КИРА МУРАТОВА - ЛАУРЕАТ «СЕРЕБРЯНОГО МЕДВЕДЯ» БЕРЛИНАЛЕ ЗА ФИЛЬМ «АСТЕНИЧЕСКИЙ СИНДРОМ»


Кира Муратова родилась 5 ноября 1934 года в бессарабском городе Сороки, который теперь является частью Молдавии. Но тогда, в 1934 году, Сороки входили в состав Румынии. Её родители были коммунистами-подпольщиками и к искусству не имели никакого отношения. В 1941 году отец, инженер Юрий Александрович Коротков, был расстрелян румынскими солдатами, воевавшими на стороне гитлеровской коалиции. Мать, Наталья Исааковна Короткова-Скурту, по профессии врач, работала в Министерстве культуры и в Министерстве здравоохранения Социалистической Республики Румыния.

В 1954 году Кира Муратова поступила на режиссёрский факультет ВГИКа, в мастерскую Сергея Герасимова и Тамары Макаровой. По признанию Муратовой, ей удалось попасть во ВГИК благодаря блату, так как на тот момент она не обладала необходимым багажом знаний, чтобы учиться на режиссёра. Но в тот год, когда она отправилась в Москву, чтобы поступать во ВГИК, набора не было, поэтому она стала студенткой филологического факультета МГУ, но лишь чтобы не пропускать год учёбы.

Кира Муратова:
Поступать во ВГИК, учиться во ВГИКЕ и практиковать эту профессию – это три разные вещи вообще».

Первый фильм, короткометражную драму «У Крутого яра», Кира Муратова снимала вместе со своим мужем Александром Муратовым в 1962 году. В центре сюжета – простой деревенский парень, который отправился спасать колхозное стадо от волков. Кира Муратова считала, что в этой ленте не прослеживается её почерк. А своим первым самостоятельным фильмом называет мелодраму «Короткие встречи», снятую в 1967 году. Здесь она выступает не только в качестве режиссёра, но и исполняет одну из главных ролей. Её героиня, Валентина Ивановна, занимает высокую должность в райкоме и поэтому постоянно находится в разъездах и не видит мужа, геолога Максима, которого играет Владимир Высоцкий. Лента долгое время была в списке запрещённых, поэтому зрители увидели «Короткие встречи» лишь в 1987 году, во время перестройки. Именно тогда к Кире Муратовой и пришли слава и признание.


В 1971 году Кира Муратова снимает свой второй фильм, драму «Долгие проводы», которая также пролежала на полке до 1987 года. Главная героина, Евгения Васильевна, чрезмерно увлечена заботой о своём сыне Саше. Однако мальчик вырастает и хочет стать самостоятельным, мечтая уехать к отцу в другой город. Эта идея приводит Евгению Васильевну к депрессии, поэтому её опека над парнем становится одержимостью. Но Саша оказывается мудрым молодым человеком, он понимает, что мать боится одиночества, поэтому решает отказаться от своей идеи переезда к отцу.

В 80-е годы Кира Муратова снимает три фильма. В 1983 году – драму «Среди белых камней» со Станиславом Говорухиным в роли овдовевшего судьи. Из-за нежелания смириться с потерей любимой жены, его герой отравляет жизнь своему сыну Васе. Он всё реже появляется дома, чтобы не видеть отца и всё больше времени проводит в компании новых друзей, которые живут среди могильных плит. В 1987 году выходит лента «Перемена участи» по мотивам рассказа Сомерсета Моэма «Записка» о судебном процессе, в котором женщину по имени Мария обвиняли в убийстве друга её мужа. Затем, в 1989 году, мир увидел восьмой фильм в постановке Киры Муратовой, который стал одним из самых значимых в её карьере. Это двухсерийная драма «Астенический синдром», поэтично рассказывающая об одиночестве людей. Лента состоит из двух новелл. В одной рассказывается о женщине, потерявшей мужа. Она не может смириться с утратой и бегает по городу, как сумасшедшая. Во второй части описывается жизнь учителя, конфликтующего с одним из своих учеников. А с одной из учениц преподаватель завёл роман. В 1990 году за работу над этим фильмом Кира Муратова получила главный в карьере международный приз – «Серебряного медведя» Берлинского кинофестиваля.


В XXI веке Кира Муратова выпустила на экраны шесть полнометражных фильмов: «Второстепенные люди» (2001), «Чеховские мотивы» (2002), «Настройщик» (2004), «Два в одном» (2007), «Мелодия для шарманки» (2009) и «Вечное возвращение» (2012). В драме «Настройщик» главную роль сыграла Рената Литвинова, воплотившая на экране образ роковой блондинки из обеспеченной семьи, в которую влюбляется нищий настройщик роялей Андрей. Чтобы стать достойной парой своей избраннице, он готов пойти на всё, и даже на преступление. В 2005 году лента была удостоена трёх премий «Ника» – Кире Муратовой награду вручили как лучшему режиссёру, Алле Демидовой как лучшей актрисе (в фильме она сыграла роль обеспеченной вдовы Анны Сергеевны) и Нине Руслановой как лучшей актрисе второго плана.

Фрагмент из «Вечного возвращения» - последнего фильма Муратовой

Последний фильм Киры Муратовой «Вечное возвращение» вышел в 2012 году. После премьеры она объявила о том, что прекращает свою деятельность в качестве режиссёра, и сдержала своё обещание. Драма «Вечное возвращение» – одна из самых необычных в карьере Муратовой. Повествовательная линия строится на повторении одних и тех же сцен: мужчина приходит в дом к своей бывшей однокласснице и просит у неё совета. Он мучается дилеммой, что делать с женой и любовницей, так как любит их обеих. И этот сюжет повторяется несколько раз, пока зритель не понимает, что всё происходящее на экране – кинопробы.

Реакция и соболезнования коллег:


Режиссёр Анна Меликян:

Кинокритик Андрей Плахов:

Певица Земфира:

Вечная память...

Публикация от Земфира • Live (@zemfiralive)


Антон Долин:
Умерла Кира Муратова. Лучшая. Гений. Говорили несколько недель назад. Рассказывала, как работали с Высоцким, я статью писал про «Короткие встречи».