Иван Кудрявцев
Я вас, во-первых, поздравляю с новой экранизацией. Конечно, мой первый вопрос, думаю, и всех ваших поклонников: как вы благословили создателей на эту историю? Или всё-таки это в каком-то споре, конфликте, как это порой бывает, рождается, и потом у автора остаются претензии. Вы видели уже фильм?

Сергей Лукьяненко
Я видел. Вы знаете, я благословил, но с некоторой опаской — связано это было не с тем, как это будет сделано, а будет ли сделано вообще. За последние десять лет у меня, наверное, раз сорок покупали права на те или иные фильмы, книги, но никогда не доводили до конца. Всё-таки снимать фантастику тяжело, сложно, дорого. Я благословил и очень надеялся, что фильм действительно будет. К моей радости, он действительно снят.

Трейлер «Черновика»

Иван Кудрявцев
Вы говорите, что раз сорок брали у вас права на произведения. Если я не ошибаюсь, сейчас в работе одной из российских студий «Квази».

Сергей Лукьяненко
Всё верно.

Иван Кудрявцев
«Черновик» закончен, и по-прежнему в руках у Тимура Бекмамбетова «Дозоры», которых осталось ещё четыре.

Сергей Лукьяненко
Там вообще шесть книг. Там огромное количество материала. На самом деле, там потенциал, скорее, не на кино, а на большущий эпический телесериал. Но пока всё в подвешенном состоянии. А так — «Квази», да, а ещё есть серьёзные надежды, что выйдет фильм «Центрум» по роману «Застава».

Кадр из фильма «Черновик»


Иван Кудрявцев
Давайте поговорим о «Черновике». Помимо того, что для российских производителей сегодня фантастика — труднодостижимый жанр, как вам кажется, в чём основной вызов, с которым сталкиваются кинотворцы, когда берутся за ваш материал?

Сергей Лукьяненко
Фантастика, во-первых, практически всегда асоциальна. Она асоциальна, и по большому счёту, она относится к нашей нынешней реальности. Поэтому любой фантастический фильм — это игра не на недавнем историческом фоне, где все работают смело, а это — работа со смыслами сегодняшнего дня, и иногда режиссёры этого пугаются.

Иван Кудрявцев
Они боятся быть злободневными.

Сергей Лукьяненко
Они боятся быть злободневными, есть такое ощущение.

Иван Кудрявцев
А зарубежные коллеги не интересуются вашим материалом? Не пытаются у вас взять права?

Трейлер «Черновика»

Сергей Лукьяненко
Интересуются. Есть в этом плане подвижки. Идут определённые переговоры. Понимаете, для западных кинематографистов, это, во-первых, всё-таки материал, который надо адаптировать, перенести на свою почву. Понятно, что Антон Городецкий у них бы стал Энтони Городецкий и жил бы в Нью-Йорке. Во-вторых, у них почему-то остаётся ощущение, что при фразе «мы у вас что-нибудь возьмём» любой русский автор должен упасть на колени от радости…

Иван Кудрявцев
И поливать слезами…

Сергей Лукьяненко
Начать поливать их мокасины слезами! Когда этого не происходит, я отвечаю «обратитесь к моему агенту», у них происходит некий срыв шаблона. Но процесс идёт.

Иван Кудрявцев
Я вот о чём хочу спросить. Вы же не просто российский писатель, вы московский писатель. И даже не просто московский писатель, а северо-востока Москвы писатель. Мне как выходцу из Останкино, со Звёздного бульвара, приятно читать ваши произведения. Я вижу улицу Бориса Галушкина, где живёт главный герой «Черновика», гостиницу «Космос», на которой устраиваются гонки герои «Дозоров», я гулял с собакой возле электроподстанции, где, как мы знаем, у Мосгорсвета штаб-квартира. Вы специально стараетесь быть где-то рядом с домом? Вы не отправляетесь ни в Нью-Йорк, ни в Париж, ни куда-то ещё.

Кадр из фильма «Черновик»


Сергей Лукьяненко
Нет, у меня есть вещи, которые перенесены в другой город, другую страну, даже в тех же «Дозорах» есть целые части, где действие происходит не в Москве, не в России. Я действительно живу на северо-востоке, это такие фантастические места со времён, наверное, альтиста Данилова. Мы знаем, что демон на полставки, Данилов, любил Останкино, любил там купаться, в грозовых разрядах летать. Поэтому у меня часто появляются эти места в книжках. Всё равно, когда ты сам можешь пройти по этому месту и представить, что здесь шёл твой герой, это удобнее.

Иван Кудрявцев
Давайте вернёмся к работе над «Черновиком». Сергей Мокрицкий — режиссёр, Наталья Мокрицкая — продюсер. Вы для них — автор первоисточника, но всегда когда берётся другой автор за произведение, возникает диалог, порой он может сорваться в спор или в конфликт, такое случалось не раз. Я подозреваю, что у вас всё-таки был диалог, может быть, иногда спор, но преимущественно, магистрально диалог. Чем вас удивил Сергей Мокрицкий в своём прочтении вашего материала?

Сергей Лукьяненко
Знаете, наверное, в первую очередь, тем, что он не исказил основную идею. Он её понял, не исказил, немножко, может быть, изменил какие-то вещи — понятно, он другой человек и видит по-своему, но суть книги осталась. Это для меня было очень приятно.

Иван Кудрявцев
Спасибо большое, Сергей. Ждём вас ещё в нашей студии. Сергей Лукьяненко — автор романа «Черновик», по которому снят одноимённый научно-фантастический фильм, гость «Индустрии кино».