От Быкова кому только не доставалось. Нечистым на руку полицейским. За превышение полномочий, давление на свидетелей… Чиновникам-коррупционерам. За безответственность и равнодушие. Гражданам, конечно, — за апатию и бездействие. «Завод» — это уже о нечестных бизнесменах. Олигарх Калугин в исполнении Андрея Смолякова банкротит свой завод, при том что денег итак давно не платит. Сотни работяг обречены на нищенство. Самый отчаянный из них, ветеран горячих точек по прозвищу Седой (Денис Шведов), делает коллегам шокирующее предложение. Взять Калугина в заложники.

Сюжет программы «Индустрия кино»

И всё же герои приводят план в действие. Вызволять захваченного директора завода приезжает личная служба безопасности. Матёрые спецы с боевым опытом не слабее, чем у Седого.

Иван Кудрявцев
У этого фильма яркая кричащая айдентика: красный завод, суровый Шведов, В этом фильме вообще много крика. Он весь на крике сделан. Этот твой внутренний тоже крик? Но все ли можно выяснить криком? Не многовато ли крика сегодня вообще?
Юрий Быков
Я думаю сейчас, есть такое русское хорошее слово — галдёж. Вот галдежа достаточно много. А хорошего пронзительного крика... Там есть сцена, где драка-драка, и вдруг один из персонажей стреляет в воздух и говорит «Прекратить бардак!». Мне кажется, всё, что нужно сделать нашему обществу в этой точке времени и пространства, это прекратить бардак.

Трейлер фильма «Завод»

В «Заводе» Юрий Быков всё тот же изобличитель, со свойственным только ему умением не тыкать в злодеев пальцем, а наоборот, находить в них простое, человеческое, что-то от каждого из нас. Вот и Калугин хоть и кажется антагонистом, но у него тоже своя, пусть и неприятная правда. Сам режиссёр называет картину новым этапом в карьере.

Режиссёр Юрий Быков:
Это, во-первых, попытка по-взрослому отнестись ко всем аспектам создания кино. Это изображение, и звук, и подход к формированию группы. И подход в работе с артистами. Мне кажется, всё что я делал до этого, это, безусловно, заслуживает внимания, и там есть огромное количество вещей, которые мне нравятся, но взрослая такая ремесленная работа, она пришла ко мне на “Заводе”».

«Завод» ещё и положил конец режиссёрской рефлексии Быкова. Возможно самый харизматичный российский постановщик, своенравный, и с кино таким же, он почему-то всегда принижал свои профессиональные достоинства. Хотя вся фильмография говорила об обратном. Сначала суровая короткометражка «Начальник», повергшая в шок жюри «Кинотавра». Дальше — череда полнометражных премьер, «Жить», «Майор», гремевший в Каннах, «Дурак» — одна лучше другой. Иные от успеха бронзовеют, а Быков едва не порвал с кино насовсем. Хорошо, что не случилось.

Кадр из фильма «Завод» («Централ Партнершип»)


Иван Кудрявцев
Ты сейчас со сцены сказал интересную мысль, что твоя цель — быть равному самому себе. Что ты имеешь ввиду?
Юрий Быков
Думаю, что у меня есть чёткое ощущение, что тот потенциал, который у меня есть, он не то, что до конца не раскрыт, я ленюсь его раскрыть, я боюсь, я всё время бегу от этой ответственности. Пришло время серьёзно в этот потенциал всмотреться и постараться сделать какое-то развитие и расширение. Потому что до этого, мне кажется, я не до конца понимал, на что я действительно способен. Сейчас я понимаю, что это тьма непроглядная, но это огромный объём.

Тем интереснее увидеть следующий фильм Юрия Быкова. «Сторож», работа над которым идёт в Подмосковье. История о затворнике, сбежавшем от прошлого, у которого просит укрытия супружеская пара, — её, в свою очередь, преследуют за некие тёмные дела. Деталей пока особо нет, но ясно одно — у Быкова простых тем и героев не бывает, а внимание к любой его работе всегда высокое. Пока же на экранах страны — «Завод». С 7 февраля.