Минкульт и Фонд кино ежегодно выделяют на поддержку отечественного кинопроизводства около 5 млрд руб. Фонд финансирует массовое кино, Минкульт – прежде всего авторские фильмы и дебютные проекты.

Сейчас для того, чтобы проект получил государственное финансирование от Минкульта, ему необходимо пройти процедуру отбора заявок (обычно это три этапа, но для неигровых и анимационных лент необходимо только два). На первый взгляд она кажется вполне прозрачной и достаточно формализованной, но на деле картина обстоит немного иначе, а к самим критериям отбора у аудиторов Счётной палаты обнаружилось множество вопросов.

Согласно отчёту Счётной палаты, среди всех факторов, влияющих на оценку заявок, не учитывается сразу несколько важных моментов. В нынешних условиях эксперты не принимают во внимание успешность предыдущих проектов компании, подающей заявку, причём это касается и зрительской оценки, и кассовых сборов. В результате продюсеры, выпустившие один или несколько провальных или просто убыточных фильмов, всё равно могут получать финансирование для своих следующих проектов.

По мнению аудиторов, это приводит к неэффективной растрате выделяемых государством средств. Компании и продюсеры оказываются не так уж сильно заинтересованы в создании качественного контента, который сможет привлечь широкую аудиторию.

Цитата из отчёта Счётной палаты:
По итогам конкурсного отбора Минкультуры России с ОАО ТПО «Санкт-Петербургская студия документальных фильмов» (продюсер А.Н.Тельнов) заключены соглашения ... на производство детского игрового фильма «Легенды Петербурга. Ключ времени» и на производство авторского игрового фильма «Архипелаг» , на производство которых были представлены субсидии из федерального бюджета.

При этом, по данным ЕАИС, два предыдущих полнометражных игровых фильма указанной студии не вызвали интереса у зрительской аудитории («Анатомия измены» (2016 год) кассовые сборы отсутствуют, «Облепиховое лето» (2018 год) кассовые сборы – 988,4 тыс. рублей).
В данной связи государственная поддержка в виде предоставления субсидий организациям кинематографиям, чьи предыдущие проекты не были востребованы зрителями, несет риски неэффективного использования средств федерального бюджета.

Трейлер фильма «Облепиховое лето»

Другая проблема связана с целевым расходованием средств, выделяемых государством на создание национальных картин. Хотя компании-получатели субсидии обязаны предоставлять в Министерство перечень документов, по которым можно проследить, как расходовались госденьги, в исследовании отмечается, что в период с 2017 по 2019 годы такие проверки не проводились. В итоге общий размер долга компаний-нарушителей вырос за это время более чем в 10 раз.

Что же касается финансовой поддержки со стороны Фонда кино, то и здесь процедура отслеживания целевого расходования госсредств оказалось недостаточно прозрачной. В частности, производители фильмов переводят часть выделенных денег государством в другие компании, которые уже не обязаны отчитываться за свои расходы.

При этом нельзя сказать, что Минкульт и Фонд кино не знали об этих проблемах. Знали, и - не дожидаясь окончания проверки Счётной палаты, - открыли полную базу фильмов, получавших госфинансирование с 2015 года. В эту Базу данных также входит список компаний-должников с неисполненными обязательствами по их проектам. По словам министра культуры РФ Владимира Мединского, люди, имеющие какое-либо отношение к производству этих проектов, больше не получат господдержки (по крайней мере до тех пор, пока не вернут вложенные деньги).