Как появилась идея проводить Comic Con в России

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Для нас это было естественным шагом, потому что, к тому моменту, как мы стали проводить Comic Con впервые в России, мы шесть лет делали «ИгроМир». Это выставка, посвящённая компьютерным играм, основная аудитория которой – люди, использующие компьютерные игры, как основной способ развлечения. Мы рассуждали довольно просто: развлечения на компьютерных играх не заканчиваются, соответственно, наша целевая аудитория, наверняка интересуется и другими способами проведения досуга. В частности, в первую очередь в голову приходят фильмы, сериалы, комиксы и всё, что с этим связано. Для нас этот шаг был совершенно логичным – сделать для нашей аудитории ещё одно мероприятие, которое могло бы быть ей интересным. В итоге мы приняли решение проводить Comic Con Russia, как явление, которое поддерживает все элементы поп-культуры, всё то, чем интересуется наша аудитория.

Трейлер Comic Con Russia 2019

Про связь с Comic Con International и с остальными конвентами

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Такое понятие, как «основной Comic Con» – не совсем корректное. Многие почему-то думают, что существует некая компания, которая заведует всеми Comic Con-ами, но на самом деле это не так. Если вы посмотрите перечень Comic Con’ов, проходящих в Америке или по всему миру, вы увидите, что их там несколько десятков, штук под восемьдесят, по-моему, и у всех разные организаторы. Что касается Comic Con’а в Сан-Диего, то это на самом деле некоммерческая организация, которая своей целью ставит популяризацию поп-культуры, её развитие, движение вперёд и так далее. Это мероприятие, которое было в своё время первым, – оно считается и является самым крупным, но не более того.

Comic Con International 2019: Тур по конвенту от видеоблогера

Про работу с приглашёнными звёздами

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Любая звезда, голливудская или в целом значимая, а мы именно с такими и стараемся общаться, понимает, что разные конвенты устраиваются разными организациями, разными компаниями. Все звёзды понимают, что организаторы конкретного конвента в Париже, в Лондоне, в России – это разные организаторы. Представьте себе, что вы – звезда. Вам пишет письмо человек из абстрактной страны Зюзюбии и сообщает, что он представляет организаторов местного Comic Con’а. Для вас из этой фразы понятно только одно – что в Зюзюбии есть нечто под названием Comic Con. Звёзды знают, что есть такой формат, на котором собираются любители поп-культуры, фильмов, сериалов, настольных игр, комиксов и так далее, и скорее всего в Зюзюбии на Comic Con происходит что-то со всем этим связанное. Ничего другого про этот конвент они не знают. То же самое было и в нашем случае, когда мы только-только начинали и обращались к звёздам. Они примерно понимали, про что это, но не знали, что это за мероприятие конкретно, насколько хорошо оно организовано, насколько популярно, может ли оно выполнить свои обязательства перед звездой. Сейчас, когда мы уже не первый год проводим конвент, когда у нас уже побывали разные звёзды, у нас появилась некоторая известность среди зарубежных агентов. У мероприятия уже есть определённая репутация, которая позволяет начать разговаривать, а не быть отметённым сразу с порога, как неизвестная какая-то местная тусовка. Название Comic Con ни к чему вообще не обязывает и не добавляет веса. Каждый понимает, что значение имеет конкретное мероприятие в конкретном месте, какая у него репутация, какая у него история.

Дэнни Трехо на Comic Con Russia 2018

Какие сложности возникают в процессе переговоров со звёздами

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Кулуарных подробностей рассказать не могу по понятным причинам – они все с NDA (договор о неразглашении). Вообще, стоит отметить, что направление работы по звёздам при создании мероприятия – одно из самых напряжённых и нервных. Поэтому говорить о том, что какие-то забавные ситуации происходят, наверное, не приходится. В принципе, все переговоры ведутся с агентами звёзд – со звёздами напрямую никто не общается. Все агенты разные, компании, представляющие звёзд, тоже разные, стиль ведения переговоров тоже отличается, менталитет у западных людей отличается от нашего – у британцев, у американцев, у европейцев – это сильно-сильно разнится. Из-за этого иногда возникают некоторые культурные нестыковки. Например, европейцы оперативно и чётко отвечают в переписке по всем вопросам, согласованиям и так далее. Но при этом британцы более расслабленные. Они могут на вопрос, который мы считаем жизненно важным, отвечать в течение недели или двух, или вообще забыть на него ответить. Для нас такая ситуация будет очень нервной. В конце концов, это всё обычно разрешается. Хуже бывает, когда происходят всякие непредвиденные вещи. Вот вам пример: в 2017 году в Америке случился ураган. А в этот год мы договорились с художником комиксов Джеймсом О’Барром, автором «Ворона», о том, что он приедет к нам на конвент. Но консульство, через которое он должен был получать визу, было разрушено. Его документы оказались потеряны, и в итоге из-за этого он не успел повторно оформить визу и не смог приехать. Это ни разу не весёлая ситуация, но такое случается. Часто проблемы, если они возникают, возникают как раз на этапе оформления документов, связанных с визой. Потому что люди на Западе, особенно американцы, несколько легкомысленно относятся к процессу вот этих формальностей, для них это не очень привычная история. И вообще они к такого рода вещам привыкли относиться легко. Это мы в России понимаем, что получение визы – довольно серьёзный шаг и что могут случаться всякие эксцессы.

М. Найт Шьямалан презентует фильм «Стекло» на Comic Con Russia 2018

Как проходят встречи со звездой на Comic Con Russia

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Со звёздами на всех конвентах более-менее стандартная процедура, состоящая из двух частей. Первое – это, конечно же, выступление на сцене. Вторая – общение с поклонниками через раздачу автографов и проведение фотосессий. Выступление на сцене, как правило, происходит по одному и тому же сценарию. Мы у коммьюнити спрашиваем, какие вопросы они бы хотели задать звезде. Потом эти вопросы собираем, отбираем наиболее интересные. Когда звезда выходит на сцену, выступление начинается с приветствия, а дальше происходит общение с фанатами. Либо через ответы на те вопросы, которые мы отобрали заранее, либо мы можем спрашивать вопросы у зрителей на месте. Это тот формат, когда звезду мы приглашаем, как организаторы. У нас ещё бывают совместные истории, когда мы можем с прокатчиками или с кем-то ещё привозить звезду. Здесь могут быть варианты: это может быть не только выступление на сцене, но и проведение панельной сессии. На сцене оказывается не только звезда, но и другие люди, участвующие в проекте. Они могут аудитории рассказать про проект, как-то его представить, и только после этого будут заданы вопросы из зала.

Кристофер Ллойд на Comic Con Russia 2017:

Кристина Самсонова, продюсер фестиваля Comic Con Russia:
Мы по такому принципу работали с Рутгером Хауэром, к примеру. Мы его привезли вместе с компаниями «Наше кино» и РФГ. Часть дня Рутгер Хауэр рассказывал про свой новый фильм, а потом общался со своими поклонниками. Он отвечал на их вопросы, выходил на сцену, подписывал материалы, которые приносили люди.

Рутгер Хауэр на Comic Con Russia


Про сотрудничество с российскими дистрибьюторами и голливудскими мейджорами:

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Мы старались, чтобы наше мероприятие проходило примерно по тому же сценарию, что и зарубежные конвенты. Наши мейджоры не очень понимали, что получится из этого начинания. С одной стороны все выражали сдержанный оптимизм, а с другой – «мы сначала посмотрим, как это всё реализуется на практике». Сейчас мы уже не первый год проходим, мероприятие себя зарекомендовало, и его полезность теперь очевидна.

Кристина Самсонова, продюсер фестиваля Comic Con Russia:
У нас каждый год происходят презентации крупного мейджорского контента. Естественно, бывают сложности, когда студия по какой-то причине решает не показывать материалы. Если это решение принято глобально, то мы, конечно, на это повлиять никак не можем. В целом студии открыты для работы с нами, что вселяет большой оптимизм.

Прогулка по Comic Con Russia 2018 и «ИгроМиру»

Про моменты, когда приходится собирать гаджеты у посетителей выставок

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Когда у нас демонстрируются эксклюзивные материалы до премьеры, по требованию прокатчиков мы собираем телефоны, чтобы не было несанкционированной съёмки. Это нормальная практика, мы не видим в ней ничего плохого. Наши гости к этому относятся спокойно, никакого негатива по данному поводу мы не слышали.

Про обратную связь от посетителей Comic Con Russia и «ИгроМира»

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Работа с нашей аудиторией происходит постоянно и круглогодично. Мы просто не можем не реагировать на отзывы. Однако, при работе с любым коммьюнити нужно к этому процессу подходить осторожно. Потому что есть объективные вещи, а есть эмоционально необоснованные. Всегда найдутся люди, которым что-то не понравилось. Они могут с разной степенью интенсивности выплёскивать своё неудовольствие наружу. Нужно всегда смотреть, во-первых, насколько претензия массовая, а во-вторых – действительно ли она объективная.

Про приезд в Москву актёра Миши Коллинза

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Одна знаковых вещей случилась на первом конвенте, когда мы привезли Мишу Коллинза из сериала «Сверхъестественное». Мы думали о том, каким образом проводить автограф-сессии и фотосессии. У нас в стране ничего подобного до этого не делалось. Как это у нас презентовать, мы понятия не имели. Мы решили, что автограф-сессии и фотосессии должны быть бесплатными. Вставал вопрос, каким образом мы будем организовывать доступ желающих получить и то, и другое. Мы посмотрели, как это происходит на Западе, а там все выглядит довольно спокойно – люди мирно стоят в организованной очереди. Нашей большой ошибкой было то, что мы были уверены в том, что у нас будет также. Но наша публика, видимо, потому что не избалована подобного рода мероприятиями, повела себя совершенно не так, как мы ожидали (повалили ограждения и ринулись к Коллинзу, - прим. ред.). Попытка организовать бесплатный доступ к звезде в порядке живой очереди была провалена. Причём, провал был неприятный для всех: и для организаторов, и для участников. После этого мы поняли, что необходимо все сессии заранее прописывать в расписании, и ни в коем случае нельзя их делать свободными, потому что это приводит к диким скандалам и неразберихе.

Миша Коллинз на Comic Con Russia 2014

Про анонсы конвента, объявление программы и информацию в целом

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Было ещё и такое: долгое время мы неправильно понимали, как люди, посещающие мероприятие, получают о нём информацию. Нам казалось, что мы информацию подаём верно – маленькими порциями по мере подготовки мероприятия, а люди её маленькими порциями усваивают, примерно понимая, что такое конвент, что на нём происходит, как себя следует на нём вести. Выясняется, что это на самом деле не так, что информацию нужно подавать по-другому, нужно её структурировать, нужно делить по определённым сегментам и выдавать сразу целиком. И это понимание явилось прямым результатом постоянного взаимодействия с аудиторией. Наши постоянные посетители, когда мы объявляем даты проведения очередного мероприятия, начинают нас забрасывать вопросами, когда мы повесим расписание и расскажем, что у нас будет в этом году. Проблема состоит в том, что мы не можем этого сделать по разным причинам. В частности, по причине договорённостей с участниками и довольно долгого согласования показа студийного контента – это всё подпадает под соглашение о неразглашении. Мы бы и хотели сразу все рассказать аудитории, потому что понимаем, что определённые анонсы хорошо бы сделать как можно раньше, но не можем, потому что нам просто не позволяют контракты.

Кристина Самсонова, продюсер фестиваля Comic Con Russia:
Пока расписание всё ещё в работе, и мы еще не можем рассказать про все эксклюзивы, которые у нас будут в этом году. Мы уже заявили, что у нас пройдут предпремьерные показы аниме «Дитя погоды» Макото Синкая, режиссера, имя которого много значит для нашей аудитории, а также очень трогательной комедии «Арахисовый сокол» с Шайей ЛаБафом и Дакотой Джонсон в главных ролях. Будут громкие российские премьеры, известные художники, иллюстраторы и многое другое. Как правило, у нас расписание появляется за неделю до мероприятия. В этом году, если такая возможность будет, мы выпустим его чуть раньше.

Вы идёте на Comic Con и «ИгроМир» впервые: к чему готовиться

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Нужно быть готовыми к тому, что народа будет очень много. Посмотрите на фотографии, на видео с наших прошлых мероприятий, чтобы примерно понимать, что это такое. Потому что часто бывает, что люди, которые раньше никогда не посещали ни выставки, ни фестивали такого рода, попадая внутрь павильона, оказываются в растерянности, так как они просто не представляли, что их ждёт. Они не очень понимают сам формат проведения такого рода мероприятий. Например, люди считают, что выставка «ИгроМир» и конвент Comic Con Russia – это что-то вроде концерта. То есть это как некоторые мероприятия, у которых есть строгое расписание, – ты туда приходишь, садишься, условно говоря, в зал, и тебя начинают развлекать с утра до вечера. Это, может быть, звучит немного странно и для вас, и для нас, но у многих людей бывает и такая вот ассоциация. Когда они приходят и видят, что внутри расположено большое количество стендов, где проходят разные активности, что у каждого стенда может быть своё расписание каких-то событий, они начинают теряться и из-за этого у них возникает своего рода состояние шока. Получается, что человек пришёл, вокруг много людей, все чем-то заняты, что-то вокруг происходит, а он не знает, куда ему податься и что вообще тут делать. У меня для людей, которые впервые приходят на наше мероприятие, такой совет: подпишитесь на нашу группу Вконтакте, ознакомьтесь с программой, которая будет опубликована в нашем приложении, но самое главное – имейте в виду, что это не концерт, не цирковое представление, где перед вами разыгрывается шоу. Фестиваль – это совершенно отдельного рода мероприятие, у которого есть свои принципы взаимодействия с аудиторией, и они не похожи на что-то, чего люди ожидают от концерта. Вас никто не будет брать за руку и водить по развлечениям, вы должны сами знать чего хотите.

Про посещаемость выставок

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
У нас довольно-таки давно возникает проблема, она связана с тем, что размеры первого павильона «Крокуса» статичны, он не увеличивается. Соответственно, когда мы говорим о том, сколько человек может в нём поместиться – это тоже конечная величина, к сожалению. Поэтому мы не можем сказать, что ожидаем в два раза больше людей – они просто не поместятся. Мы уже с 2017-2018 годов вынуждены останавливать продажи билетов, например, на субботу, как на самый заполненный день, сильно заранее. Мы боимся продавать большее количество билетов, потому что люди могут просто не поместиться в павильоне. Людей будет много – это однозначно, но не больше, чем мы можем вместить в павильон. Проходимость выставки за четыре дня составляет примерно 170 тысяч человек.

Фильм «Т-34» на Comic Con Russia 2018

Что делать, если потерялись вы или ваш ребёнок

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
У нас в холле присутствует такая служба – она предоставляется самим «Крокусом», которая позволяет по громкой связи сделать объявление. Как правило, всё так и происходит. Примерно таким же образом, как это происходит в торговых центрах, где объявляют, что родители ждут ребёнка там-то и там-то. К сожалению, поскольку в залах бывает довольно-таки громко, не всегда это может быть слышно, поэтому мы советуем родителям: если вы пришли с ребёнком на мероприятие, договоритесь, пожалуйста, где вы будете встречаться, если вдруг разминулись. Обычно в холле между залами есть достаточно места, там нет толкучки, и там можно встретиться. За всё время существования выставок было не так много случаев, когда родители разминулись с детьми, их можно буквально пересчитать по пальцам. Запомнилась одна история: девочке лет 12-ть, полдня просидела с нами на стойке регистрации, дожидаясь свою маму. Но при этом, когда мама вечером пришла и нашла у нас свою дочь, она была в общем-то спокойна: «Ты молодец, сидишь, ждёшь, а теперь пойдём домой». То есть мама потеряла дочку, но особенно не переживала по этому поводу. Дети до 14 лет без сопровождения взрослых не могут посещать мероприятие – это общие требования для культурно-массовых мероприятий.

Comic Con Russia 2018: День первый

Про возросший интерес к конвенту со стороны юных посетителей

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Мы понимаем, что большое количество детей мечтают посетить «ИгроМир» и Comic Con. У нас в 2018 году было трогательное письмо от родителей, которые просили продать им билет на предстоящий Comic Con до начала официальных продаж, потому что ребёнок попросил, чтобы Дед Мороз подарил ему билет на Новый год. Мы считаем, что этот случай – одно из наших лучших достижений в том году, когда дети стали просить билет на Comic Con у Деда Мороза.

Про VIP-билеты и их стоимость

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
VIP-билеты разбираются одними из первых. Их история началась довольно давно, ещё со времён первых «ИгроМиров». К сожалению, наши выставочные комплексы не рассчитаны на то, что ко входу в павильон одновременно придут десять тысяч человек – входная группа на это не рассчитана. Возникает большая очередь. Люди готовы заплатить за то, чтобы пройти эту очередь как можно быстрее. Основным преимуществом VIP-билета, когда он только появился, была возможность пройти внутрь павильона раньше остальных. Сейчас, в последние несколько лет, мы довольно хорошо поработали над оптимизацией системы входа и теперь можем сказать, что эту проблему мы практически победили. Несмотря на то, что у нас перед открытием на входе в павильон собирается огромная толпа народа, мы умудряемся её запустить внутрь довольно-таки быстро. При этом сейчас ценность VIP-билета сместилась немножко в другую сторону. Во-первых, такой билет даёт право на посещение мероприятия во все четыре дня, включая бизнес-день. В этот день обычный человек не смог бы попасть на выставку, это день для прессы и бизнес-участников. Есть большое количество посетителей, которые хотели бы попасть на мероприятие тогда, когда нет основного количества людей, осмотреть экспозицию, несмотря на то, что там ещё нет всех развлекательных мероприятий, происходящих в обычные дни. Люди всё равно хотят попасть на выставку без лишней толкотни и нервотрёпки. В остальные дни обладатели VIP-билетов могут попасть внутрь на полчаса раньше, плюс они получают сувениры и эксклюзивные подарки, которые выдаются в виде комплекта VIP-участника. Это такой своеобразный памятный набор для человека, который любит наше мероприятие. Говорить о том, что сильно завышена стоимость, довольно странно. С точки зрения бизнеса никакого особого заработка на VIP-билетах нет.

Comic Con Russia 2017: набор VIP-посетителя

Почему Comic Con соседствует с «ИгроМиром» и что можно найти интересного на обеих выставках

Александр Фёдоров, соучредитель «ИгроМира» и фестиваля Comic Con Russia:
Изначально мы исходили из того, что люди, которые играют в игры, и люди, которые смотрят сериалы, – это примерно одна и та же аудитория. Но оказалось, что это не совсем так. Человек может быть гиком, играть в настольные игры, смотреть сериалы, читать комиксы, но при этом совершенно не играть в компьютерные игры. И дальше ситуация наоборот: человек может быть очень увлечён компьютерными играми, но совершенно не обращать внимание ни на комиксы, ни на сериалы, ни на что. Для людей, которые целенаправленно идут либо на «ИгроМир», либо на Comic Con, мы считаем, что как минимум будет интересно посмотреть на ещё один способ проведения досуга. Возможно, люди, которые никогда с этим не сталкивались, увидят и найдут для себя что-то новое и интересное. В то же время, значительная часть людей приходит и туда, и туда. Для них мероприятия одинаково важны. Многие купившие билеты спрашивают уже сейчас, точно ли они смогут попасть по одному билету на оба мероприятия, потому что это важно, и человек хочет и на Comic Con, и на «ИгроМир».

Comic Con Russia 2016 и «ИгроМир»