Елизавета Зимарёва
Фильм вызывает ощущение холода в прямом и переносном смысле. Поэтому во время просмотра мне постоянно казалось, что все сильно замёрзли на площадке. Расскажи, что на тебе было надето?

Александр Кузнецов
Безусловно, нам было очень холодно. Мне везёт на такие проекты. Но сейчас, кстати говоря, я уже научился бороться с холодом. В какой-то момент столбик термометра опустился до минус двадцати одного градуса. Нас, конечно, потряхивало от всего этого. Помогли термобельё и волшебная вещь — грелка «Горчичник». Крепишь их на спину, кладёшь в карманы и в обувь — тёплые стельки. И всё это очень греет. Я так «Грозу» выдержал у Константинопольского (прим. ред.: режиссёр Григорий Константинопольский работает над экранизацией пьесы Островского «Гроза». Одну из ролей исполняет Александр Кузнецов). Таким образом, сниматься можно сколько угодно, потому что тепло распределено по всему телу. Но во время «Спитака» я ещё не знал про такие грелки. Поэтому было очень холодно, а иногда складывалось ощущение, что мы на самом деле участвуем в спасательной операции.

Трейлер фильма «Спитак»

Елизавета Зимарёва
На пресс-конференции ты сказал, что тебе было очень комфортно работать, обстановка тебя вдохновляла. Что было такого, что тебя настраивало на съёмки, ведь вокруг были сплошные декорации?

Александр Кузнецов
Дело не в декорациях. Иногда всё настоящее, а тебе кажется, что не настоящее. Порой, гуляешь по Москве и думаешь, что находишься в декорациях, а люди вокруг — актёры. Такое бывает, когда атмосфера неправильная. Например, на каких-то вечеринках может возникнуть чувство, что находишься на съёмочной площадке. А иногда декорации строят так, что не отличить от настоящей жизни. Саша Котт (прим. ред.: Александр Котт — режиссёр фильма «Спитак») очень добрый человек. Наверное, во многом это именно его заслуга, что атмосфера на съёмочной площадке оказалась такой правильной. У него сын на площадку приезжал, и я видел, как Саша к нему относится. Он очень любит своего сына, очень о нём заботится. Также Саша относился и ко всем нам, к каждому работнику на площадке. Добрее Саши Котта только его постоянный коллега — оператор Петя Духовской (прим. ред.: Пётр Духовской — оператор фильма «Спитак»). А добрее Пети нет никого. Только Далай Лама, пожалуй. На съёмочной площадке Петя всех обнимал и не формально, а по настоящему. Они вдвоём с Сашей создавали сердце мира, которое не позволяло нам несерьёзно относится к работе. Я смотрел на актёров и видел, что все играли, как последний раз в жизни. На съёмочной площадке была настоящая семья, и в этом весь секрет. А всё остальное неважно — декорации или не декорации, актёры или не актёры.

Кадр из фильма «Спитак»

© Russian World Vision


Елизавета Зимарёва
Расскажи подробнее о своём герое. Почему он решает помочь людям? Ты обсуждал роль с Александром Коттом?

Александр Кузнецов
С Сашей мы ничего не обсуждали. Если он утверждает человека, значит в него верит. Поэтому на тебе уже вся ответственность, ведь в тебя верят. Ты как считаешь нужным, так и делаешь. Если что-то не так, то Саша подкорректирует. И в этом вся его мудрость. Я старался играть человека, который отталкивает свои эмоции, прячет их. Это очень тяжело. Мой персонаж не хочет плакать, он не хочет в это всё вникать. Потому что и лейтенант, и солдат понимают, что люди погибнут. Однако они стараются найти компромисс. Ведь ни у кого не было никаких инструкций, как правильно действовать после землетрясения. Поэтому никто не был готов к такой катастрофе. Люди на ходу принимали решения исходя из своих человеческих качеств, опыта, мудрости. Мой персонаж, конечно, хочет спасти каждую собачку. Но именно потому что он понимает, что не сможет спасти каждую собачку, он и старается в это всё не включаться. Поэтому я играю человека, которому всё равно. Такая подсознательная защита. Это профессия, ты должен работать, а грустить будешь потом. Иначе все бы там сидели, плакали и никого бы не спасли. Я очень хочу сниматься в таком кино ещё. Мне нравятся такие персонажи, как спасатели, врачи, полицейские, военные. Я был бы рад играть героев, но главное — получить на это право.