Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Что такое микродрама и приживется ли новый формат сериалов в России

Узнали у профессионалов киноиндустрии

Формат микродрам уже перевернул сериальную индустрию в Китае, и сейчас его популярность распространяется на весь мир. Фильм Про пообщался с представителями российских стриминговых платформ и выяснил, есть ли будущее у такой короткой формы в России.

Что такое микродрама и приживется ли новый формат сериалов в России

Что такое микродрама и приживется ли новый формат сериалов в России

© Кадр из сериала «Сама дура»

Короткие веб-сериалы с двухминутными эпизодами в вертикальном формате стали популярны в Китае. Число серий — от 20 до 100, средняя продолжительность всего сезона — 2,5 часа. Такой формат удобен — его бюджет значительно ниже, чем у классических форматов, в среднем он может быть от 40 до 70 тысяч долларов, а сроки производства короче — все серии можно снять за неделю.

Илья Бурец
Креативный директор KION
Безусловный плюс таких сериалов — возможность быстрого и недорогого эксперимента, теста истории, автора, режиссёра, подтверждение или опровержение гипотез. Но при этом за короткой формой стоит примерно столько же содержательной работы, сколько и за большим полнометражным проектом. Лично мне в таком формате нравится лаконичность: высшее мастерство — емко, но при этом кратко передать сюжет.
По данным Variety, в 2023 году объём рынка таких коротких сериалов в Китае превысил $5 млрд, аналитики предполагают, что уже к 2027-му он увеличится по меньшей мере в 2,5–3 раза. При таком стремительном успехе интересно, как этот формат может развиваться на российском рынке.

Веб-сериал и микродрама

Микродрама — это по сути новая эволюционная стадия веб-сериалов — проектов для релиза в интернете, которые могут сниматься со сценарием или без. Как правило, серии ― вебизоды ― короткие. Одним из первых таких форматов в России стал анимационный и философский Mr. Freeman, выпущенный на YouTube в 2009 году.

В 2015 году вышел «Район тьмы» режиссёра Арсения Гончукова. В декабре 2016 на YouTube — анимационный проект «Знакомьтесь, Боб». В 2017 Сахаровский центр выпустил веб-сериал «Права человека». В 2018 появился сериал «Это я» режиссёра Андрея Феночка. Со временем такие проекты стали привлекать внимание, например, «Миллионер из Балашихи» поднялся в топы YouTube, а второй сезон вышел уже на «Кинопоиске».

Короткий формат обычно отличают экспериментальные форма и стиль, а также острые темы. Логично, что платформы наверняка как раз всё это ищут в новых проектах для своих каталогах, однако продюсер Wink Originals Захар Чавкин рассказывает, что стриминги не устанавливают жесткие тематические рамки:

Захар Чавкин
Продюсер Wink
Не сказал бы, что мы ориентируемся на какие-то конкретные темы — взросления, второй молодости или профессиональных организаций вроде врачей или сыщиков. Платформы всегда ориентируются на классные истории с большим зрительским потенциалом и оригинальным сюжетом, который может зацепить максимально широкий круг аудитории. Так происходит с флагманскими проектами — российскими и зарубежными. Когда проект, даже будучи ориентированным на определенный сегмент, оказывается актуальным для всех и становится хитом.

Казахстан — лидер веб-сериалов

Пандемия стала переломным моментом в популярности короткого формата. Казахстанские авторы редко снимали до этого сериалы, однако во время локдауна сериалы микроформатов в Казахстане заполонили Youtube, самые популярные из них: «Жездуха», «Чёрный двор», Sheker, «5:32», «Сержан Братан». И теперь Казахстан стал неожиданным лидером по производству микродрам среди стран СНГ, и некоторые проекты тоже стали появляться на «Кинопоиске».

Каждый год на международном фестивале веб-сериалов Realist Web Fest выбирают самые многообещающие проекты. «Дочь коммуниста» и «Народный писатель» из Канады, «Любовь, оружие и новые уровни» из Австралии, «Голодранцы» из Швейцарии, «Во фритюре» из Франции были отмечены как самые перспективные.

Илья Бурец
Креативный директор KION
За последние несколько лет платформы активно экспериментировали с форматами. Какие-то оказались более успешными и востребованными у аудитории, какие-то — менее. Но, на мой взгляд, зрители в первую очередь интересуются не формой, а содержанием — история, герои, наполнение, сюжет. Аудиторию интересуют люди и их отношения, и формат и концепт зачастую отходят на второй план, поэтому одинаково популярны могут оказаться микроформат, полнометражный фильм и многосерийный сериал. Сейчас на KION мы сосредоточены преимущественно на традиционной форме контента.
В России микроформатные сериалы тоже снимают, проекты «Сама дура», «Последние дни треша», «Основано на реальных событиях», «Народные супергерои», «Уничтожанна», «Ваня, спасай» были отмечены на Realist Web Fest. Однако микродрамы на крупных российских стримингах почти не появляются.

Захар Чавкин
Продюсер Wink
Потребительское поведение России всё ещё отличается от азиатского рынка — мы ближе западу. По крайней мере с точки зрения индустрии стримингов, которые распространяют контент по подписке. Однако Россия ещё на ранней стадии развития культуры платы за просмотр контента, и стриминги обучают этому аудиторию. В рамках этого предлагать зрителям платить за контент, который длится 2 минуты, если они его могут посмотреть на YouTube или где-то еще, пока не получается и не представляется логичным. Поэтому Wink смотрит в сторону больших форматов — классических.
Район тьмы. Хроники повседневного зла (сериал), Миллионер из Балашихи

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100