Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Новости

Параллельные миры Мамору Хосоды

На примере лучших работ крупнейшего японского аниматора

Мамору Хосода - один из самых талантливых современных режиссёров анимационного кино. Герои его аниме существуют между двумя мирами, всегда имея под рукой какой-нибудь фантастический выход из бытовой прозы жизни. Испытаем этот тезис на главных мультфильмах мастера: «Девочка, покорившая время», «Ученик чудовища», «Летние войны», «Волчьи дети Амэ и Юки» и «Мирай из будущего», который выходит в российский прокат 31 января.

Параллельные миры Мамору Хосоды

Параллельные миры Мамору Хосоды

© Madhouse Studios

Девочка, покорившая время

Этот мультфильм начинается как обычное аниме в жанре школьной повседневности, за одним лишь исключением – очень скоро главная героиня начинает скакать во времени туда-сюда. Иногда даже кажется, что рецепт перемещения можно применить и в реальной жизни, достаточно разбежаться посильнее, понять, в какой временной отрезок надо угодить, и прыгнуть. С таким умением героиня проживает каждый момент своей жизни в бесчисленных его возможностях. Игра с пространственно-временным континуумом - обратная сторона игры со смертью, потому что способность отматывать часовую стрелку назад уберегло героиню от катастрофы в самом начале мультфильма. Вновь и вновь проходя свой личный «день сурка», девочку ждёт озарение, что путешествия во времени как-то связаны с её отчаянной попыткой не замечать своих чувств к другому человеку. Параллельные вселенные бесконечно множатся, но в какой-то момент «время выйдет» и надо будет успеть остановиться на единственно правильном варианте.

Кадр из аниме «Девочка, покорившая время»


Для своего первого самостоятельного полного метра (до этого были фильмы из киносерий «Дигимон» и «Ван Пис») Мамору Хосода взял новеллу «Девочка, покорившая время». Эта книга японского писателя Цуцуи Ясутака экранизировалась пять раз, но режиссёра это не смутило. Его девочка совсем не такая милая, какой её изображали в аниме-адаптациях. Она грубовата и ленива, дружит с двумя парнями, играет в бейсбол и вообще, занята собой. Короче говоря, она – классический современный подросток и зовут её Макото. А оригинальная героиня Кадзуко играет в аниме её тетю-наставницу, которая сразу понимает, о чём речь, когда та бормочет что-то о путешествиях во времени. То есть история Кадзуко в каком-то смысле повторяется с Макото. Таким образом, Хосода в своём аниме устраивает игру с литературным первоисточником, а заодно и с его дальнейшими анимационными воплощениями.

Трейлер аниме «Девочка, покорившая время»
Этот мультфильм стал точным попаданием в зрителя, он удостоился главного приза на Международный фестиваль анимационных фильмов в Анси. Слава этого аниме шла впереди него, и японские прокатчики, почувствовав интерес аудитории, срочно увеличили число экранов. Как это часто бывает, аниме не успело заработать положенную кассу, но зато приобрело статус культового. И для многих этот фильм до сих пор остаётся лучшим в карьере Мамору Хосоды.

Летние войны

Типичный математик-фрик оказывается втянутым в авантюру: девушка мечты приглашает его погостить с её родственниками, где он должен изображать роль её парня. Герой буквально ошарашен масштабами этого эксцентричного семейства, которое принадлежит к древнему самурайскому роду. После успеха аниме «Девочка, покорившая время» с Мамору Хосодой случилось одно исключительное событие – он женился. И как признавался сам режиссёр, никак не ожидал, что теперь ему придётся называть роднёй такое количество посторонних людей. Его герою везёт больше, у него есть виртуальная реальность – социальная сеть OZ (прототипом, кстати, здесь служил вовсе не «фейсбук», а его японский аналог mixi) позволяет людям анонимно и легко совершать покупки и финансовые сделки, знакомиться, учиться... В общем, это социальная сеть будущего, по уровню вау-эффекта сходная с игрой OASIS из фильма Спилберга «Первому игроку приготовиться».

Трейлер аниме «Летние войны»

С одной стороны реальность – большой старинный японский дом, с виду чинная семья с мудрой бабушкой во главе, живописные кадры японской природы. А с другой – безумный и красочный компьютерный мир, напоминающий «сверхплоский» изобразительный стиль представителя японского поп-арта Такаси Мураками, с которым Мамору Хосода сотрудничал для оживления бренда Louis Vuitton. И когда в стране OZ начинает твориться что-то неладное, нашему миру тоже грозит опасность.

Кадр из аниме «Летние войны»


Каким-то образом Мамору Хосоду уравнивает семейные традиции с современной хаотично меняющейся реальностью, спокойно замечая, что одно другому совершенно не мешает, даже наоборот. И стеснительный хакер выходит из неравной «пиксельной» схватки с опасным вирусом совершенно обновлённым. При всём при этом «Летние войны» - аниме о первой любви, просто вместо «казаков-разбойников» здесь виртуальные бои.

Волчьи дети Амэ и Юки

Юки и Амэ – плод любви простой девушки и юноши-оборотня который умеет превращаться в огромного волка. Он погибает, оставляя после себя двоих малышей-волчат: девочку Юки и мальчика Амэ. Теперь их маме предстоит одной растить «особых» детей, и она решает переехать с ними в деревню, подальше от людских глаз и городской тесноты. Мамору Хосода создал это аниме, чтобы подбодрить свою жену: их желание иметь детей никак не реализовывалось, из-за чего пара очень страдала. И по сути, это аниме – гимн материнству. Но не только.

Кадр из аниме «Волчьи дети Амэ и Юки»


Юки и Аме уже по одной своей природе принадлежат двум мирам – человеческому и животному. И на этом противопоставлении Хосоде удаётся повнимательнее присмотреться к обоим вселенным. Девочка ходит в школу, учится вовремя прятать хвостик и ушки, один раз показывает зубы, но её обидчик не выдаёт её и между ними завязывается дружба. Юки исследует мир людей и благодаря тому, что у неё теперь есть друг, готовый принять её такой, какая она есть, находит его пригодным для жизни.

Трейлер аниме «Волчьи дети Амэ и Юки»

Роль второго мира выполняет дикое царство лесов и гор, раскинувшееся прямо за деревней. Там действуют другие законы, может быть, даже более честные, чем в человеческом мире. Лес священен и уязвим, он нуждается в благородном духе-хранителе или «оками» (так в давности называли японского волка, он был полностью истреблён в период Реставрации Мэйдзи и превратился в миф). Лес символизирует свободу от предрассудков, мощную силу, данную в возможности быть собой и следовать своим инстинктам.

Кадр из аниме «волчьи дети Амэ и Юки»


Это примирение природного и человеческого миров, принятие их непохожести роднит творчество Мамору Хосоды с Миядзаки, с которым его, как и любого передового японского аниматора, часто сравнивают. «Волчьи дети Амэ и Юки» удивительно нежное, глубокое и мудрое аниме, из которого тематически вырастает следующий фильм Хосоды - «Ученик чудовища».

Ученик чудовища

В этом аниме волшебный мир существует прямо параллельно нашему и главный герой – мальчик с очень вспыльчивым характером, спокойно переходит из одного в другой. Надо просто забрести в лабиринт узких улочек и тупиков в самом оживлённом центре огромного мегаполиса, и вот – перед вами сказочный Дзютэнгай, населённый монстрами-бакэмоно. Хосода хотел, чтобы в сценах с современным городом, зрители узнали знаменитый район Токио – Сибуя с его яркой и шумной атмосферой. А вот Дзютэнгай, хоть и имеет черты средневековой Японии, задумывался, как маленький средиземноморский городок. Именно там мальчик-сирота встречает знатока боевых искусств Медвежута, и быстро понимает: у его будущего наставника такой же неуживчивый нрав, что и у него.

Трейлер аниме «Ученик чудовища»

В изображении обитателей Дзютэнгай аниматор обращается к японскому фольклору. Здесь и сказка, знакомая каждому японскому ребёнку о мальчике Кинтаро, который сражается с медведем и каждый раз становится всё сильнее, и забавные истории о ёкаях и духах, ожидающих перерождения. И китайская легенда о Короле Обезьян, и даже сказка о «Красавице и чудовище», диснеевский мультфильм, по которой оказал на Мамору Хосоду большое влияние.

Кадр из аниме «Ученик чудовища»


Мир животных, похожих на людей, напрашивается на аналогию «мир людей, ведущих себя, как животные». Аниматор здесь интересуется зверем, живущим в каждом из нас, рассуждает о том, как важно уметь его вовремя остановить. Столкновение этих двух миров для Хосоды повод поговорить о животном начале в человеке, и о том, на какие сильные чувства способны те, кого мы называем животными. Не случайно именно в Сибуи стоит памятник знаменитой собаке Хатико, которая до последнего оставалась преданной своему другу-хозяину.

Кадр из аниме «Ученик чудовища»


«Ученик чудовища», пожалуй, самый значительный фильм Мамору Хосоды, где бесценный опыт любви, пережитый героем в параллельном мире, позволяет ему справиться с реальностью и самим собой.

Ну, а его новое аниме «Мирай из будущего» выходит в прокат 31 января. Путешествия во времени и столкновение двух миров - детского и взрослого - зрителям обеспечены. Новый фильм Мамору Хосоды обещает стать событием в мире анимации, которое нельзя пропустить.

Мирай из будущего

Маленький Кун очень удручен появлением в доме маленького вопящего создания, про которого все говорят, что это его младшая сестрёнка Мирай. Как это часто бывает в сказках, если ребёнок чувствует себя незаслуженно покинутым, у него появляются мистические друзья. Домашний мир Куна полон уюта, но временами мальчику кажется, что его мама - ведьма (особенно, когда она выходит из себя, устав от его вечных капризов), сестра - просто кошмарна, а папе на него наплевать.

Трейлер аниме «Мирай из будущего»

В такие моменты Мамору Хосода отправляет его в сюрреалистические путешествия во времени, где мальчик встречает самых разных персонажей - маленьких и взрослых, каждый из которых пытается поделиться с ним своими радостями и обидами. Параллельный мир аниме «Мирай из будущего» может быть плодом фантазии впечатлительного мальчика, отражением японского культа «предков» или просто сказочными приключениями, которые в целях вразумления иногда случаются с особо непослушными детьми. В конце концов, это не так уж важно, ведь все главные авантюры для любого малыша начинаются с порога собственного дома.
«Мирай из будущего» уже стал событием в мире мировой анимации. Номинации на «Золотой глобус» и «Оскар», а также премию Японской киноакадемии только подтверждают это.

Девочка, покорившая время, Волчьи дети Амэ и Юки, Летние войны, Ученик чудовища, Мирай из будущего
Мамору Хосода

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100