Владимир Хотиненко, режиссёр, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИК, преподаватель ВКСР:
«Мы, слава Богу, с ребятами на Высших Курсах успели провести два-три занятия живьём. Мы познакомились, выдали им задания, то есть контакт состоялся. Тут ещё был период психологической адаптации. Надо было убедить их, что, ребята, не волнуйтесь, мы продержимся парочку месяцев без ущерба. Всё равно есть живой контакт. Мы ж с тобой общаемся, даже глаза могу крупно показать (показывает, смеётся). Вообще, процесс живой, я должен сказать. Для меня было даже неожиданностью, что это может быть так живо. Какая-то другая динамика обсуждений. Но, в общем-то, до определённого момента это может идти без ущерба».
Во ВГИКе у Хотиненко тоже первый курс, и пока ребята не начали снимать короткий метр, удалёнка не сильно мешает учёбе. Сложнее курсам постарше. Как, например, у братьев Александра и Владимира Коттов.
Александр Котт, режиссёр, руководитель мастерской во ВГИК:
«Перестраивались в Zoom очень быстро. Но, с одной стороны, это опыт действительно полезный, потому что это другая реальность, и я её почувствовал. С другой стороны, это совершенно не то, что ты общаешься с ребятами вживую. Потому что качать энергию из монитора очень сложно, а мы же вампиры. У нас просто задание: «Как я провел этим карантином». Вот как фильм «Как я провёл этим летом». Они сами себя снимают под разными точками зрения. Это тоже опыт. Когда бы они ещё обратили камеру на себя».
Трейлер фильма «Как я провёл этим летом»
Ещё сложнее пришлось Школе кино и телевидения «Индустрия». Её основатели и педагоги Фёдор Бондарчук, Михаил Врубель и Александр Андрющенко - сверхзанятые кинематографисты, и, кроме учёбы, им пришлось переводить на удалёнку свои кинокомпании — «Водород» и «Art Pictures».
Александр Андрющенко, продюсер, сооснователь Школы кино и телевидения «Индустрия»:
«В общем, формально обучение приостановлено. Мы пытаемся сейчас дать какую-то часть уже на безвозмездной основе. А именно, это отсмотр этюдов, у нас ежемесячно снимаются этюды, и мы стараемся давать обратную связь дистанционно, и, конечно, всё остальное, что мы можем дать студентам в работе над сценариями».
Сюжет «Индустрии кино» о киношколах
Не унывают в Московской школе кино. Благодаря шустрому IT-отделу, учёбу перестроили за два-три дня, и теперь выдают 80% намеченного плана.
Алексей Попогребский, режиссёр, куратор программы «Режиссура» в Московской школе кино:
«Наш первый курс эта ситуация подстегнула, и первое занятие после объявления карантина в режиме конференции у нас было бесконечным, потому что рекордное количество работ ребята сняли. Они стали использовать формат скринлайф, который проповедует Тимур Бекмамбетов. Тимур Бекмамбетов у нас выступил с мастер-классом, тоже, естественно, через Zoom».
Алексей Попогребский, режиссёр, куратор программы «Режиссура» в Московской школе кино:
«Они стали осваивать дистанционную режиссуру, когда они актёрами, которые сами себя снимают на мобильный телефон, руководят дистанционно по видеоконференции. Они стали снимать из окна, себя, своих близких. И, на самом деле, мы с Павлом Бардиным, который со-куратор программы «Режиссура» вместе со мной, мы просто не нарадуемся, вот сколько уже это идёт».
Освоил скринлайф и второй курс, хотя у студентов на носу диплом, а сценарии были написаны до пандемии.
Мария Ситковская, директор Московской школы кино:
«Актёры перешли в онлайн. Они стали довольно много разбирать практик и техник. Стали доступны преподаватели, которые раньше были недоступны в силу своего графика актёрского. На актёрском мастерстве на втором курсе у нас прошел Zoom-спектакль «Многоэтажка» - была тысяча регистраций, 350 человек смотрели в онлайне».
Учиться актёрскому ремеслу онлайн можно, но временно, в качестве вынужденной меры. Считает звезда «Движения вверх» и «Последнего богатыря 2» Кирилл Зайцев.
Трейлер фильма «Движение вверх»
Кирилл Зайцев, актёр:
«Если мы перестанем видеть глаза друг друга, общаться, шептаться, обниматься - вы представляете, если это продлится еще год?»
Мария Ситковская, директор Московской школы кино:
«Сложнее всех, наверное, гримёрам. Вот эти цеха, которые требуют физического ремесленного набивания в руку знаний. Мы исчерпали все возможности, которые были. Дали им все мастер-классы и техники, которые можно дать в онлайне. На следующей неделе они выходят в каникулярные даты и дальше, как только выпустят нас, мы вернём все академические долги перед студентами».
В общем, все как-то работают и даже пока не планируют переносить вступительные экзамены. И, конечно, надеются, что к осени пандемия спадет.
Алексей Попогребский, режиссёр, куратор программы «Режиссура» в Московской школе кино:
«Конечно же мастерство - это, что не хочется совсем переносить в формат онлайн, потому что живое общение эффективнее намного».
Владимир Хотиненко, режиссёр, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИК, преподаватель ВКСР:
«От нас это требует дополнительных усилий, я должен сказать. Метод общения онлайн в полтора раз сложнее. Больше времени требуется. Отсмотреть, расписать, потом ты с ними это обсуждаешь. По нагрузке это оказалось жёстче, чем прямой контакт».
Трейлер сериала Владимира Хотиненко «Демон революции»
Алексей Попогребский, режиссёр, куратор программы «Режиссура» в Московской школе кино:
«Но наверняка мы сохраним в нашем наборе заданий, а у нас уже есть виртуальная книга с заданиями, в эту книгу мы наверняка включим дистанционную режиссуру, когда режиссёр взаимодействует с актёром по видеоконференции, и наверняка включим скринлайф — тоже любопытный формат, который мозги интересным образом настраивает. Но всё-равно очень надеюсь, что мы вернёмся к живому общению, как минимум в рамках режиссёрского мастерства».
Владимир Хотиненко, режиссёр, заведующий кафедрой режиссуры игрового фильма во ВГИК, преподаватель ВКСР:
«Понимаешь, это какая-то реальность, которую надо воспринимать как вызов. Главное, не кукситься. Понятно, непросто бывает иногда».
И это точно! «Индустрия кино» желают педагогам и студентам киношкол по всей стране не отчаиваться. Мы все хотим, чтобы это поскорей закончилось.