Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Как работает дуэт сценаристов франшиз «Планета обезьян» и «Аватар»

Рик Джаффа и Аманда Сильвер не только супружеская пара, но и плодовитый сценарный тандем

Рик Джаффа и Аманда Сильвер – дуэт сценаристов и продюсеров, известный по фильмам «Планета обезьян», «Аватар» и «Мир Юрского периода» – рассказали о работе в паре и совместных проектах с Джеймсом Кэмероном и Стивеном Спилбергом.

Как работает дуэт сценаристов франшиз «Планета обезьян» и «Аватар»

Как работает дуэт сценаристов франшиз «Планета обезьян» и «Аватар»

© Скриншот On Story: 509 Planet of the Apes: Reimagining a Sci-Fi Franchise

Рик Джаффа и Аманда Сильвер настолько сработались, что уже заканчивают предложения друг друга. Именно эта привычка помогает им в создании самых масштабных голливудских фильмов. А ещё – в сохранении 35-летнего брака.

10 мая в мировой прокат вышла их новая работа – «Планета обезьян: Новое царство». В интервью The Hollywood Reporter дуэт размышляет, как решение стать продюсерами спасло их, когда студия хотела их уволить из проекта «Восстание планеты обезьян», делятся, каково получить 800 страниц черновиков от Кэмерона и объясняют, почему стать толстокожими – ключ к выживанию для голливудских сценаристов.

Долгая дорога Джаффа от агента к сценаристу

Джаффа: Я начал свой путь, когда был совсем молодым. Я любил кино и видел массу фильмов. Я переехал из своего маленького городка в Даллас и регулярно ходил в кинотеатр, где крутили старые фильмы. И мне всегда казалось очень интересным попробовать сделать кино. Наше первое свидание с Амандой закончилось в кафе, где мы всю ночь напролёт говорили о фильмах за кофе и блинами. И именно с этого момента я начал всё больше и больше думать, что могу переквалифицироваться из агента в сценариста.

О «Руке, качающей колыбель» – первом сценарии Сильвер

Кадр из фильма «Рука, качающая колыбель»

Сильвер: Это был мой первый полный сценарий и у меня определённо не было каких-то ожиданий, что я смогу его продать, а на то, что фильм станет успешным, даже не надеялась. Чтобы он стал успешным – потребовалось много времени и правок. Рик пришёл и начал писать со мной.

Джаффа: С того момента, как мы начали получать реакции от наших друзей, многие из которых были агентами, мы осознали, что у нас есть большие шансы продать сценарий. Он напоминал коммерческий и самобытный триллер.

Сильвер: Но я писала диплом, а не коммерческий сценарий. Писала потому, что это личный взгляд, женская точка зрения. Какое-то время спустя мы уже не пытались выразить что-то личное. Мы переходили с работы на работу и решали для себя, что хотим сказать.

О четырнадцати годах без больших проектов

Сильвер: Мы сделали три фильма, очень непохожие друг на друга, для Working Title (прим. британская киностудия) в нулевых. Нам нравилось работать с ними и нам нравились эти сценарии.

Джаффа: Один из них – любовная история на фоне Первой мировой войны. Другой – сёрф-нуар, происходящий в Южной Калифорнии. Это было круто и весело. А ещё была романтическая комедия с элементами фэнтези.

Сильвер: Вы что-то пишете. Вы тратите на это год работы. Вы вкладываете в сценарий душу и сердце. И его читают двадцать человек.

Джаффа: Не сказать, что это были тяжёлые времена. Мы зарабатывали на жизнь и строили семью. И это было здорово. Но в то же время болело сердце за героев, у которых не было шанса оказаться на большом экране.

Как строится работа в паре

Джаффа: Мы срабатывались годами. Мы можем писать два сценария одновременно, и один из нас будет руководить одним, а второй – другим. И каждые тридцать страниц, или около того, мы обмениваемся наработками, обсуждаем, делаем заметки. А потом в какой-то момент думаем: «Давай напишем это вместе от начала до конца». И вот мы сидим и... начинаем историю с самого начала. Много разговоров (иногда мы заканчиваем предложения друг за друга), много заметок, обмен идеями и так далее. Набросок начинает приобретать форму, мы вновь берёмся за черновик, и просто смотрим, к чему придём.

О продюсировании «Восстания планеты обезьян»

Джаффа: Судьбу сценариев, которые мы очень любим, но которые так и не были поставлены, решали в закрытых комнатах без нашего участия. И поэтому, когда к нам пришла идея новых «Обезьян», мы позвонили Питеру Кангу, который был исполнительным продюсером фильмов в студии Fox и сказали, что у нас есть идея, как перезагрузить одну из их франшиз, но мы должны быть её продюсерами.

Сильвер: Это был 2006 год. Когда мы продали эту идею, они не дали нам каких-то больших обещаний. Они просто наняли нас как сценаристов. Да и у нас не было особых амбиций. Я своего рода интроверт. Мне привычнее быть со своим компьютером и с историей, но из этого всё и выросло.

Сильвер: Мы были уволены несколько раз, и несколько раз нас возвращали. Мы прошли с «Восстанием» весь путь от начала до конца. Слава богу, что мы потребовали быть продюсерами. Я хотела бы, чтобы больше сценаристов были продюсерами своих работ. Вы пишете сценарий, заканчиваете его, а затем приходит режиссёр и делает фильм, и вы с волнением ожидаете премьеры. Но между этим - никаких новостей, ничего неизвестно на протяжении 18-ти месяцев.

Джаффа: Мы призываем всех сценаристов, с которыми общаемся, требовать право быть продюсерами своих проектов. Ведь если ты не спросишь, тебе этого никто не предложит. Нужно спрашивать самому. Иногда нам говорили «нет». И это нормально, мы по крайней мере попробовали.

О встречах со Стивеном Спилбергом и волнении перед питчингом

Джаффа: Я думаю, Спилберг был фанатом «Восстания планеты обезьян». Впервые мы встретились за день до того, как мы начали писать первые наброски «Рассвета планеты обезьян», второго фильма франшизы. Это было общее знакомство. Мы даже не готовились, были глубоко погружены в сценарий «Рассвета».

Сильвер: Я в принципе выхожу из зоны комфорта на встречах подобного рода, но встреча со Стивеном Спилбергом бросала меня в дрожь. Я думаю, он привык, что люди относятся к нему с трепетом. Но он профессионал и всегда успокаивает. У нас была серия встреч с ним с того момента, как мы получили работу, на которых мы обсуждали саму историю прежде, чем он отправил нас писать. Я думаю, есть много сценаристов-интровертов, покидающих свою зону комфорта во время питчинга. Тут совет простой - отращивать очень толстую, грубую кожу, оставаясь при этом чувствительным и открытым.

Джаффа: Немного того же самого духа, который мы привнесли в «Обезьян», оживило и франшизу «Парк Юрского периода». Это было тщательное внимание к героям и событиям старых фильмов, но в то же время движение в новом направлении. Что-то в том же духе мы сделали для «Восстания», а потом и для «Аватара». И мы слышали, Дэвид Кепп пишет сценарий следующего фильма. Он великолепный писатель, действительно интересно посмотреть, что он сделает дальше.

Про Кэмерона и «Аватар»

Сильвер: Джеймс Кэмерон гений кастинга, и он знает, чего хочет от сценаристов. Ему нужна была помощь в том, чтобы разобраться с сюжетом, который на тот момент представлялся ему разбитым на три фильма. Мы тогда работали с ним и Джоном Ландау над «Фантастическим путешествием» для студии Fox. Я думаю, мы сделали два черновика.

Джаффа: Он был поклонником «Восстания планеты обезьян», а потом спросил, есть ли какой-то вариант сценария, который нравится нам больше других. Мы отправили ему сценарий – и вроде не финальный. Потом Джим сказал мне на одной встрече, что знает нас как супружескую пару, долго работающую вместе. Мы умеем слушать друг друга и работать в команде. Мне кажется, что это всё повлияло на его решение работать с нами.

Джаффа: Мы договорились, и я написал ему: «Мы так взволнованы. Есть ли что-нибудь, что нам надо изучить перед тем, как мы приступим?». И тогда он отправил мне длинное электронное письмо со ссылкой на Пандорапедию (Википедию по «Аватару»). Я нажал «Печать», и она продолжалась, продолжалась, продолжалась… Это было только начало. Он заставил нас прочитать множество книг, посмотреть множество фильмов, изучить искусство. Он делал заметки для «Аватара», ещё учась в старших классах. Он собрал нас вместе с другими коллегами-сценаристами Джошем Фридманом и Шейной Салерно и буквально провёл нас через свои идеи, поделился заметками о персонажах, сюжетных поворотах и так далее. Мы просто несколько недель посещали высшую школу «Аватара».

Сильвер: С ним очень здорово сотрудничать, потому что он уверен в себе и знает, чего хочет, но в то же время он открыт к предложениям. Художники были этажом выше нас, и мы отправляли туда наверх свои идеи. Обратно они передавали шикарные изображениям с персонажами, существами и декорациями. Это было чудесное время, полгода продуктивной работы.

Джаффа: Когда мы отправили ему написанное, он был очень взволнован и сказал: «Я беспокоюсь, что это будет очень долго». На что я ответил: «Мы тоже. Вы хотите, чтобы мы вернулись и переписали сценарий или продолжали?». В ответном письме было сказано: «Продолжайте». Мы и продолжили. Были попытки объединить продолжение «Аватара» в один фильм, но потом Джим пришёл и сказал: «Слушайте, давайте сделаем два».

О будущем франшизы «Планета обезьян»

Джаффа: В «Новом царстве» мы чувствовали, что закладываем основание минимум для двух фильмов с теми же героями. Но посмотрим. Многое зависит от реакции аудитории.

Сильвер: Когда тебе впервые приходит в голову идея о возрождении франшизы «Планета обезьян», ты видишь девять фильмов. Мы подумали: «Это безумно амбициозно». Но мы пробуем. Пока четыре.

Джаффа: Я вижу девять. Я не знаю, сделаем ли мы девять, но я бы хотел.

Сильвер: Действительно интересно работать над франшизой, которая по-своему провокационна, которой есть что сказать и есть, что спросить.

Совет будущим сценаристамСильвер: Постарайтесь делать истории личными, насколько это возможно, не ограничивайте себя тем, что хочет рынок.

Джаффа: Основная задача – это показать свой материал людям, которые действительно могут помочь в продвижении сценария и начале карьеры. Если вам есть что сказать, то, я думаю, в конце концов, вы найдете свой путь.
Аватар, Рука, качающая колыбель, Восстание планеты обезьян
Джеймс Кэмерон, Джош Фридман, Рик Джаффа, Аманда Сильвер, Шейн Салерно, Стивен Спилберг, Дэвид Кепп, Джон Ландау

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100