Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

«Пиноккио» Маттео Гарроне: зачем смотреть всем известную историю

Рассказывают Роберто Бениньи и Маттео Гарроне

В прокате — экранизация самой популярной итальянской сказки, «Пиноккио» Карло Коллоди. Роль Джепетто, бедного столяра, который создал кукольного мальчика, — у Роберто Бениньи, обладателя «Оскара» за фильм «Жизнь прекрасна». В режиссёрском кресле — Маттео Гарроне, один из главных людей в итальянском кино сейчас, получивший мировую известность благодаря фильму про неаполитанскую мафию «Гоморра». Своим новым фильмом режиссёр хотел заинтересовать и взрослых, и детей. О том, чем отличается эта экранизация от других, что в ней может зацепить зрителя и какими средствами достигалась «сказочность» в кадре. Наш коллега с канала «Культура» Пётр Шепотинник побеседовал с Бениньи и Гарро в Берлине специально для «Индустрии кино».

«Пиноккио» Маттео Гарроне: зачем смотреть всем известную историю

«Пиноккио» Маттео Гарроне: зачем смотреть всем известную историю

Коллоди — это деревушка в Тоскане, в которой родилась мать автора сказки о деревянном мальчике. В честь этого местечка писатель взял себе псевдоним. Там же он писал «Пиноккио».

Маттео Гарроне, режиссёр:
«Пиноккио — это, можно сказать, душа Италии. Абсолютно. Он говорит о нас, но это и универсальная сказка. “Пиноккио” говорит об Италии, о страданиях, через которые человек проходит, становясь взрослым. Чтобы стать счастливым, чтобы найти любовь и увидеть опасное в реальной жизни».

Сюжет программы «Индустрия кино»

Мир, который Карло Коллоди создал, лишь отчасти фантазийный. У него есть черты вполне реалистичные — нищета, страдания, несправедливость. И это — то, что писатель увидел в той самой тосканской деревне. Такой же мрачной показана реальность и в фильме Маттео Гарроне.

Маттео Гарроне, режиссёр:
«Мы сделали портрет деревенской, фермерской, бедной Италии — так мы вернулись к нашему сюжету, к первому иллюстратору “Пиноккио”, Маццанти. Мы много работали, чтобы портрет получился реалистичным и в то же время волшебным».

Кадр из фильма «Пиноккио» («Вольга»)

Так что «Пиноккио» — это иллюстрация того, как жилось простым итальянцам в 19 веке. Сказка — лишь форма, с помощью которой автор рассуждает о социальных проблемах. Но замечают это, конечно, только взрослые. Для детей эта история про другое.

Маттео Гарроне, режиссёр:
«Фильм учит, как важно любить и говорит о том, какой чудесной может быть любовь между отцом и сыном. Потому что “Пиноккио” — это также невероятная история любви отца и сына, а ещё история искупления, потому что в конце его персонаж понимает, где путь истинный».

Трейлер фильма «Пиноккио»

Суровость времени, в которое живут персонажи, — показана точь-в-точь как в книге. Так же точно, слово в слово, шаг за шагом, фильм следует и сюжету книги. И в этом, пожалуй, принципиальное отличие картины Гарроне от, скажем, классического мультфильма «Диснея», вышедшего в 40-м году.

Роберто Бениньи, исполнитель роли Джепетто:
«Пиноккио — это тот, кто вгрызается в эту жизнь. Он не всё понимает, но он — невинен. Он остаётся таким в течение всей жизни. Как Дон Кихот! Кто рождается невинным, чистым человеком, и умирает таким. Один из величайших персонажей. Детям очень важно посмотреть этот фильм. И родителям тоже, потому что они многому учатся у этого фильма. Он очень современный».

Кадр из фильма «Пиноккио» («Вольга»)

Когда смотришь на Пиноккио, не можешь понять: это графика или грим такой? Ведь в кадре — живой артист. А кажется, будто он покрыт деревом. Тонкая работа.

Маттео Гарроне, режиссёр:
«Да, мы работали с протезами и пытались создать антропоморфное существо. Он наполовину человек, наполовину животное — в данном случае, деревянная кукла. Мы хотели создать человеческую фигуру, потому что “животный дух” Пиноккио — это аллегория нашего общества. Этот персонаж очень важен для сюжета. Нам помог Марк Кулье, дважды обладатель “Оскара”, который и сделал это произведение искусства. Но мы хотели, чтобы он был как бы “ручной работы”».

Кадр из фильма «Пиноккио» («Вольга»)

В интервью, которое специально для нас взял автор программы «Кинескоп» Пётр Шепотинник, исполнитель роли Джепетто — Роберто Бениньи — эмоционально пообещал, что Пиноккио спасёт мир. Это — аналогия с фразой Достоевского, где на первом месте слово «красота». Что ж, Пиноккио, по крайней мере, старается: на своём примере доказывает, что прийти к счастью можно только оставаясь настоящим, то есть хорошим, человеком.

Елизавета Зимарёва
Пиноккио
Маттео Гарроне, Карло Коллоди, Роберто Бениньи

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100