Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Первые десять страниц сценария: почему они так важны и что в них должно быть

Советы автора, чьи сценарии дважды попадали в Чёрный список

Сценарист Джейсон Хеллерман сегодня работает над скриптом комедийного боевика «Мой шедевр» для продюсерской компании Сильвестра Сталлоне В 2022-м написанный им «Химбо» вновь попал в Чёрный список – весьма престижный список лучших сценариев года, ещё не купленных студиями для постановки. В своё время в нём были сценарии «Выжившего», «Миллионера из трущоб», «Король говорит!».

Первые десять страниц сценария: почему они так важны и что в них должно быть

Первые десять страниц сценария: почему они так важны и что в них должно быть

© Кадр из фильма «Области тьмы»

Продюсеры и редактора студий и платформ вынуждены читать так много сценариев, что легко могут отбросить тот, что не заинтересовал их с самого начала. Именно потому первые страницы так важны. Они должны убедительно показать, что а) у вас есть история, которую имеет смысл рассказать, б) у вас есть понимание и умения, каким образом это наилучшим образом можно сделать.

Джейсон Хеллерман
сценарист
Первые десять страниц сценария имеют решающее значение.
Они расставляют декорации, представляют персонажей и определяют, зацепится ли читатель или откажется от вашего сценария. {...}
Читателям необходимо почувствовать мир, жанр и стиль вашей истории. Вы даёте обещание, какого рода поездку им предстоит совершить и какой интонации им следует ожидать.
Итак, пять основных пунктов:
  1. Вступительная сцена (страница 1). Начинайте громко – с визуально яркого изображения, захватывающего диалога или интенсивного действия. Представьте, будто бы это трейлер вашего сценария.

  2. Знакомство с персонажами. Сразу же укажите своего главного героя.
    – Придайте героям индивидуальность и намекните на их основные черты.
    – Покажите их В ДЕЙСТВИИ, а не просто описывайте.
    – Они не обязательно должны быть симпатичными, но должны быть интригующими.

  3. Построение мира. Плавно расскажите о следующем:
    – Место действия: где и в какое время разворачивается действие истории?
    – Жанр: это комедия, триллер, научная фантастика или драма? Установите ожидания как можно раньше.
    – Намекните, в чём конкретно состоит уникальность вашего сценария.

  4. Проблема. Покажите, что не так в жизни вашего главного героя.
    – Какой здесь основной конфликт (внутренний или внешний)?
    – Какой недостаток необходимо преодолеть?
    – Каковы будут последствия, если ничего не изменится?

  5. Провоцирующее происшествие (в районе 10-й страницы). Это некое значительное событие, которое меняет для вашего персонажа ВСЁ, подталкивая его к основному сюжету. Нечто такое, что заставляет принять некое решение и начать действовать.

Хеллерман повторяет, что «слабое начало может обречь на провал даже блестящий сценарий». Чтобы история наверняка привлекла внимание, он предлагает учесть также ещё несколько моментов.

  • Помните про подтекст. Не разжёвывайте всё сразу. Дайте читателям (а позднее и зрителям) испытать остроту ощущений от собственного открытия. Давайте намёки и подсказки не через объяснения, а посредством действий и диалогов.

  • Показывайте, а не рассказывайте. Сосредоточьтесь на визуальном повествовании. Действия, реакции и окружение персонажей могут многое сказать нам о том, кем они являются.

  • Пишите экономно. Каждое слово имеет значение. Убирайте лишнее, сделайте каждую сцену энергичной и целенаправленной.

  • Придерживайтесь стандартного форматирования сценария – это облегчает работу читателей и свидетельствует о вашем профессионализме.

  • Помните про сюжетный поворот. Попробуйте добавить элемент неожиданности, который вызовет вопросы и будет держать аудиторию в напряжении.
«Не бойтесь экспериментировать, – завершает Хеллерман в своей публикации на No Film School, – и помните: первые десять страниц – это ваш шанс показать миру, какой вы рассказчик».
Джейсон Хеллерман

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100