Ты решаешь, что смотреть

Сериалы / Новости сериалов

Юрий Норштейн: «Как только ты начал снимать кино, ты сразу оказался в опасной зоне»

Юрий Норштейн о современной индустрии

Юрий Норштейн — чуть ли не самый любимый гость и участник Открытого российского фестиваля анимационного кино, проходящего в Суздале: без режиссёра «Ежика в тумане», «Сказки сказок» и «Шинели» не обходится ни один смотр. XXIХ Суздальфест не стал исключением. Юрий Борисович провёл для студентов мастер-класс, который, впрочем, очень быстро превратился в очень эмоциональный монолог, посвящённый анимационной индустрии и творчеству. И вот как это было.

Юрий Норштейн: «Как только ты начал снимать кино, ты сразу оказался в опасной зоне»

Юрий Норштейн: «Как только ты начал снимать кино, ты сразу оказался в опасной зоне»

1. «Продюсеры взяли на себя слишком много»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Сегодня продюсеры решили, что они-то и есть хозяева кино. Но это не так. Продюсера убрать можно. А режиссёра — нет. И пусть продюсеры говорят, что легко заменят кого угодно, ведь «за их воротами — сотня режиссёров, ищущих работу». Но именно режиссёр должен отвечать за своё творчество. Только так создаётся большое кино.

2. «Система творческой работы должна строиться по-другому»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Продюсеры уверены, что они могут просчитать арифметически и прочертить по линейке. Но у нас не американский кинематограф. И наше продюсерство не имеет никакого отношения к тому, что делается в Голливуде. Там продюсер отвечает за фильм своими деньгами. Наши продюсеры получают государственное финансирование, часть из которого уходит на производство. Но только часть. Куда девается все остальное — я не знаю. Поэтому диктовать свои условия продюсеры не имеют права.

3. «Онлайн-обучение я не принимаю»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Когда ты видишь глаза собеседника, формируется обратная связь, возникает художественная мысль. Между вами идет обмен энергетический. Но это возможно только тогда, когда вы сидите рядом.

4. «Меня поражает количество анимационных школ»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Такого не было никогда. Но перейдёт ли это количество в качество? Даст ли это обилие школ нужное направление студентам? По моим ощущениям, что-то начало бы происходить в головах начинающих аниматоров, если бы был обмен между школами.

Практические советы студентам от Юрия Норштейна

5. «Учитесь замечать детали»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Каким бы видом искусства вы ни занимались (не важно, анимация, живопись или литературное творчество), вы должны уметь видеть. В каждой детали есть сюжет. Его лишь нужно заметить.

6. «Аниматор обязан слушать огромное количество музыки»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Музыка не связывает вас и вашу фантазию с конкретным изображением — она учит нас композиции. Она сталкивает настроения, эмоции, состояния души. И графическая основа кадра возникает сама собой.

7. Не бойтесь менять сценарий


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Я менял сценарии даже во время съёмок, выбрасывал целые куски. Это не отсутствие профессионализма. Это вызревание материала внутри тебя, это приближение к тому эталону, на который ты ориентируешься.

8. «Раскадровку нужно делать с максимальной скоростью»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Делая раскадровку, не нужно отвлекаться на «слащавости». Не останавливайтесь ни на каких подробностях. Вам нужно поймать действие, которое несётся вперёд.

9. «Разрабатывая свою историю, попробуйте зайти в сюжет с другой стороны»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Даже если вам кажется, что у вас уже всё сложилось, не бойтесь «менять ракурсы». Так вы увидите много нового, которое вы присоедините к уже сделанному и найденному — и получите невероятный результат.

10. «Научиться режиссуре можно»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Но никто не скажет вам, что такое курс режиссуры. Даже Эйзенштейн не смог бы ответить на этот вопрос. Но научиться снимать кино можно, хотя и от студентов, и от педагогов требуется максимальное напряжение. И, как сказал, Эдик Назаров, «нужны жопа-часы». То есть, чтобы научиться, нужна железная жопа. Плюс требуется внимание к жизни. Ваше внимание к жизни и есть ваша режиссура.

11. «Разговаривать с художником нужно конструктивно»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Я никогда не лезу в финальный вариант рисунка, я прекрасно понимаю, что так, как рисует художник, я нарисовать не смогу. Но я могу дать направление. И я обязан его давать.

12. «Тщательно отбирайте детали»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
В кадре не должно быть ничего лишнего — ни одной мелочи, ни одной детали, которая не работает на сюжет.

13. «Пауза дает энергию будущему действию»


Юрий Норштейн
Художник-мультипликатор
Тишина, предощущение действия должно быть обязательно. Но таким приёмам нужно учиться: их вы найдете в поэзии и в высокой прозе (обратите внимание на дыхание хорошо построенной литературной фразы). И, конечно, музыка. Она открывает такие просторы развития действия, о которых вы не догадываетесь даже.

Афоризмы от Юрия Норштейна

  • Как только начинается самолюбование, заканчивается работа над фильмом, заканчивается творчество.
  • Как только ты начал снимать кино, ты сразу же оказался в опасной зоне.
  • В эпоху больших скоростей художник должен думать медленно (цитата Юрия Олеши). Однако для этого «медленно» нужны условия.
  • Когда мне говорят, что сегодня темпы другие, я всегда спрашиваю: «А что, деревья растут быстрее?».
  • Мультипликация отвратительна своей покадровостью. Но без покадровости она не может существовать.
  • Вглядывайтесь в черты плесени. Вы в ней найдете для своей фантазии всё, что вам нужно (цитата Леонардо да Винчи).

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100