В XXIII веке Земля пережила так называемое «Падение»: войну, которая остановила технический прогресс и развитие общества. Сейчас все сохранившиеся приборы и оборудование используются не по назначению, а сильные угнетают слабых. Вся жизнь на Земле сосредоточена вокруг Железного города, населённого выжившими из разных регионов земного шара. Здесь, в тени последнего великого Небесного города Залема, вместе живут обычные и кибернетически усовершенствованные люди. Много лет назад киборги, созданные учёными, помогали людям практически во всех сферах жизни, в том числе и принимали участие в боевых действиях. Однажды среди металлолома доктор Идо находит останки девушки-киборга времён того самого военного конфликта: он возвращает её к жизни и называет Алита.

Трейлер фильма «Алита: Боевой ангел»

История Алиты началась в далёком 1991 году, когда её придумал художник Юкито Кисиро. Джеймс Кэмерон узнал об этой истории спустя почти десять лет – Гильермо дель Торо посоветовал ему обратить внимание на короткометражный аниме-фильм, созданный на основе манги. Режиссёру «Титаника» идея приглянулась – и он начал думать над её воплощением. Работая над «Аватаром», Джеймс Кэмерон не останавливал и работу над «Алитой». Он написал самую первую версию сценария, которая, как вспоминает продюсер Джон Ландау, была наполнена любовью: любовью Алиты к доктору Идо, который спас её и заменил отца, а также любовью Алиты к молодому человеку Хьюго с улицы.

«Алита: Боевой ангел»: Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес рассказывают о фильме

Помимо сценария, Кэмерон написал ещё около 600 страниц примечаний по персонажам будущего фильма, описал их образ жизни, рассказал об устройстве Железного города. Чтобы материализовать свои задумки, придать им объём, режиссёр пригласил к сотрудничеству специалистов по концептуальному дизайну, которые и создали первые наброски, послужившие отправной точкой для специалистов по визуальным эффектам и дизайнерам.

Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес в декорациях города из «Алиты» («Двадцатый век Фокс СНГ»)

К середине двухтысячных у Кэмерона в работе находились сразу два масштабных проекта – «Аватар», впоследствии ставший самым кассовым фильмом в мировом прокате, и «Алита». Поняв, что ему интереснее заниматься развитием мира «Аватара», режиссёр передал своё второе детище Роберту Родригесу. Последовавший после выхода «Аватара» гигантский технологический скачок сделал также возможной съёмку фильма «Алита: Боевой ангел». Скрупулезная работа, проделанная Джеймсом Кэмероном и его командой, стала для Роберта Родригеса отправной точкой и началом собственного пути. По словам Родригеса, Кемэрон заранее просчитал, как будет функционировать каждая часть Железного города с технической точки зрения, так что всё было готово к воплощению в жизнь.

«Алита: Боевой ангел»: за кадром

Роберт Родригес назвал съёмки «Алиты» серьёзным испытанием для него как для режиссёра:
Для меня съёмки стали настоящим вызовом. А если совсем серьёзно, чтобы снять этот фильм, мне пришлось забыть всё, что я когда-либо делал за свою карьеру. Мы работали над “Алитой” в стиле Джима Кэмерона, более приземлённом стиле, чтобы зрители могли поверить в реальность этой фантазии, в этот мир далёкого будущего. Мне нужно было сделать так, чтобы зрители могли себя ассоциировать с персонажами этой истории. Никакого зелёного экрана, никаких моих испытанных в деле приёмов, нужно было относиться к вещам более серьёзно, чтобы люди поверили нам. Так что настоящие локации, настоящая съёмочная площадка, настоящие актёры вокруг. В этом фильме реализма куда больше, чем в любом другом фантастическом фильме из тех, что я делал. Мне хотелось сделать этот фильм так, будто бы его снял Джеймс Кэмерон, хотелось научиться у него, как создавать такие полотна».

Как снимался фильм «Алита: Боевой ангел»: кадры со съёмочной площадки

Сначала Родригес решил, что центр Железного города будет построен в реальности, а затем с помощью цифровых технологий превращён в полномасштабную метрополию – на площадке компании Troublemaker, и это было самое большое сооружение в истории компании.

Роберт Родригес о создании декораций города:
Я хотел построить первый уровень города, старый каркас, а затем компания Weta поднимет его вверх. Мне нравилось, что я могу выйти из офиса и попасть прямо в Железный город».

Джеймс Кэмерон и Роберт Родригес на съёмочной площадке фильма «Алита: Боевой ангел»

Когда пришло время строить город, в Остин, где находилась съёмочная площадка, были приглашены более 200 плотников, художников, штукатуров и других мастеров. Через несколько месяцев гигантский труд был закончен. Позднее на съёмочную площадку приехал Юкито Кисиро, автор оригинальной манги про Алиту: он не мог поверить, что его нарисованная от руки героиня стала источником вдохновения для создания такого города. Момент был практически сюрреалистический: Юкито Кисиро шёл по улицам, некогда существовавшим только в его воображении.

Продюсер Джон Ландау объяснил, почему для съёмок фильма «Алита: Боевой ангел» не подходили приёмы, применённые в процессе работы над «Аватаром»:
Когда мы снимали “Аватар”, я объяснял людям, что нам не нужно быть фотореалистичными, потому что вы никак не сможете сказать, что там, на Пандоре, реально. События “Алиты” разворачиваются на Земле, Алите нужно быть фотореалистичной. Чтобы она могла стоять рядом с Кристофом Вальцем и чтобы они могли одновременно смотреть в кадр. Как работает технология performance capture? На съёмочной площадке мы разместили несколько камер, которые записывали движения специальных маркеров, расположенных на теле актёра. Система распознавала эти маркеры, а затем помещала их в трёхмерное пространство. Затем мы создавали скелеты, которые впоследствии становились основой для CG-моделей».

Фрагмент фильма «Алита: Боевой ангел»

В работе над «Алитой» использовались разработки, придуманные во время съёмок «Аватара»: система захвата мимики, система Simulcam для наложения компьютерного изображения на актёров в реальном времени, система 3D Fusion Camera и многое другое.

Эрик Сейндон, координатор визуальных эффектов компании Weta и дважды номинант на премию «Оскар» за фильмы киносерии «Хоббит», рассказывает:
Сейчас мы можем работать на уровне мускулатуры лица, и это означает, что мы не просто двигаем кожу лица, а управляем мышцами. Это можно увидеть на лице Алиты, полностью повторяющем мимику лица Розы. Мы сотни часов работали над движениями рта Алиты, потому что даже успех важной боевой сцены определяется передачей мимики, а у Розы очень выразительное лицо».

Фрагмент фильма «Алита: Боевой ангел»

Джеймс Кэмерон солидарен с Эриком Сейдоном: по мнению режиссёра и продюсера, всё дело всегда в эмоциях, которые можно увидеть на лице персонажа – нужно лишь сделать так, чтобы зрители поверили в реальность его существования. После бесконечных поисков Алита явилась в образе канадской актрисы с кубинскими корнями Розы Салазар, снимавшейся в лентах «Инсургент», «Бегущий в лабиринте» и «Птичий короб».

Джеймс Кэмерон вспоминает:
Практически невозможно описать, как мы с Робертом реагировали на игру Розы. Она привнесла столько душевности и живости в каждый момент съемок. Я никогда не видел ничего подобного».

«Алита: Боевой ангел» – как снимался фильм

В поисках актрисы, которая могла бы сыграть Алиту, был объявлен масштабный кастинг. Никаких особых критериев у команды фильма не было, лишь ориентиры, оставленные Юкито Кисиро в своей манге: Железный город не представляет какую-либо нацию, это последний оплот человечества, а сама Алита родилась в человеческой колонии на Марсе. Самое главное, чтобы в неё можно было поверить. Ведь хрупкая Алита должна противостоять огромным злобным киборгам, поэтому зрители должны верить не только её виртуозности в бою, но и видеть её растущее самосознание и решимость понять свою силу и разумно её использовать. По словам режиссёра Роберта Родригеса, в фильме есть эпизод, в котором дух Розы, свет её души пробивается сквозь Алиту.

Как только Кэмерон и Ландау увидели Розу Салазар, поиски сразу прекратились:
Как только мы увидели Розу, уже больше никого не могли представить в этой роли. Её игра была исполнена такой чистотой и радостью жизни. И хотя она могла заставить всех поверить в безумную силу Алиты с телом берсерка, независимо от того, что она делала, Роза всегда помнила о сострадании, которое придавало Алите её уникальность».

Dua Lipa - Swan Song (саундтрек к фильму «Алита: Боевой ангел»)