Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Антон Коломеец, автор фильма «Свет»: «Это кино, которое тебя сразу подхватывает на руки и несёт»

Молодой режиссёр рассказал, как ему работалось с Еленой Яковлевой

В прокат вышел фильм «Свет», который в прошлом августе стал триумфатором 31-го Фестиваля российского кино «Окно в Европу», разом и получив Главный приз от жюри, и победив в программе «Выборгский счет», где судьями выступают зрители (третья награда картины – Особое упоминание «За лучший актерский ансамбль»).

Антон Коломеец, автор фильма «Свет»: «Это  кино, которое тебя сразу подхватывает на руки и несёт»

Антон Коломеец, автор фильма «Свет»: «Это кино, которое тебя сразу подхватывает на руки и несёт»

© Capella Film: Антон Коломеец и Елена Яковлева на съёмках фильма «Свет»

Мы спросили у автора фильма, режиссёра и сценариста Антона Коломееца, не рисковал ли он, ставя в центр своей истории 60-летнюю героиню, как ему работалось с исполнительницей главной роли Еленой Яковлевой и чем «Свет» удивил в итоге его самого.

О том, как находит свои идеи:
«Каждый раз по-разному. Мне кажется, у авторов нет технологии, как родить идею. Ты понимаешь, что тебе нужно что-то придумать, и бросаешь этот запрос в воздух. И вот ты как-то живёшь с этим, и в какой-то момент какое-то чувство приходит, и ты начинаешь находить: «Вот такой персонаж, который мне нравится». Ты ищешь, скорее, что-то, в чём потенциала больше, чем ты можешь предположить. Чтобы это было бездонное что-то – для того чтобы ты мог рыть, рыть, рыть.

Нет сразу какой-то чёткой идеи на уровне «Я буду снимать о том, что зло должно быть наказано», не знаю. Я отталкиваюсь скорее от персонажей и от того, какой код несёт в себе этот человек. Это и становится темой фильма. Это как «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи…» – откуда угодно может прийти вот эта первая зацепка, и потом ты постепенно накидываешь в свою папку, в «Документах» в компьютере, что подходит этой истории, как в такой вот котёл».


Кадр из фильма «Свет» © Capella Film


Как родился «Свет»:
«Сначала мне просто представилась одна сцена, где взрослая женщина, сидя в своей спальне, смотрит в стену куда-то, и нам кажется, что она на кого-то смотрит конкретного. А молодая девушка стоит где-то там в поле – и смотрит на неё в другом времени и в другом месте. И вот это была идея как бы сразу двух параллельных реальностей, которую захотелось раскручивать.

И вторая зацепка – это история моей мамы, её прошлое, её образ. У моей мамы была в её юности подруга близкая, с которой они были родственные души. И мама рассказывала мне, когда я был маленький и позже, о том, что больше она такую подругу никогда не встречала в своей жизни, что она тоскует о ней до сих пор. Меня это всегда заставляло что-то чувствовать, не отпускала эта история. Постепенно она тоже интегрировалась, легла в этот сценарий».


Ролик с режиссёром Антоном Коломеецем о сюжете фильма «Свет»:

Приходилось ли принимать рискованные решения:
«Не могу сказать, что я как-то рисковал. Я предполагал, что история, где героине 60 лет и она социальный работник, будет интересна очень малому количеству зрителей. И я шёл на это осознанно. Но такого риска в создании картины или в сценарном процессе не было, потому что фильм всё равно получается очень зрительским, там много живых реакций, много узнаваемых диалогов. Это не анимичное кино, где тебе нужно проводить большую работу как зрителю, а всё-таки кино, которое тебя как бы сразу подхватывает на руки и несёт. Поэтому какого-то риска я не ощущал».

Про саспенс, который является одним из главных двигателей фильма, но нагнетается при этом очень постепенно:
«Фильм развивается в двух параллельных линиях: наши дни и прошлое героини. И до определённого момента эти линии не сходятся, ты не понимаешь, почему мы видим прошлое, почему мы видим настоящее, одно за другим. Риск заключался в том, что мне нужно было долгое время не связывать эти линии в лоб, чтобы как раз этот саспенс, этот поворот финальный, возымел правильный эффект. То есть эффект накопления всей картины, пока ты смотришь кино, и в конце вот такой момент! (Но не буду рассказывать, надо смотреть.) В этом, наверное, был риск: будет ли зрителю интересно долгое время смотреть кино, пока он не поймёт, что он смотрит».

Кадр из фильма «Свет» © Capella Film


Что сказала Елена Яковлева, прочитав сценарий?
«Она написала сообщение, которое мне переслали, там была пара предложений: «Прочитала сценарий, с двенадцатой страницы влюбилась, согласна». Я не помню, что там на двенадцатой странице было, но очевидно, что там её что-то зацепило, и она сразу сказала «да».

И когда она согласилась, мы почувствовали большую радость, потому что мы не были уверены в том, что она согласится. Она большая звезда, у неё нет проблем с предложениями, она всегда может сама выбирать. Конечно, это была маленькая победа на пути к созданию фильма».


Антон Коломеец и Елена Яковлева на съёмках фильма «Свет» © Capella Film


О работе с Еленой Яковлевой:
«Я писал сценарий, умышленно никого не представляя из артистов, чтобы сконцентрироваться на самих персонажах. Чтобы не подгонять персонажа под то, как может говорить артист, – это для меня было важно, именно в этом сценарии. Но как только я закончил работу над сценарием, я стал сам искать и думать об артистах: кто мог бы сыграть главную героиню? И в какой-то момент пришла мысль об Елене. Я увидел её в фильме… То есть я видел её много где, но я прекрасно помню её в фильме Жоры Крыжовникова «Самый лучший день», она играет роль второго плана, маму героини. И она там просто потрясающая, очень смешная и трогательная! Именно эти качества мне нужны были и в моей героине. Вот я сразу и понял: Елена – то, что нужно.

У неё свой подход к роли. Она прекрасно знает текст, но обживает его по-своему. Она может менять где-то слова местами, где-то добавлять что-то своё, и, если это не противоречит идее сцены, не мешает ей, я всегда только «за». Она может сказать про свою героиню: «Она не может так сказать», – мы обсуждаем, я говорю: «Да, согласен». Если есть какие-то принципиальные вещи, мы их тоже обговариваем. Она чётко с текстом существует, но она привнесла свой язык. Помимо того, что она прекрасно сыграла эту роль и отдала этому фильму свой талант, она сделала героиню такой, какой мне и хотелось».


Ролик с режиссёром Антоном Коломеецем о работе с Еленой Яковлевой:

Чем фильм удивил самого режиссёра:
«Наверное, однозначной зрительской реакцией. У нас уже было несколько показов с Q&A, встречи со зрителями, и я надеялся на то, что зрителям понравится кино, но не ожидал, что это будет такая эмоциональная каждый раз беседа с людьми разного возраста, с которыми как-то резонирует кино. Вот этого я не ожидал».

Как отличается восприятие фильма молодёжью и старшим поколением:
«Старшее поколение воспринимает кино как историю о своей молодости. А молодое поколение смотрит на это кино, как на рассказ о своей маме. И поэтому они с разных углов видят этот фильм. То есть там и мотив мамы, и мотив дружбы, и мотив прошлого, и настоящей жизни, и каждый по-своему его видит. Молодые видят его как кино о каком-то своём близком, о ком ты можешь знать как будто бы больше, потому что это не просто твоя мама, а тот, кто был однажды 18-летним, тоже о чём-то мечтал, чего-то хотел».

Кадр из фильма «Свет» © Capella Film


О победе фильма на фестивале «Выборг» («Окно в Европу»):
«Победа в Выборге помогла фильму, потому что привлекла к нему большое внимание, о нём стали писать и спрашивать, просить на фестивали, у него появился прекрасный прокатчик, "Capella Film" (платформа "Wink" уже была к тому времени). Но прежде всего – это внимание, потому что это скромная картина, и каково была бы вероятность, что её заметят в пуле огромного количества фильмов, которые у нас снимаются?.. И в этом отношении, конечно, «Выборг» очень помог фильму, потому что у него потом как-то хорошо всё складывалось».

В чём сейчас видит для себя режиссёрский азарт:
«Сейчас я работаю над сценарием сериала собственного, который мы придумали с моим соавтором Евгенией Тамахиной. После того как я окончу эту работу (она началась ещё до того, как мы выпустили фильм), я хочу приступить к новому сценарию полнометражному, и это будет история о людях, тоже как бы непопулярных, которые на первый взгляд тоже не могут стать героями фильма, как и героиня Татьяна Сергеевна в моём фильме «Свет». Но вот мой азарт заключается в том, чтобы людей, которые находятся как бы в тени, вывести в свет и сделать так, чтобы зрители понимали, почему это интересно».

Кадр из фильма «Свет» © Capella Film


Фильм «Свет» уже в прокате.







Свет
Елена Яковлева, Антон Коломеец

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100