Жизнь Исао Такахаты можно рассказать по его анимационным картинам, которые почти сразу же выдают своего создателя, человека очень непростого, сильного, несколько пессимистичного, но глубоко порядочного.
Его анимационный фильм «Могила светлячков», вышедший в конце 80-х годов, многие критики ставят в один ряд с лучшими художественными фильмами о войне. Эта история, рассказанная японским классиком Акиюки Носаки, во многом биографична. Все ужасы Второй мировой показаны глазами двоих детей, которые, покинутые взрослыми, всеми силами пытаются выжить, но им это не удаётся. Автор этой книги и сам, ещё ребенком, пережил смерть обеих сестёр.

Трейлер аниме «Могила светлячков»

Война не прошла бесследно и для Исао Такахаты. Ему было 9 лет, когда в 1945 году, когда война уже почти везде закончилась, его родной город Исе (Удзиямада) попал под обстрел. Такахата тогда выбежал из дома босой, вместе с одной из своих сестёр (он был один из семи детей). Бомбы превратили весь город в сплошной пожар, и Такахата помнил, как они бежали по трупам. Остальная семья спряталась в бомбоубежище, только на следующий день они с сестрой попали к ним. Такахата часто вспоминал, что при встрече с матерью он, успевший стать взрослым за один день, только сдержанно улыбнулся. И потом он всю жизнь жалел об этом моменте. Это чувство отразилось в неунывающем характере Хайди, главной героини его совместного с Хаяо Миядзаки аниме-сериала «Хайди – девочка Альп»:
«Её беззаботная натура – это мой идеал того, каким должен быть ребёнок и каким я быть не смог».


Кадр из аниме «Хайди - девочка Альп»


В момент выхода «Могилы светлячков» многие были удивлены, как такую реалистичную и жестокую историю можно рассказать посредством анимации. «Могила светлячков» была далеко не первой его работой, но именно в ней по-настоящему выкристаллизовались главные принципы Исао Такахаты – реалистичность, жизнеподобие, тонкий психологизм с элементами экспрессионизма. Огромное влияние на характер его произведений оказал итальянский и японский неореализм, французская «новая волна». Например, свой сериал «3000 лиг в поисках матери» 1976 года о мальчике, который вместе с обезьянкой и своим старшим братом отправляется в Бразилию, он создавал под впечатлением от «Похитителей велосипедов» Витторио де Сика.

«Могилу светлячков» принято считать антивоенным фильмом. Исао Такахата не очень нравилось это определение, тем не менее, он, один из самых влиятельных людей в Японии, вместе с другими художниками активно исповедовал идеи пацифизма. Известная латинская пословица «Хочешь мира — готовься к войне», была ему неинтересна. Ему больше нравился перифраз французского поэта Жака Превера, которого Такахата, большой знаток французской литературы, выпускник престижного Токийского университета, наверняка, читал в оригинале – «Не хочешь войны, готовь (чини) мир». Такахата активно выступал против ядерного оружия и ядерной энергетики. Он также не поддержал внесение поправок в Девятую статью Конституции Японии, которая провозглашает отказ государства от войны и военного потенциала.

Кадр из аниме ««Война Тануки в периоды Хэйсэй и Пампокко»»


Такахата всегда отличался ярко выраженной общественной позицией. Его дружба со своим коллегой, партнёром и, в каком-то смысле, соперником за право называться лучшим режиссёром аниме в Японии - Хаяо Миядзаки, началась с профсоюза молодых аниматоров. Профсоюз был организован на студии Toei, где они вместе с Миядзаки работали, он добивался повышения зарплаты и введения социальных льгот для сотрудников. Их коллега, художник-аниматор Ясио Оцука, как-то заметил, что глубокое чувство социальной ответственности у Миядзаки развил именно Такахата, и без его влияния он, возможно, просто продолжил бы своё увлечение мангой и аниме-комиксами. Утверждение спорное, но Такахата и Миядзаки, как это обычно бывает с одаренными людьми-единомышленниками, активно присматривались к творчеству друг друга. Исао Такахата:

«Мы стали друзьями сразу же. Мы говорили обо всём на свете, начиная от мультфильмов, которые мы хотим создавать, и заканчивая жизнью вообще. А когда мы начали работать вместе, я понял, насколько талантлив этот человек».

Трейлер аниме «Небесный замок Лапута»

Исао Такахата - революционер и крупный теоретик анимационного мира. Он вёл кипучий поиск новой формы выражения для анимации, пробовал компьютерную графику, и досадовал, что метод 3D-CG анимации лишает зрителя возможности домыслить «картинку» на экране. Он часто говорил:

«До прихода компьютерной графики анимация была плоской и двухмерной, она никогда не могла стать реалистичной. Но в этом и был весь смысл, будучи плоской, анимация позволяла зрителю самому вообразить, что находится за рисунком».

Режиссёр всегда стремился к раскрытию воображения у зрителя другими способами. Например, он далеко не так тщательно и реалистично прорисовывал фон, как Миядзаки, его пейзажи живописные и импрессионистские. Может быть, секрет кроется в том, что Исао Такахата, в отличие от большинства режиссёров-аниматоров, не умел рисовать и никогда не работал штатным аниматором. В своей другой знаковой работе «Ещё вчера» (1991), истории о пожилой женщине, которая вспоминает себя маленькой, пока едет в поезде в деревню, в некоторых сценах он вообще оставляет часть кадров незакрашенными.

Кадр из аниме «Ещё вчера»


В 1999-м он создаёт совершенно необычную, нарисованную в карикатурно-утрированном стиле комедию о простом японском семействе Ямада. Этот мультфильм, хоть и сделан на студии «Гибли», но совершенно не похож на привычные мультфильмы с логотипом Тоторо (дух леса Тоторо из аниме Хаяо Миядзаки – символ студии). Аниме «Наши соседи Ямада» не нашёл своего настоящего зрителя, но зато он стал первым фильмом студии «Гибли», целиком нарисованным на компьютере, и послужил источником вдохновения для многих аниматоров.

Трейлер аниме «Наши соседи Ямада»

Собственно, и его конфликт со студией Toei начался со страсти к экспериментам, которая вылилась в полнометражное фэнтези «Принц Севера», сказку о скандинавском мальчике и злом колдуне Грюнвальде. Фильм провалился в прокате, но, как потом вспоминает Такахата, из-за неправильного его позиционирования. Студия Toei Animation ориентировалась на детскую аудиторию, а аниме было для молодых людей. Это потом Такахата и Миядзаки на своей студии «Гибли» вырастят целое поколение юношей и девушек, которые будут взрослеть на их мультфильмах, а тогда им просто пришлось искать новое место работы. Само же аниме «Принц Севера», полное сложных для выражения объёмных образов, спустя время будет считаться пионером среди анимационных фильмов для взрослой аудитории.

С этого момента у Такахата и Миядзаки начинается блуждание по студиям. На студии TMS Entertainment они работают над сериалом «Люпен III», где герой - родственник французского Арсена Люпена и культовый персонаж японской манги. Затем судьба приводит их на знаменитую студию Nippon Animation, где они выпускают очень милый аниме-сериал «Конан – мальчик из будущего» о приключениях 11-летнего мальчишки в мире, затопленном водой. Также Исао Такахата выступает как режиссёр в двух аниме-сериалах в рамках масштабного проекта студии «Театр мировых шедевров». Идея этого проекта заключалась в экранизации всемирно любимых зарубежных детских книг и родилась у студии после успеха сериала Такахата-Миядзаки «Хайди — девочка Альп». За этим мультфильмом в рамках «Театра мировых шедевров» последовали аниме-сериалы «3000 лиг в поисках матери» и «Анна из Зелёных мезонинов».

Трейлер аниме «Сказание о принцессе Кагуя»


Благодаря работе на других студиях, оба художника получат бесценный опыт, который в один прекрасный день 1985 года выльется в создание легендарной студии «Гибли». Кстати, у себя на студии они организуют свой международный парад сказочных шедевров, почти каждый новый фильм студии будет основан на книге какого-нибудь детского писателя. На «Гибли» Исао Такахата выпустил одни из самых интересных своих аниме – трагикомедию «Война Тануки в периоды Хэйсэй и Пампокко» о противостоянии волшебных тануки и людей, которые посягают на их родной лес. И анимационную картину «Сказание принцессы Кагуя» по старинной японской сказке, которая в 2015 году удостоится номинации на «Оскар».

Трейлер аниме «Красная черепаха»

Кроме того, Исао Такахата блестяще проявил себя как продюсер. Он помог появиться на свет многим фильмам Миядзаки, включая «Навсикая из долины Ветров» и «Небесный замок Лапута». Последним его продюсерским успехом стал франко-японский мультфильм «Красная черепаха», призёр Каннского фестиваля и номинант на «Оскар» 2016 года. В работе ему на руку сыграло отличное знание французского языка, за переводы на японский язык французской поэзии в 2015 году Такахата был даже признан Офицером Ордена Искусств и литературы. Исао Такахата часто говорил:

«Когда я начал продюсировать полнометражные фильмы, никто не верил, что наши сюжеты вообще могут существовать в качестве аниме. Но все эти люди ошиблись. Японская культура содержит в себе объяснение практически всего, что сегодня есть в аниме».

И всё же Исао Тахаката был, прежде всего, очень интересным режиссёром анимации с удивительно смелым и в то же время немного болезненным взглядом на жизнь. Его лучшие картины проникнуты глубоким чувством утраты и грустью. Ностальгией по временам, когда Япония не была так урбанизирована, по гармонии человека и природы, отражённой в сельской жизни. И даже его мультфильмы «Виолончелист Госю» (1982) о юном музыканте, играющем для лесных обитателей, и «Панда большая и маленькая» (1972) о том, как Большая Панда усыновил девочку-сироту, во многом об этом. Исао Такахата – самурай японской анимации, хранитель традиций, он сдержан в своих выразительных средствах, и помыслы его - благородны.

Пятого апреля 2018 года Исао Такахата скончался от рака лёгких.