Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Сергей Сельянов: «Хочется нам всем пожелать в 2025 году побольше мозгов»

Итоги кинематографического 2024-го от руководителя кинокомпании СТВ и основателя студии «Мельница»

Поговорили с продюсером о Лунтике как культурном коде, полнометражной недостаточности сказок и, конечно, планах на 2025 год.

Сергей Сельянов: «Хочется нам всем пожелать в 2025 году побольше мозгов»

Сергей Сельянов: «Хочется нам всем пожелать в 2025 году побольше мозгов»

— Вначале давайте окинем взглядом уходящий 2024 год. Чем он стал для ваших студий?

— Мы выпустили несколько новых картин – наша сказка «Огниво», первый полнометражный фильм о приключениях Лунтика, комедию «Танцуй селедка», два анимационных фильма о «Трех богатырях», также у нас есть авторское очень интересное кино Заки Абдрахмановой, которое мы делали вместе с компанией «Глобус Фильм» - «Папа умер в субботу». И запустили в производство порядка семи новых фильмов, которые выйдут в 2025-2026 годах. В общем, работаем. Вот так бы я описал этот год. Не было ничего сверхъестественного, на мой взгляд. Все проекты оказались успешными в этом году — в нашей студии, я имею в виду.

— У вас и «Огниво» показало крепкие кассовые результаты, и «Лунтик. Возвращение домой» удивил очень многих, особенно тем, что на него пошла не только малышковая аудитория, но и дети постарше, и даже подростки.

Кадр из мультфильма «Лунтик. Возвращение домой»

— Да, да. Ну это же тоже наши зрители бывшие. Кто-то начал смотреть в два годика, в три — сейчас им по 15–20. И не забывайте, что это часть жизни, часть внутреннего мира многих наших соотечественников. Мы этим гордимся. И да, этот результат — он действительно неожиданный был для нас, но тем он приятней.

Лунтик — это часть жизни, часть внутреннего мира многих наших соотечественников. Мы этим гордимся.

— При тех результатах, которые показало «Огниво», важно отметить, что это оригинальная сказка. Да, у неё есть литературный первоисточник, но он не наш, не русский, не фольклорный. Это Ханс Кристиан Андерсен. И это, по сути, абсолютно оригинальный сценарий, который, тем не менее, показал, что практически с нуля выдуманная сказка всё равно может собирать очень хорошие деньги. (₽1,2 млрд на момент публикации материала. — Прим. Фильм Про.)

— Почему бы нет? Мы тоже учимся рассказывать хорошие истории. Не только в XIX веке их умели писать, но и сейчас иногда получается. И придумывать интересно. В сказке «По щучьему велению» мы много допридумали. Но здесь еще больше. «Огниво» перенесено на русскую почву. От Андерсена осталось мало. Сказки же не очень длинные, поэтому нам необходимо придумывать что-то еще. Понятно, что к народным сказкам прикасаться кривыми руками - это плохо для кармы. Но если ты это делаешь как-то по-честному, с любовью, если ты в этом купаешься и плывешь свободно, то надо это делать. Сказка все время живет вместе с людьми и меняется по настроению. Известно же, что у всех народов сказки очень кровавые. Особенно скандинавские. Но и наши тоже. Это сейчас Баба Яга у нас смешная, а раньше - не забалуешь. Поэтому придумываем. Стараемся.

— Ваши фильмы — и анимационные, и игровые — как правило, хорошо продаются за рубежом. Как обстоят дела с международными продажами у СТВ и «Мельницы» сейчас?

— Сейчас эти обстоятельства сложные для всех, поскольку самые главные рынки не хотят видеть на своих экранах игровое российское кино. Но с анимацией несколько полегче. Дружеские страны как хотели, так и хотят нас показывать, и конечно, мы со всеми ними сотрудничаем. Мы понятно хотим, чтобы наше кино смотрели в разных частях света. И мы продолжаем работать в этом направлении. Ничего нового нет пока, нет неожиданного взлёта по продажам, но и какого-то страшного падения — не произошло. Преодолеваем проблемы. Понятно, что сейчас продаётся всего на меньшие суммы, чем несколько лет назад. Тем не менее, продаётся, и хорошие фильмы находят свою дорогу в жизни.

Мы, конечно, хотим, чтобы наше кино смотрели в разных частях света. Но здесь я тоже употреблю всё то же слово: работаем. Преодолеваем проблемы. Иногда не преодолеваем. Понятно, что сейчас продаётся всего на меньшие суммы, чем несколько лет назад. Тем не менее, продаётся, и хорошие фильмы — они находят свою дорогу в жизни.

— В условном пироге бизнеса СТВ имеется экспорт. Какой это был кусок и какой стал сейчас?

— Для разных типов фильмов это разные показатели. Половину бюджета фильма точно можно было закрыть зарубежными продажами мультфильма. Качественного, конечно, который продаётся. Сейчас, видимо, процентов 15–20.

— Давайте поговорим о планах студий на 2025 год. У вас выстроился очень впечатляющий мультижанровый лайнап. Расскажите о ваших «локомотивах».

— Следующий год в этом смысле будет как раз не очень обычным, потому что у нас получилось больше фильмов, чем обычно. Они все снимаются в этом году, но естественно, дорабатываются и выходят в следующем. И их действительно много.

Во-первых, сейчас выйдет «Иван Царевич и Серый Волк 6». Он выйдет ещё в 2024 году, за несколько дней до Нового года, но в основном будет работать уже в 2025 году.

Трейлер мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк 6»
В начале января на экранах появится драма Алены Званцовой «День недели любой» - фильм получил приз за операторскую работу на фестивале «Зимний». Затем в прокат выйдут два новых мультфильма. Это «Маракуда» ( мы делали эту историю совместно со студией «Сказка») — про такого первобытного пацана, который решает свои проблемы. Оно очень яркое, очень нам симпатичное, со всякими фантастическими животными того времени — первобытного, доисторического. Затем весной выйдет «Ганзель и Гретель: Миссия “Спящая красавица”», который вместе с Воронежской анимационной студией делаем. Первая часть - «Гензель и Гретель. Агентство Магии» как раз имел огромный международный успех и у нас достаточно качественно прошёл (2021, ₽74 млн сборов. — Прим. Фильм Про).

Лето – осень, пока нет точной даты проката, но скоро появится - это комедия режиссёра Алексея Чадова. «(Не) искусственный интеллект». Семейная комедия для Алексея Чадова – новая территория. Для меня, конечно, неожиданно, что он вдруг обернулся в сторону комедии. Но на самом деле у Алексея есть прекрасный опыт для этого фильма. Опыт отца. Это очень важно для человека, который занимается кино, где герои – подростки. «(Не) искусственный интеллект» – это история про общение молодого человека, нашего современника, с искусственным интеллектом, который встроен в экзоскелет. Тема актуальная, и мы часто пользуемся таким интеллектом, не задумываясь особо об этом. Но наше размышление в фильме – комедийное – о том, насколько этот интеллект может быть разумным, насколько он может быть другом человека. Тема вечная, но тем не менее и актуальная. Удивительно, но, когда мы прочитали сценарий, то не сговариваясь, решили, что наш герой – Леон Кемстач из «Слова пацана», нам кажется, он отлично сыграет эту роль».

Бакур Бакурадзе закончил месяц назад съёмки фильма «Лермонтов». Бакур один из самых выдающихся кинохудожников сегодня, и всем, кто любит и ценит кино за «особое вещество», это безусловно должно быть важно и интересно. Это кино про последний день жизни Лермонтова. В общем, это по-настоящему интересное большое художественное произведение. Верю, зритель к нему не останется равнодушным.

Дальше необычный фильм, который снял Женя Сангаджиев. Называется он «Космическая собака Лида». Это фантастическая комедия, но какая? Это то, чего на наших экранах не было последние 10–15–20 лет. И своей энергией необузданной, мне кажется, фильм возьмёт своё. Один из уникальных элементов этого фильма: Женя Ткачук. Известный замечательный актёр, который в этом фильме играет несколько ролей, сильно разных. Это сам по себе аттракцион. Пластические гримёры там поработали, ну и сам Женя, конечно вместе с другим Женей, режиссёром. Это само по себе необычно, притягательно и интересно для всех, кто любит кино. Можно сказать, что это дебют Сангаджиева в полном метре, до этого у него были два хороших интересных сериала «Балет» и «Хэппи Энд».

Ну и два самых больших проекта - новая сказка «Горыныч», в главной роли Саша Петров и… дракон, точнее совсем маленький дракончик по имени Горыныч, который будет создавать при помощи компьютерных технологий компания CGF Александра Горохова. Герой Петрова попадает в сказочное прошлое и получает там на воспитание маленького дракона, который остался совсем один Собственно, их жизнь в этом тридевятом царстве составляет основу истории. Это уже четвёртая сказка, которую мы делаем. На этот раз её отличие от предыдущих наших сказок еще и в том, что там есть музыкальные номера. Нам нравится — надеюсь, понравится и зрителям.

И есть у нас фантастическое кино «Девятая планета». Это большой фильм с большим количеством графики. Существенная часть действия происходит на другой планете, где герои преодолевают сопротивление этого мира. Там есть и история любви, которая является спасением для мира, и экшен, и братство ребят, которые попадают в этот другой мир, и фантастические твари, и многое другое. Снимали в Москве, Марокко и на Сокотре. В главных ролях Юра Борисов Ира Старшенбаум, Алексей Серебряков и замечательные молодые актеры – Данил Стеклов, Константин Белошапка, Максим Емельянов, Семен Литвинов... Сейчас идёт монтаж, ну и постпродакшн в целом: компьютерная графика, звук, музыка.
Касательно наших франшиз анимационных – продолжаем работу над богатырским циклом. В декабре 2025 года выйдет «Три богатыря и свет клином». А летом мы, видимо, повторим наш достаточно удачный кинотеатральный эксперимент с фильмом про богатырей, собранным из трёх 20-минутных историй. Мы так и назвали это дело: «Три богатыря. Ни дня без подвига». Я думаю, что в конце мая — в начале июня мы выпустим «Три богатыря. Ни дня без подвига 2».


— Пока мы взвешиваем кассовый потенциал 2025 года, но он выглядит довольно обнадеживающе. В 2024 году мы, скорее всего, зафиксируем рост по сборам где-то в пределах 20%, скорее, ближе к 15%. По зрительскому трафику всё не так красиво, как по рублёвому номиналу. Довольны ли вы как студия — лидер российского кинопроизводства теми темпами, которыми мы обретаем сегодня контентный суверенитет? Или, проводя аналогию с продовольственной безопасностью, «контентную безопасность», когда мы можем «тащить» свой рынок, опираясь на собственные силы?

Президент России Владимир Путин и Сергей Сельянов на церемонии вручения президентской премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества в 2015 году

— Ну нет. Я болею за индустрию, поэтому я не вполне удовлетворён. С одной стороны, она в хорошей форме (в лучших своих проявлениях). С другой стороны, просто даже по количеству выпускаемых картин: их недостаточно. С одной стороны, понятно, что в существенной степени это завязано на государственную поддержку. Но, так или иначе, их недостаточно. Нам нужно производить 250–300. Мы выпускаем 200. Производится в моменте больше, но выходит в год порядка 200. Этого просто статистически недостаточно, чтобы кинотеатрам жилось нормально. Новый год — там у нас суверенитет, будьте-нате, стопроцентный. Или под 8 марта, или под осенние каникулы. Но по-прежнему летом (хотя это лето было чуть лучше, чем предыдущее) не так много, прямо скажем, российских картин с хорошим зрительским потенциалом.
Америка делает 800 фильмов в год. Из них 25 берут всю кассу мира, существенную часть. Ещё 100 - рабочие, то есть приносят вполне заметные деньги. Но мы сейчас даже не про деньги, а про интерес зрителей. Остальные 700, 650 — это, уже ниже среднего…. Это везде так.


Я болею за индустрию, поэтому я не вполне удовлетворён. С одной стороны, она в хорошей форме (в лучших своих проявлениях). С другой стороны, просто даже по количеству выпускаемых картин: их недостаточно

Америка делает 800 фильмов в год. Из них 25 берут всю кассу мира, существенную часть. Ещё 100 такие рабочие, то есть они приносят вполне заметные деньги. Но мы сейчас даже не про деньги, а про интерес зрителей. Остальные 700, 650 — это, в общем… трэш. Это везде так. В советское время было так, и сейчас у нас в России так. Но мы делаем мало. Если вы делаете 800, у вас остаётся хорошее кино, достаточное для того, чтобы заполнить годовой репертуар не только своих кинотеатров, но и многих кинотеатров в мире. Если вы делаете 200, то немножко — да не хватает. Фонд кино как ответственный за зрительское кино в стране работает. Над этим мы тоже стараемся, но, видимо, у нас ещё нужно обсуждать и предпринимать дополнительные усилия.

— Ваши пожелания коллегам, партнёрам, конкурентам на 2025 год?

— Хочется нам всем, включая в первую очередь себя, пожелать побольше мозгов. Потому что самое сложное — это придумывать проекты, придумывать истории, чтобы они были интересны зрителю и обладали бы максимальным кинематографическим качеством. Вот, собственно, и всё. Если это будет, то всё остальное будет: зритель в кинотеатрах, и мы сами будем довольны, что немаловажно. И раз уж мы о пожеланиях и поздравлениях, то, конечно, хотелось бы всем коллегам и себе пожелать, чтобы работа приносила радость.
Огниво, Слово пацана. Кровь на асфальте, Горыныч, Иван Царевич и Серый Волк 6, Лунтик. Возвращение домой, Операция: Спящая красавица, Три богатыря. Ни дня без подвига
Алексей Серебряков, Алексей Чадов, Сергей Сельянов, Бакур Бакурадзе, Евгений Ткачук, Александр Петров , Евгений Сангаджиев, Юрий Борисов, Ирина Старшенбаум

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100