Китай уже несколько лет в буквальном смысле наступает на пятки Голливуду, грозя стать самой «кассовой» территорией Земли, и его киноиндустрия, невзирая на жесткий цензурный контроль, уже вполне в состоянии выдавать проекты, которые, по крайней мере, самим китайцам не менее интересны, чем голливудские блокбастеры. Из-за того, что многие темы в тамошнем кино табуированы, «разрешенные» переносятся на экраны по несколько раз.

Только за последние десять лет в Китае было снято аж три версии «Мулан», одна для больших экранов и две для телевидения.

У диснеевской «Мулан» в анимационном виде перед ними было три неоспоримых достоинства – запоминающиеся песни, юморной дракончик, несколько сбивающий пафос с классической истории, и общая атмосфера сказки. Судя по последним новостям и тизер-трейлеру, именно эти три вещи в процессе адаптации мультфильма в большое кино отправились под нож.

Дублированный тизер-трейлер фильма «Мулан»

По крайней мере, на экране мы видим самую что ни на есть традиционную военную драму, которых в самом Китае полно и без «Мулан», но с таким еще немножко придурковатым назидательным тоном – мол, прикиньте, а оказывается, женщины-то тоже люди. Выдавать этот месседж за откровение в прокитайском кино, которое испокон веков строилось на сильных женских образах, очень странно – еще фехтовальные боевики 60-70-х годов ставили в центр сюжета сильных героинь-воительниц, а в конце 90-х в Гонконге нарисовался целый жанр Girls With Guns (девушки с оружием). Да и ту же «Мулан» или легенду об «амазонках» из клана Ян, которые отправились на войну, когда всех мужчин их рода истребили (еще одна часто экранизируемая история), никто не отменял!

Чем исходя из всего вышесказанного будет удивлять новая «Мулан», решительно непонятно.

Лю Ифэй, играющая здесь главную роль, актриса неплохая и уважаемая, но не сказать, что из тех, которые становятся суперзвездами (как та же Чжан Цзыи после «Крадущегося тигра»), а выданная ей в помощь Гун Ли никогда не была залогом коммерческого успеха фильма. Да, в «Мулан» также есть Джет Ли и Донни Йен, но первый уже давно не в той физической форме, что раньше, так что здесь играет Императора Китая, а последний в костюмных боевиках смотрится на порядок хуже, чем в современности или легком ретро а-ля «Ип Ман»«14 клинков», «Заблудший воин», «Крадущийся тигр 2» и «Принцесса и воины», на которых «Мулан», к слову, немало смахивает, не стали кассовыми хитами.

Трейлер фильма «Мулан» (2009)

Вот и получается, что «Дисней» сделал фильм не очень понятно, для кого. У китайцев такого добра много и без помощи запада (плюс выглядит оно не менее, а то и более эффектно и проработанно – посмотрите хотя бы «Мулан» 2009 года с Викки Чжао), а с чего вдруг самому западу покоряться этой истории, вопрос на 300 миллионов долларов. Те, кого интересуют китайские эпики, уже видели и «Императора и убийцу» Чэня Кайгэ, и «Красный утес» Джона Ву, и недавнюю «Тень» Чжана Имоу, на фоне которых диснеевская «Мулан» парадоксально кажется неловкой китайской подделкой. А кому все эти «кия-кия про узкоглазых» даром не сдались, новая бездраконистая и беспесенная «Мулан» наверняка покажется скучной. Кто в здравом уме одобрил 300-миллионный бюджет на фильм, который в самом Китае снимают за суммы в десять раз меньше и в двадцать раз чаще, сказать сложно, но есть ощущение, что в полку «имиджевых» диснеевских провалов скоро грядет пополнение – «Излому времени» и «Щелкунчику» придется потесниться.