«Давай разведёмся» (2019)


Комедия «Давай разведёмся» с Анной Михалковой в главной роли покрыла свой бюджет в первый же уикенд. Согласно данным системы ЕАИС затраты на фильм составили 38 млн рублей, 25 млн из которых были получены от Фонда кино на безвозвратной основе. Представители кинокомпании «СТВ», которая отвечала за её производство, утверждают, что никаких ожиданий, выраженных в суммарном плане, у них не было.
Анна Пармас - режиссёр-дебютант, хоть и сняла главные клипы группировки «Ленинград», но всё-таки для прокатного успеха её первой полнометражной работы этого маловато. Тем не менее, практически без рекламы (она велась, в основном, в интернете) за первые выходные «Давай разведёмся» заработала почти 52 млн рублей. Сейчас у фильма в копилке 62 млн рублей, а по итогам второго уикенда, по мнению аналитиков, сборы могут преодолеть рубеж в 100 млн. рублей.

«Ёлки новые» (2017)


У франшизы «Ёлки» уже был свой грандиозный успех – её третья часть заработала 1,2 млрд рублей. Эта картина до сих пор находится в десятке самых кассовых российских фильмов. После этого дело пошло на спад: «Ёлки 1914» и «Ёлки 5» не достигли в прокате порога в 800 млн, а спин-офф «Ёлки лохматые» с трудом перевалил за 100 млн. Продюсеры пошли ва-банк, позвали руководить проектом Жору Крыжовникова и наметили себе целью собрать не меньше 800 млн. По итогам получилось 863 млн – при бюджете в 174 млн и безвозвратными 50 млн от Фонда кино. Хотя понятно, что основные усилия и средства тут пошли на рекламное продвижение: надо было сделать так, чтобы подуставшие от «Ёлок» зрители поверили в фильм и пошли на него. Так и случилось. Кстати, «Ёлки новые» качественно ничем не хуже (а в чём-то - и лучше) прошлых частей франшизы, что случается редко.

«Три богатыря и морской царь» (2017)


Анимационная франшиза «Три богатыря» - «золотая жила» продюсера Сергея Сельянова. Троих незадачливых защитников отечества - Алёшу Поповича, Добрыню Никитича и Илью Муромца готовят на анимационной студии «Мельница». И времени привыкнуть к ним у зрителя было без малого шестнадцать лет. Кинокомпания «СТВ» на очной защите в Фонде кино седьмого мультфильма из популярного цикла огласила честную сумму около 700 млн рублей. Но благодарная аудитория накинула ему немного больше 769 миллионов 254 тысячи рублей по данным ЕАИС. Всё-таки не каждый день стольный град Киев оказывается под водой, а все его жители из обычных превращаются в подводных. Правда, и бюджет юмористической анимации был немаленький – 180 миллионов. Сергей Сельянов знал, что говорил – предыдущий мультик «Три богатыря. Ход конем» вообще взял кассу в 854 миллиона рублей. Так что он даже мог рассчитывать и на большее.

«Текст» (2019)


Экранизация бестселлера Дмитрия Глуховского уже успела превратиться в настоящее событие. Стартовала она относительно скромно – 92 млн рублей за первый уикенд. Но к следующим ноябрьским выходным - длинным, с захватом понедельника 4 ноября, - по стране пошёл сарафан, и – о чудо! Во второй уикенд сборы фильма выросли до 102 млн. И хотя потом они стремительно начали падать, что вполне закономерно, в спину им уже дышали другие картины, итог был налицо: сейчас касса фильма составляет 370 млн рублей, хотя создатели рассчитывали только на 150 млн.

«Экипаж» (2016)


Продюсеры студии «ТРИТЭ», которая практически не знает прокатных поражений, на питчинге в Фонде кино заявляли, что «Экипаж» заработает 1 млрд 150 млн рублей. Они не ошиблись, фильм-катастрофа, вольный ремейк известной одноимённой картины Александра Митты, пошёл ещё дальше, перевалив отметку в миллиард. По данным ЕАИС, его сборы в России составили 1 млрд 404 млн рублей при бюджете в 635 млн. Точная история, написанная сценаристом Николаем Куликовым, нестыдные спецэффекты (фильм был снят в формате IMAX), звёзды обоих поколений в кастинге - Владимир Машков и Данила Козловский. Все эти и многие другие факторы растопили сердца российских зрителей, которые рублём дали понять, какие фильмы они и в дальнейшем хотят смотреть в кинотеатрах.

«Викинг» (2016)


Большой проект «Дирекции кино» с Данилой Козловским в роли князя Владимира породил в нашем кинематографе интерес к древнерусскому Средневековью, хотя по факту такой большой куш достался только «Викингу». У блокбастера было две версии 12+ и 18+. Во второй было больше откровенных сцен и насилия, причём это сформировало даже дополнительный «сарафан»: зрители шли на 18+, чтобы посмотреть «тот самый» эпизод с Козловским и Бортич. «Викинг» собрал 1 млрд 497 млн рублей. И это было больше заявленных 1 млрд 100 млн рублей. Но формально картина в прокате провалилась, потому что один ее производственный бюджет уже был 1 млрд 200 млн. Впрочем, сегодня редко какой фильм окупается в кино, обычно для этого нужно ещё несколько лет проката на других платформах.

«Последний богатырь» (2017)


Когда студия Disney в России готовила производство своего второго фильма (первым был «Книга мастеров») вряд ли она представляла, какая счастливая прокатная судьба его ждёт. На питчинге продюсеры записали себе в ожидания 850 млн рублей, но заработали почти вдвое больше - 1 млрд 659 млн. Бюджет при этом был 352 млн рублей – всем бы российским картинам такую прибыль. Окрылённые, они почти сразу запустили продолжение – «Последний богатырь. Корень зла» (он выйдет в 2020-м) и «Последний богатырь 3». В сущности, эта сказка действует на том же поле, что и мульт-франшиза «Три богатыря» - ироничное и немного абсурдное переосмысление исконно русского фольклора. Публика полюбила волшебную вселенную Белогорья, а по знаменитым актёрам в гриме всяких там «бабкоёжек» и «кощеев» она соскучилась ещё со времён советского детства.

«Т-34»(2017)


Выпускать военный фильм в новогодние праздники было нетривиальным решением. К тому же, далеко не все представители этого жанра за последние годы показывали высокие сборы. Но создатели «Т-34» были уверены в своём детище, решённом не в привычном формате драмы, а как чистое зрелище. Конкурентов у этого боевика по мотивам трагических событий нашей истории в момент старта не было, и профессионалы кино с изумлением наблюдали, как блокбастер каждый день собирал более 150 млн рублей. И эти цифры не падали в течение всех праздников, да и после них победное шествие ленты по экранам продолжилось. Результат – 2,27 млрд рублей в России против ожидаемых 1,2 млрд. Теперь это самый кассовый отечественный релиз после «Движения вверх». А между тем, заявленный бюджет фильма был всего 564 млн, из которых 120 – безвозвратная субсидия Фонда кино.

«Лёд»(2017)


Ещё одна приятная неожиданность в нашем прокате. Романтическая история о фигуристке Наде и хоккеисте Саше обошлась её создателям в 148 миллионов, а на выходе получила 1 млрд 445 тысяч. И это при том, что сами продюсеры в Фонде кино указали 300 млн как ожидаемую сумму. В то, что у этой картины есть шансы прийти первыми в кинотеатральном забеге не верил почти никто. Однако такой результат совсем не из области чуда, скорее, это следствие грамотной рекламной компании и чутком анализе нужд аудитории. Только за свой первый уикенд, а выход фильма пришёлся на 14 февраля (с недавних пор эта дата стала почти такой же лакомой для прокатчиков, как 8 марта и 23 февраля), «Лёд» собрал более полумиллиарда рублей - 541 млн. Выход продолжения этой современной сказки о прекрасном принце, был предрешён. «Лёд 2» вновь встал в репертуарной сетке на День святого Валентина, только уже 2020 года. И теперь главная интрига - сумеет ли фильм побить свой собственный рекорд.

«Движение вверх» (2017)


Продюсеры студии «ТРИТЭ» крайне осторожны, они надеялись, что их спортивная драма о советской волейбольной команде соберёт в кинотеатрах 560 млн рублей, то есть даже меньше, чем они вложили в свой проект (его бюджет составляет 590 млн). Фонд кино оценил их скромность, дал им безвозвратные 400 млн и не прогадал. Фильм вышел в новогодние праздники - идеальное время для проката, но в первый уикенд собрал только 110 млн. Но массированная рекламная кампания по телевидению и отличный сарафан, а также тот факт, что смотреть эту картину можно было всей семьей и испытывать приятное чувство гордости за свою страну, сделали своё дело. «Движение вверх» стало самой кассовой российской картиной, и нарушить её чемпионство пока так никто и не смог. Планка в почти 3 миллиарда рублей (2 млрд 943 млн - только по России) в этом году оказалась недостижимой для остальных российских блокбастеров.