Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Рецепт хороших «Претендентов»

Как получить идеальный результат в кино, делая что-то в первый раз

Критики дружно хвалят вышедших на экраны «Претендентов» — мелодраму о любовном треугольнике на фоне теннисного корта. Зендайя в этом фильме впервые выступила в качестве продюсера, Джастин Курицкес написал свой первый киносценарий, а Лука Гуаданьино окончательно отошёл от прекрасных до вычурности пейзажей. Как сделать что-то в кино впервые и получить хороший результат? Приводим рецепты от создателей «Претендентов».

Рецепт хороших «Претендентов»

Рецепт хороших «Претендентов»

© Фото: кадр из фильма «Претенденты»

Джастин Курицкес, сценарист: думай, как улучшить и без того прекрасное
До «Претендентов» Курицкес был театральным драматургом. Этот опыт помог ему, но пьесы — далеко не то же самое, что киносценарий. К тому же идея для кино Курицкесу пришла весьма нетривиальная: он хотел рассказать историю о теннисе, к которому был совершенно равнодушен до тех пор, пока не увидел матч между Наоми Осакой и Сереной Уильямс в финале Чемпионата США в 2018 году.

«Мне сразу же показалось по-настоящему кинематографичным, что ты совсем один на корте, что есть только один человек, которому так же небезразлично, что происходит с тобой в этом матче, как и тебе самому, и ты не можешь с ним поговорить. Я начал думать: "Что, если бы вам действительно нужно было поговорить о чём-то важном, что выходило бы за рамки тенниса? За рамки спорта? О чём-то, что касалось бы вас лично? Как бы вы провели этот разговор? И как вы могли бы безмолвно передать напряжённость этой ситуации, используя язык кино?»

После этого Джастин, как одержимый, начал смотреть теннис и только теннис. Он обнаружил, драматизм в этом виде спорта гораздо выше, чем в любом фильме или телешоу. И когда Курицкес думал о будущем сценарии, то постоянно пытался ответить себе на вопрос о том, как можно написать что-то настолько же интересное, как теннис, только ещё лучше? Что ему хотелось бы увидеть на экране такого, что перебило бы его потрясающие впечатления просто от матча?

«Когда я по-настоящему спросил себя, какой была бы моя гедонистическая мечта о том, что я мог бы посмотреть, это был бы потрясающий теннисный матч, и чтобы кто-нибудь при этом шептал мне на ухо обо всех тёмных вещах, которые происходят с игроками и влияют на то, как они играют. Именно так я начал думать о фильме, и именно этот дух руководил мной при написании сценария».

Результатом стала история, в которой женщина и двое мужчин любят, дружат, занимаются сексом, ненавидят, делают друг друга лучше в профессиональном и человеческом отношении — и всё это на фоне непрерывного спортивного соперничества

Лука Гуаданьино, режиссёр: не мучай актёров зря и не мысли как дизайнер
Гуаданьино в «Претендентах» отступил ещё дальше от гламурных пейзажей и интерьеров. Наиболее драматичные ключевые сцены здесь происходят в очень банальных, обыденных местах - например, в сетевом ресторане. При этом он даже нарочно выбирает локации, которые визуально выглядят не слишком хорошо: для «Претендентов» он, например, долго искал настенную плитку, на фоне которой будет происходить диалог, и выбрал в итоге самую ужасную.

«Хороший кадр — это когда ты видишь персонажей, а не дизайнера. Иногда мой художник-постановщик что-то показывает, и я говорю: “Это слишком киношно, мы не должны так делать. Мы должны показать что-то, что соответствует реальности, которую мы описываем”. Главным аспектом кинематографа должна быть актёрская игра, характер. Если вы ставите актёра посреди искусственного, фильм становится неестественным».

Вообще Гуаданьино считает, что любое действие актёров на площадке может очень много дать режиссёру. Он ценит спонтанность реакции. Во время съёмок Майк Фест, игравший Арта, был в таком напряжении, что стал постоянно покусывать палец, и Гуаданьино велел ему продолжать в том же духе. Он предпочитает давать актёрам максимум свободы и не делать больше двух дублей.

«Наблюдать за перформансом всегда захватывающе, и если мне станет скучно или не будет сил, я просто прерву съёмки. Не обязательно снимать по 90 дублей. Я ненавижу давить. Если всё и так здорово, зачем нужно мучить людей?

Зендея: используй свой предыдущий опыт
В «Претендентах» актриса столкнулась с двумя сложностями: ей нужно было выполнять работу продюсера и выглядеть естественно в качестве опытного игрока в теннис. При этом об игре она не знала ничего. Зендее пришлось начинать с нуля, смотреть очень много матчей, и она очень переживала, что не сможет всё сделать как надо. В конце концов она решила подойти к игре как к танцу.

«У меня есть танцевальное образование, поэтому я попыталась подойти к этому с точки зрения имитации. Может, я и не самый лучший игрок в теннис, и мяч может попасть не туда, куда нужно, но в любом случае мне не нужно беспокоиться о мяче. Мы можем забросить мяч позже. Всё сводилось к тому, чтобы подобрать движения и постараться максимально соответствовать им. У нас были потрясающие пары, которые были по-настоящему талантливыми теннисистками. Мы нашли девушку, которая соответствовала моему телосложению, и я следил за ней. Я наблюдал за работой её ног. Я бы бесконечно записывал видео, где мы стоим бок о бок, и старался синхронизировать движения моих ног, моих рук - просто чтобы это было как можно ближе к тому, как она выглядит».

Что касается работы продюсера, то она укрепила мечты Зендеи однажды снять собственное кино. Сейчас она считает, что ещё не настолько уверена в себе — но у неё есть потребность задавать правильные вопросы, вникать в визуальный язык и понимать, как устроена работа абсолютно всех на площадке. В качестве продюсера Зендея выбирала режиссёра, с которым могла бы найти взаимопонимание, искала суть будущего кино, чтобы в итоге оно получилось хорошим.

«Я не хочу, чтобы люди, погружаясь в это, думали: "О боже, я должен разбираться в теннисе, чтобы понять этот фильм". Теннис - это просто метафора для обозначения гораздо большего дерьма. Это метафора власти. Обзначение созависимости. Единственный известный героям способ общения. Я до сих пор поражаюсь, когда наблюдаю за такими людьми, как Лука: к тебе подходят пять человек и спрашивают: “Это или то?” или “Что дальше?”, и у него должен быть готов ответ. Я бы подумала: “Я просто хочу сделать всех счастливыми, а что нужно тебе?” Как только я почувствую себя более уверенной в своей настойчивости или способности принимать решения, я почувствую, что смогу сделать этот шаг и снять собственное кино».

Лука Гуаданьино, Зендея

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100