, даже если нам кажется, что мы выращиваем конкурентов. Мы должны находить на это собственный ресурс. Обязательно. Потому что если это поколение не вырастет, то не будет никакой преемственности. А она необходима. Потому что время меняется очень быстро, тема меняется очень быстро, киноязык меняется очень быстро. И об этом очень нужно заботиться и внимательно к этому отнестись. И всё будет хорошо, я в этом уверен.