Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

После коронавируса: эксперты оценили перспективы выживания кинобизнеса

Будут ли зрители ходить в кино как прежде?

Что будет после того, как снимут карантин и разрешат людям посещать кинотеатры? Сможет ли индустрия преодолеть начавшийся кризис? На этот вопрос отвечают представители кинотеатров, видеосервисов, телевидения и кинокритики.

После коронавируса: эксперты оценили перспективы выживания кинобизнеса

После коронавируса: эксперты оценили перспективы выживания кинобизнеса

© Дисней студиос

Известно, что только потери Голливуда во время вынужденного простоя (съёмки остановлены по всему миру, кинотеатры закрыты) потеряет не менее $500 млн, в России же, по мнению продюсера Сергея Сельянова, кинематограф и смежные с ним отрасли не досчитаются 75 млрд рублей. Издание The City пообщалось с экспертами, которые оценили ближайшие перспективы кинобизнеса – они рассказали, чего ожидать в ближайшие годы, как поведут себя зрители и какое будущее ждёт онлайн-прокат.

Ольга Зинякова, президент сети кинотеатров «Каро»:
«Во-первых, после окончания режима изоляции людям понадобится время, чтобы вернуться к привычному образу жизни. Не все сразу будут готовы к затратам на развлечения. Но учитывая, как долго мы все лишены живого общения и зрелищных мероприятий, к тому моменту, когда кинотеатры откроются, многие зрители достаточно быстро вернутся в кино (при наличии средств). Вторая сложность – это возникновение контентной пустоты. Крупные студии перенесли ожидаемые релизы на осень и более поздний период, а кинопроизводство так и вовсе сейчас заморожено по всему миру. Ближайшая крупная премьера – “Довод” Кристофера Нолана – в июле. Возможно, в графике появятся и какие-то российские фильмы, но это будет зависеть от решений продюсеров. Сейчас мы работаем над тем, чтобы сохранить контакт со зрителем: запустили доставку попкорна и другой продукции кинобара, проводим прямые эфиры с представителями индустрии, разработали онлайн-платформу “Каро.Арт Live” – навигатор в мире креативного контента. Так зрителям стали доступны онлайн-кинопоказы, встречи с мировыми кинематографистами, обсуждения картин в формате прямых трансляций, подкасты и многое другое».

Так выглядела очередь в американский кинотеатр до пандемии (Mean Mr Mustard)

Иван Кудрявцев, главный редактор телеканала Cinema:
«Потери мирового рынка кинотеатрального показа, по разным данным, составляют около $35 млрд. То есть падение годовой выручки на 80% минимум. Кинотеатры по всему миру пока закрыты, но, когда откроются, народ вряд ли ринется сразу покупать билеты, опасаясь заразиться. Да и людей вряд ли будут пускать в кинотеатры помногу. Упущенные за этот период деньги никогда не вернутся в производство, а это десятки замороженных флагманских проектов крупнейших студий. Поэтому нас ждёт разрыв глобального производственного цикла и мировой дефицит контента. Крупнобюджетный блокбастер как еженедельное явление из нашей жизни точно уйдёт. Это будет происходить в лучшем случае раз в полтора-два месяца, а то и раз в квартал. Но думаю, и рождение новых жанровых течений не заставит себя ждать, что-то на стыке между дёшево и сердито. Как это было в 1980-е годы, когда, например, гонконгские боевики стали на время самым модным жанром экшен-кино. Появятся какие-то изобретательно придуманные комедии, будет много нестандартной и очень интересной драмы, особенно в сериальном сегменте. Продлится это года три. И это точно будет нескучное время, но и обороты будут другие. Индустрия выйдет в совершенно ином тонусе. Зато с обширным запасом креативных молодых мозгов. Наступает их время – время голодных и изобретательных кинематографистов».

Софья Квашилава, генеральный продюсер Okko Entertainment:
«Когда самоизоляция закончится, мы окажемся в мире с другим характером потребления. Люди переосмыслят подход к привычным активностям: спорту, покупкам, даже работе. То, что докажет удобство после ухода в онлайн, вероятно, останется существовать в таком формате и дальше. Когда нам вновь можно будет ходить в обычный кинотеатр, такая форма будет считаться выходом в свет и станет конкурировать скорее с походом в кафе и прогулкой по парку, чем с онлайн-кинотеатром. Мы предлагаем принципиально другой вид досуга: пользователь может сходить в кино один раз или купить фильм на Okko навсегда в HD-качестве за те же деньги и смотреть его с семьёй или друзьями тогда, когда захочется. Еще вариант: за эту же сумму купить подписку и получить доступ к 25 тысячам фильмов, сериалов, театральных постановок и мультфильмов.

При этом собственные фильмы и сериалы – один из наших драйверов роста. За 2019 год просмотры российского контента выросли примерно на 80%. И сейчас важно сочетать локальный контент и зарубежные эксклюзивы. В апреле у нас было сразу две громких премьеры, которые Okko Studios сняла в кратчайшие сроки: шоу “Нагиев на карантине” и скринлайф-сериал “Все вместе”, полностью созданный удаленно. Оба этих проекта сейчас в топе по просмотрам.

Отдельно скажу про тенденцию уменьшения прокатных окон (тот период, который проходит фильм от показа в кинотеатре до появления на онлайн-платформах. – Прим. ред.). В период карантина она так и вовсе обрела форму онлайн-премьер – так, например, на Okko вышли “Тролли. Мировой тур” и “Эмма”. До этого мы показывали фильмы “Текст”, “Большая поэзия” и “Холоп” с коротким прокатным окном. Думаю, этот тренд сохранится, и в каких-то случаях премьеры могут сразу происходить онлайн. Это вряд ли случится в ближайшей перспективе, но приличные сборы вполне могут подтолкнуть рынок к этому».

Трейлер мультфильма «Тролли: Мировой тур», который должен был выйти в кинотеатрах, но в итоге был выпущен в онлайн-прокат

Столпотворение на Comic-Con Россия 2019 – таких очередей в ближайшие годы мы не увидим (Георгий Харюнин)

Егор Москвитин, кинокритик:
«Кристофер Нолан, чей июльский “Довод” должен стать первым блокбастером после “чумы”, призывает киностудии срочно оказать помощь кинотеатрам. В Британии всерьёз планируют заменить массовку в будущих фильмах компьютерной графикой. Другой режиссер, Эдгар Райт, шутит, что прямо сейчас многие его коллеги наверняка нарушают режим самоизоляции – и с помощью дронов снимают улицы опустевших городов; улики всех этих преступлений мы увидим в кино через пару лет. В России же все чаще звучит мнение, что национальная киноиндустрия откатится на десять лет назад – то есть во времена, когда “Ёлки” ещё были невысокими и качались при малейшем порыве ветра. Китайский прокат в этом году не досчитается четырёх миллиардов долларов – почти половины своих оборотов. В Америке летний сезон может сорваться вовсе. Зато в Швеции и в Тайване люди продолжают спокойно ходить в кино. Из всех этих разрозненных новостей и прогнозов складывается ощущение, что грядёт кризис, но никто не видит в нём конца света. Точно пострадают независимые прокатчики и однозальные кинотеатры. У первых будут проблемы с репертуаром из-за замерших съёмок и отложенных фестивалей и кинорынков. Вторым не хватит зрителей. Гиганты в конечном счёте станут ещё сильнее. Основные киностудии в США входят в медиакомпании, у которых есть и свои телеканалы, и стриминг-платформы. Телевидение в Америке пострадало куда серьёзнее, чем прокат. Только из-за отмены спортивных событий каналы не досчитаются в первом полугодии $12 млрд, которые можно было бы заработать на рекламе. И эта сумма превышает весь годовой бокс-офис всех американских кинотеатров. Но в то же время растут стриминг-платформы – только Netflix добавил 15 миллионов подписчиков в первом квартале года. Поэтому одним из важных последствий пандемии может стать великое переселение контента. У каждой крупной медиакомпании появится “план Б” – протокол выживания без кинопроката и парков аттракционов. А малым игрокам придётся прикладывать ещё больше усилий, чтобы вытащить зрителей из дома. Многие надорвутся. Но немногие это заметят».

Трейлер фильма «Довод», который, как ожидается, вернёт зрителей в кинотеатры
Довод
Кристофер Нолан

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100