АЛЕКСЕЙ ФЕДОРЧЕНКО - РЕЖИССЁР ФИЛЬМОВ «ОВСЯНКИ», «ПЕРВЫЕ НА ЛУНЕ», «АНГЕЛЫ РЕВОЛЮЦИИ»
8-летняя Анна, скрываясь от нацистов, прячется в печной трубе комендатуры. Там она проживёт не один год - в самых чудовищных условиях. Через щель в стене она будет следить за происходящим - за тем, что в обычных обстоятельствах называют «жизнью». Подразумевается ли Анна Франк? Параллель очевидна, но Федорченко ни на чём не настаивает. Анна и Анна, имя просто привязалось. Режиссёру стоит поверить - на любителя лобовых сравнений он не похож.
Говорить о «Войне Анны» проще через отрицание - чего в фильме нет. Нет боевых сцен, нет любовной линии, нет окопной или тыловой жизни, нет солдатского и офицерского быта. Война Анны (она уже не Аня в восемь лет) - выживание вопреки всему. И ещё неизвестно, что должно ужасать сильнее: те условия, в которых существует девочка, или то, что даже к таким условиям она привыкает. Это, в частности, объясняет, почему 70-минутная «Война Анны» никак не могла быть короткометражкой: без ощущения протяжённости во времени не было бы этого сюжета.
В любом жанре есть достойные представители - и те фильмы, которые расширяют его границы. Большое лучше видится на расстоянии, но если через несколько лет «Войну Анны» будут рекомендовать через запятую с «Судьбой человека» и «Ивановым детством», то удивляться нечему.
Универсальность сюжета, пиетет «Оскара» перед военной тематикой, камерность в сочетании с амбициозностью замысла, изящество формы - сложно представить, что в этом году появится отечественный фильм, способный сильнее впечатлить американских киноакадемиков. Другие кандидаты - «Довлатов» и «Лето» - для «Оскара» по всем параметрам специфические, а Звягинцев, Кончаловский и Михалков с новыми фильмами не поспели. «Война Анны» заслуживает «Оскара».
Трейлер «Войны Анны»