Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Comic Con: как выставка комиксов превратилась в мировой феномен

Немного истории и перспектив

Comic-Con – это не просто какое-то там слэнговое выражение, а название целой культуры, выросшей из скромного начинания собрать вместе любителей комиксов. Сейчас только в США насчитывается около 40 различных конвентов, подобных самому первому Comic-Con’у, который сейчас известен под названием International, – он проходит в городе Сан-Диего. В нашем материале поговорим о том, как Comic-Con стал неотъемлемой частью жизни нескольких миллионов человек по всему миру, в том числе и в России.

Comic Con: как выставка комиксов превратилась в мировой феномен

Comic Con: как выставка комиксов превратилась в мировой феномен

© Comic Con Russia

В нашей стране свой Comic-Con появился в 2014 году – на манер конвентов в других странах мира, его организаторы решили собрать вместе поклонников фильмов, сериалов, комиксов, графических романов, компьютерных игр и других подвидов современной поп-культуры.

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Для нас это было естественным шагом, потому что, к тому моменту, как мы стали проводить Comic Con впервые в России, мы шесть лет делали «ИгроМир». Это выставка, посвящённая компьютерным играм, основная аудитория которой – люди, использующие компьютерные игры, как основной способ развлечения. Мы рассуждали довольно просто: развлечения на компьютерных играх не заканчиваются, соответственно, наша целевая аудитория, наверняка интересуется и другими способами проведения досуга. В частности, в первую очередь в голову приходят фильмы, сериалы, комиксы и всё, что с этим связано. Для нас этот шаг был совершенно логичным – сделать для нашей аудитории ещё одно мероприятие, которое могло бы быть ей интересным. В итоге мы приняли решение проводить Comic Con Russia, как явление, которое поддерживает все элементы поп-культуры, всё то, чем интересуется наша аудитория».

Comic Con Russia 2019: трейлер

Один из первых Comic-Con’ов в мире прошёл в Сан-Диего в 1970 году, правда, тогда он назывался Golden State Comic-Minicon. Мероприятие состоялось в пригороде Сан-Диего – его организовали комиксоманы Шел Дорф, Ричард Альф, Кен Крюгер и Майкл Тоури. Сейчас Comic-Con International, проходящий в Сан-Диего каждый год, является самым крупным конвентом в США. Интересно, что в 1970-м прошло сразу два конвента: первый, в марте, собрал около ста человек, а второй оказался уже более успешным – его в августе посетили три сотни гостей. Фактически эти два мероприятия считают единым целым. Среди спикеров присутствовал иллюстратор Джек Кёрби, придумавший для Marvel Халка, Капитана Америка, Людей Икс и многих других. Ещё до проведения первого конвента Джек дал организаторам важный совет: не ограничиваться тематикой комиксов, а сделать мероприятие более мультимедийным, расширить горизонты научной фантастикой и фэнтези, а ещё жанровыми фильмами и сериалами. Произошедшие позднее изменения помогли превратить Comic-Con в по-настоящему масштабное событие, привлечь поклонников видеоигр, аниме и фильмов ужасов, а также обратить на себя внимание всего мира. Ежегодно на это мероприятие продаётся от 150 до 200 тысяч билетов. Чтобы попасть на презентации новых фильмов, комиксов, игр, на другие важные события конвента люди буквально занимают очереди за несколько дней, ставят палатки. Ажиотаж очень высокий, впрочем, как и внимание к мероприятию со стороны голливудских киностудий, игровых гигантов и комикс-издательств.

Джек Кёрби на Comic-Con International в 1990 году

Comic-Con подарил простым посетителям, не связанным с индустрией развлечений, возможность оказаться сопричастными к тому, что они любят, к тому, что раньше казалось недосягаемым. Гости конвента, купившие на него билеты, первыми смотрят новые фильмы, промо-материалы, принимают участие в автограф-сессиях со звёздами, общаются с кумирами в рамках так называемых панельных дискуссий, фотографируются, посещают различные презентации. С чего всё началось? С того, что у подростков, придумавших Comic-Con, всей душой любящих комиксы, не было возможности пожать руку Джеку Кёрби. Автор культовых персонажей издательства Marvel в конце 60-х поддержал идею создания конвента – он не только пообщался с ребятами, вселив в их души надежду на удачный исход, но и лично посетил первый конвент. Доступ к звёздам предоставляют не только на Comic-Con International в Сан-Диего, но и на других конвентах, гордо именующих себя Comic-Con’ами. Организаторы молодого российского конвента, который в 2019-м проходит вот уже в пятый раз, тоже стараются радовать публику именитыми личностями. Так, на Comic Con Russia 2019 приедут актёры Мадс Миккельсон и Эндрю Скотт, писательница Кристи Голден (которая известна произведения по миру World of Warcraft), геймдизайнер Хидео Кодзима, иллюстратор Алекси Нэм, писатель Ник Перумов, аниматор Тэд Стоунс, придумавший «Чипа и Дейла» и «Чёрного плаща», а также многие другие. Каждый из них поднимется на сцену конвента, с каждым из них организаторы дадут возможность пообщаться посетителям. Да, удача улыбнётся не всем – всё-таки масштабы конвента таковы, что за четыре дня через первый павильон «Крокуса» проходит до 170 тысяч человек, а уделить внимание каждому из этого огромного числа в общем-то просто невозможно. Именно поэтому у посетителей конвентов есть возможность выбрать, что им больше всего интересного и чей автограф они хотели бы получить на память.

Том Хиддлстон на Comic-Con International 2013 вышел на сцену в образе Локи

В последние годы Comic-Con International стал отличной площадкой для продвижения. Пусть и не постоянно, но на конвенте выставляются крупные голливудские мейджоры, внимание к презентациям которых всегда за гранью. Отличный рекламный ход – объявить о грядущих новинках в рамках Comic-Con’а, когда за происходящим в Сан-Диего следит весь мир. Так, например, в 2019-м все узнали, что Marvel представит зрителям женскую версию Тора, роль которого сыграет Натали Портман. И таких громких объявлений за весь конвент традиционно случается довольно много. Кинопроизводители привозят на мероприятие множество эксклюзивных материалов: трейлеры, фрагменты ожидаемых фильмов и сериалов, рассказывают о планах на будущее, то есть заявляют о себе. Учитывая, что конвент, в первую очередь, ориентирован на простых зрителей, комиксоманов, геймеров, поклонников аниме и других вариантов досуга, то все его события всенепременно будут описаны в интернете – в блогах, социальных сетях и на новостных сайтах. Конечно, затраты на проведение презентаций внушительны, но польза от них во много раз превышает эти финансовые вложения.

Фрагмент презентации студии Marvel на Comic-Con International 2019

На российском Comic Con, например, представят такие фильмы, как «Дитя погоды» (культовый аниме Макото Синкая), «Арахисовый сокол» с Шайя ЛаБафом, «Майор Гром: Чумной доктор» (экранизация российского комикса издательства BUBBLE), «Вратарь галактики», «Zомбилэнд: Контрольный выстрел», «Вторжение» Фёдора Бондарчука, «Карамора» с Данилой Козловским, «Полицейский с Рублёвки: Новогодний беспредел 2», «Аванпост», «Кома» и «Фея». А ещё российское подразделение студии Disney покажет эксклюзивные материалы по ожидаемым блокбастерам, в том числе по комиксу «Чёрная вдова».

Трейлер фильма «Вторжение», который будет представлен на Comic Con Russia 2019 5 октября 2019 года

В рамках Comic-Con’ов не только представляют что-то, но и продают. Конвент – самый большой гик-магазин: здесь можно найти буквально всё – редкие графические романы, эксклюзивные игрушки, мерчандайз и многое другое. Если в повседневной жизни отыскать прилавки с такими товарами довольно сложно (они ориентированы на очень узкую аудиторию), то на конвенте с реализацией нет никаких проблем (посетители имеют возможность выбрать товары на любой вкус и толщину кошелька). Первые конвенты, к слову, в основном были посвящены комиксам – люди на них приезжали, чтобы без проблем отыскать пропущенные выпуски любимых графических романов. А ещё Comic-Con – это то место, очень любят и ценят косплееров (людей, перевоплощающихся в героев фильмов, аниме, книг, компьютерных игр). Не удивляйтесь, но попав в зал, где проходит конвент, вы окажетесь в фантастическом мире, где Бэтмен будет обниматься с Джокером, а Человек-паук пожимать руку Гарри Поттеру. Косплей – дорогое увлечение: правильные костюмы стоят больших денег, а их создание с нуля требует усидчивости и кропотливой работы. Именно поэтому в последние годы зарегистрировавшимся косплеерам конвенты обычно дают возможность бесплатно попасть на выставку, а также проводят тематические конкурсы с приятными призами.

Косплей на Comic-Con International 2019

Comic-Con в современной культуре – это не просто масштабное событие, это место, где можно встретить единомышленников, людей, с которыми совпадут интересы, а также тех, кто причудливым образом изменит привычный уклад вещей.

Скотт Шоу, аниматор, художник, стоявший у истоков Comic-Con International, в интервью изданию RollingStone объяснил, что означает Comic-Con для него самого:
Comic-Con – это то место, где вы можете зайти за угол и увидеть или познакомиться с кем-то, кто может изменить всю вашу жизнь. Вы можете встретить хорошего друга, а, может, того, с кем у вас завяжутся романтические отношения, или даже с издателем, который скажет: “Молодой человек, мне нравится то, что вы нарисовали – мне было бы интересно с вами поработать”».

История Comic-Con International за четыре минуты

Узконаправленные комикс-конвенты можно пересчитать по пальцам одной руки – в мире их всего несколько штук. В основном организаторы предпочитают привлекать на свои конвенты широкую аудиторию, не ограничивая тематику рамками. Comic-Con International в этом отношении – яркий пример того, что происходит с мероприятием, когда его изначально ориентируют на различные сферы досуга.

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Такое понятие, как «основной Comic Con» – не совсем корректное. Многие почему-то думают, что существует некая компания, которая заведует всеми Comic Con-ами, но на самом деле это не так. Если вы посмотрите перечень Comic Con’ов, проходящих в Америке или по всему миру, вы увидите, что их там несколько десятков, штук под восемьдесят, по-моему, и у всех разные организаторы. Что касается Comic Con’а в Сан-Диего, то это на самом деле некоммерческая организация, которая своей целью ставит популяризацию поп-культуры, её развитие, движение вперёд и так далее. Это мероприятие, которое было в своё время первым, – оно считается и является самым крупным, но не более того».

Comic-Con New York 2018: прогулка по второму крупнейшему Comic-Con'у в США

Comic-Con специально не регистрировали и не регистрируют в качестве торговой марки. Этот бренд давно стал частью мировой поп-культуры, принадлежащей всем и каждому. Можно сказать, что Comic-Con – это, прежде всего, люди, гости, покупающие билеты, то есть те, ради кого почти 50 лет назад и проводился первый конвент. Без посетителей, предпочитающих разные виды досуга (от комиксов до компьютерных игр), Comic-Con не превратился бы в уникальное явление, загадку которого безуспешно пытаются разгадать аналитики. Comic-Con – это полноценное движение, участником которого может стать кто угодно, стоит ему только «зафанатеть» от «Звёздных войн», комиксов Marvel, DC, Bubble или любых других, от коллекционных фигурок, нового компьютерного железа или громкой видеоигры.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100