Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Антон Малышев: «У нас появилось большое студийное кино»

Об итогах квартала и успехах российского кино - подробнее в сюжете

Ведущий «Индустрии кино» Иван Кудрявцев расспросил Антона Малышева, возглавляющего Фонд кино, об итогах первого квартала для отечественного кинематографа, об ожиданиях на будущее, а также об успехах российского кинопрома за рубежом.

Антон Малышев: «У нас появилось большое студийное кино»

Антон Малышев: «У нас появилось большое студийное кино»

© www.fond-kino.ru

Иван Кудрявцев
Во-первых, поздравляю с блестящими результатами и команду «Фонда», и всех нас, потому что 49% – доля российского кино, в полтора раза больше, чем годом ранее в аналогичном периоде. И каждый пятый рубль в первом квартале заработан одним-единственным российским фильмом. Это совершенно не говорит о том, что это единственный хит. Но один фильм – «Движение вверх» – заработал каждый пятый рубль в первом квартале 2018 года. Когда я говорю об этих цифрах, у меня где-то в глубине души ёкает. Я боюсь коррекции этого роста, какого-то обратного отскока. Вы не боитесь?

Антон Малышев
Мы вообще особо ничего не боимся. Квартал, действительно, просто феноменальный, и мы забыли ещё одну симпатичную цифру. Всё-таки в десятке самых кассовых фильмов квартала пять именно российских. То есть, это не только «Движение вверх». Это приятно. Относительно коррекции: надо посмотреть, но в принципе даже до лета мы видим, что сейчас вышел «Гоголь», дальше выйдет «Тренер», дальше выйдут «Смешарики», дальше выйдет «Черновик». То есть, есть чем работать российскому кино на нашем рынке. Ну, а то, что в первом квартале российские продюсеры собрали и зрителей, и билетов на 50% больше, чем в прошлом, очень успешном году, в первом квартале 17-го года, – это просто действительно большой результат, и я искренне коллег с этим поздравляю.

Сюжет программы «Индустрия кино»

Иван Кудрявцев
Честно признайтесь, вы таких успехов от «Движения вверх» ожидали? Я буду это в течение года всех спрашивать. Скоро ММКФ, на красной ковровой дорожке я обязательно Никиту Сергеевича спрошу. А если будет кто-то ещё из создателей, обязательно спрошу. Ну, три миллиарда! Три миллиарда уже почти!

Антон Малышев
Да, мы обсуждали с Леонидом Эмильевичем Верещагиным как раз перед стартом проекта, и он традиционно всегда говорит: «Ну, я понимаю, что это, наверное, должно быть где-то в районе «Экипажа» или чуть больше, в районе «Легенды» или чуть больше, а дальше как бог даст». Честно скажу, что трёх миллиардов, конечно, я лично, например, не ожидал. Особенно первые четыре мучительных дня проката.

Трейлер фильма «Движение вверх»

Иван Кудрявцев
Это были очень тревожные дни.

Антон Малышев
Это были очень тревожные дни – тем ярче наша радость.

Иван Кудрявцев
Вы себе во внутреннем диалоге какую цифру называли?

Антон Малышев
Если честно, я думал, что планка два миллиарда – ровно то, что для этого проекта правильно, исходя из того, что до этого был «Последний богатырь», который обновил рекорд по кассе среди российских картин. Должен был быть какой-то рост. Два миллиарда мне казались очень такой правильной, рабочей цифрой.

Трейлер фильма «Гоголь. Вий»

Иван Кудрявцев
Давайте так. Эти показатели, они позволяют нам порассуждать смелее о возможностях российского кинопрома. Гораздо смелее, честно признаюсь, чем я привык рассуждать. Способен ли российский кинопром обеспечить себе на своём родном рынке контрольный пакет в валовых сборах? Доля – не 18, 20-25%, которую мы видим последние годы, а 51. Ведь пятьдесят процентов плюс один рубль. Или пятьдесят процентов плюс один зритель. Это возможно?

Антон Малышев
Знаете, очень сложно говорить в процентах. Мы традиционно крайне осторожны в прогнозах относительно сборов по году или доле по году. Мне в этом смысле, например, позиция наших французских коллег очень нравится. Мы недавно обсуждали с Жоэлем Шапроном. Я говорю: «Ты не волнуешься, что у вас доля упала? Была сорок, а стала тридцать три». Он говорит: «А у нас ежегодно так она и плавает, тридцать, сорок, мы особо не переживаем по этому поводу». Главное, я считаю, чтобы наша кинематография была внятно представлена каждый год. Чтобы она держала свою золотую акцию, наверное. Чтобы она плотно держала интерес зрителя и показывала очень хорошие результаты, прежде всего, по качеству. Сколько это будет конкретно в деньгах, в процентах и даже в проданных билетах в рамках одного года – на данном этапе уже, получается, не так важно. Важно сохранить это отношение зрителя. Что удалось в семнадцатом году и в начале собственно этого года – это преломить негативную тенденцию к русскому кино. Зритель повернулся лицом к русскому кино, поверил. Вот это доверие крайне важно не обмануть.

Иван Кудрявцев
Очень взвешенно, осторожно, дипломатично. И особенно отрадно, что вы начали сразу говорить про 2018 год. Я-то спрашиваю вообще, в какой-то обозримой перспективе, способны ли наши кинопроизводители обеспечить своему продукту контрольный пакет на российском рынке. И нужно ли нам это, кстати?

Антон Малышев
Нужно или не нужно – я думаю, такую задачу для себя стратегически ставить вполне правильно. Мы видим кинематограф Кореи, где национальные фильмы держат больше 50%.

Иван Кудрявцев
Кинематограф США, где больше 90%.

Антон Малышев
Ну, кинематограф США... Я бы всё-таки сказал, что он не очень национальный. Так сказать, он больше общемировой, интернациональный кинематограф. Мы видим даже такую страну как Турция, где тоже больше 50% национальных фильмов смотрят. Поэтому стратегически такую задачу ставить правильно, как мне кажется. А относительно того, возможно или нет – мне кажется, российские продюсеры доказали, что уровень компетенции растёт, позволяет сейчас решать масштабные задачи и поднимать планку. Другой вопрос, что невозможно решать амбициозные задачи без соответствующего увеличения ресурсов. Это такой момент, я считаю, ключевой, ведь все те достижения, которые мы сейчас имеем, – это результат (если отмотать назад года на три) тех решений, которые были приняты. Это в том числе результат того, что, например, в 2016 году у нас средства в честь года российского кино были полностью безвозвратные, как вы помните. Ну, и вообще, что нас стабильная, понятная, прогнозируемая история с экспертизой, с правилами. Мы не шарахаемся. Поэтому дальнейший рост, как мне кажется, зависит, в том числе, от того, будут ли правила игры на рынке понятны для участников, позволят ли они прогнозировать и развивать крупные проекты.

Трейлер фильма «Тренер»

Иван Кудрявцев
Смотрите, сейчас государство через «Фонд кино» и Министерство культуры в целом выделяет на поддержку производства фильмов чуть больше $100 млн, если я не ошибаюсь. В год. Это полтора бюджета одного голливудского большого коммерческого блокбастера. Примерно полтора бюджета. А если брать прям супер-блокбастер, то это даже не целый бюджет. Мы понимаем, что на своём собственном рынке о серьёзном проценте говорить преждевременно и трудно, пока мы не нарастим бюджет и не сделаем наше кино по-настоящему конкурентоспособным, способным соперничать с голливудскими фильмами по качеству, по уровню зрелищности, зрительской привлекательности; в конце концов, по маркетинговым возможностям, по возможностям продвижения. Они несопоставимы сейчас. Мы не сможем добиться этих результатов, если не увеличим в разы бюджеты наших фильмов. Как мне представляется, ресурсы внутренние здесь в известной степени исчерпаны. Деньги нужно брать со всего мира, как делают все наши партнёры и коллеги по мировой кинематографии. Мы для них – один из рынков сбыта, а для себя мы – единственный рынок сбыта. Что будет сделано, чтобы эту традицию переломить?

Антон Малышев
Дело в том, что мы как-то забыли про определённые итоги первого квартала. У нас в принципе неплохие результаты по прокату за рубежом. Они, конечно, несравнимы пока с внутренним рынком; тем не менее, они тоже неплохо растут. И больше того, сегодня утром как раз разговаривали с Юрием Москвиным (компания «Wizart»), у которого «Снежная королева» вышла в Китае и уже собрала два миллиона долларов. Он по этому поводу рад.

Иван Кудрявцев
И «Лёд» неплохо собирает.

Антон Малышев
И «Лёд», безусловно. Что мы делаем с точки зрения продвижения нашего контента за рубеж и, соответственно, привлечения сюда денег с внешних рынков? Первое, что мы сделали – это общими усилиями повысили качество контента, потому что мы очень хорошо помним то время, когда мы не могли предложить внешним рынкам ничего, кроме качественного, безусловно, но артового кино, которое, естественно, имеет свою ёмкость по сборам. Просто не было такого уровня качества. Потом началась анимация, которая, слава богу, сейчас успешно реализуется на внешних рынках. Потом начались те проекты, которые пользуются популярностью и у нас, и за рубежом. Это и «Притяжение» с очень неплохими цифрами, и даже «Защитники», и «Он – дракон». Мы видим, что иногда качает эту долю внутреннего и внешнего рынка. Но ничего, мы ищем свои пути, нарабатываем компетенцию в этом вопросе, и я ожидаю, что продажи и количество зрителей за рубежом будет достаточно серьёзно расти по одной простой причине. Вся цепочка, которая участвует в реализации российских фильмов за рубежом, уже по одному кругу заработала. Это, может быть, небольшие деньги, но они их почувствовали. Я уверяю, с учётом того, что качество нашего контента растёт, люди, участвующие в его продвижении на внешнем рынке, будут больше зарабатывать, а соответственно – больше вкладываться, больше заинтересованы будут в работе с российским кино.

Трейлер фильма «Лёд»

Иван Кудрявцев
И это приведёт как раз к кратному увеличению производственных бюджетов.

Антон Малышев
Да, безусловно, потому что мы понимаем, что ресурсов для взрывного роста пока не хватает.

Иван Кудрявцев
На какой процент мирового рынка российскому кинопрому сейчас было бы здраво рассчитывать?

Антон Малышев
Если честно, мы в «Фонде кино» так вообще не рассуждаем сейчас. Нам, мне кажется, важно сейчас зайти в кинотеатры, в принципе зайти, потому что нас там очень давно не было. Наверное, с советских времён. Зайти в кинотеатры, приучить зрителя, что российское кино – это что-то нестыдное, это что-то вполне качественное, а если вспомнить про бюджет, то это вообще волшебная вещь. А дальше медленно работать по тем рынкам, которые сейчас у нас немножко не охвачены вниманием. Я не думаю, что мы в ближайшие несколько лет вдруг ворвёмся на прокатный рынок США. Не только потому, что качество у нас ещё будет не дотягивать, но и потому что абсолютно пещерный протекционизм на этом рынке присутствует, ни для кого не секрет. Но рынки Латинской Америки, азиатские рынки – это те направления, куда нам стоит двигаться, и куда мы двигаемся. В смысле, российские продюсеры, конечно.

Трейлер фильма «Черновик»

Иван Кудрявцев
Означает ли это, что наши фильмы должны становиться чуть-чуть азиатскими? Чуть-чуть латиноамериканскими? Или надо, как Люк Бессон советовал нам в 2017 году, когда приезжал сюда с «Валерианом»? Вот в этой студии говорил: «Не меняйте ничего, оставайтесь российским кино. Делайте своё кино, и его обязательно купят».

Антон Малышев
Я думаю, что с моей стороны здесь можно только согласиться, и глобально, конечно, менять концепцию, менять ментальность продукта не стоит, да и вряд ли получится. Но при этом у нас есть отдельные экспериментальные вещи, как, например, «Вий 2», который делается сейчас вместе с китайскими партнёрами. Я рабочую складку картины видел, и да, он действительно и для азиатского зрителя, как мне кажется, будет своим. Посмотрим, как это сработает. Или, например, опыт с картиной «Горько!», которой студия Тимура Бекмамбетова просто формат продала.

Иван Кудрявцев
Продала его как сюжет на несколько мировых территорий.

Антон Малышев
Или, например, сериал «Семь секунд», который я вот как раз вчера посмотрел и который сделан по формату фильма «Майор» Юрия Быкова, если я не ошибаюсь. То есть, мы ищем сейчас абсолютно разные пути. Но, что мне нравится – это очень активная работа, которая сейчас идёт, и я уверен, что наши продюсеры точно найдут свою нишу, точно найдут свои ходы.

Иван Кудрявцев
Давайте в режиме блиц о фильмах, которые нас в этом первом квартале порадовали, о фильмах, которыми мы этот первый квартал запомним. Но через призму трендов. Как вам кажется, какие тренды выявляют успехи нескольких российских картин, а точнее пяти российских картин, которые вошли в десятку самых кассовых?

Антон Малышев
Тут сложно сказать, потому что очень разные картины. На мой взгляд, правда, очень разные. Это картины, конечно, больших студий. У нас появилось большое студийное кино. Безусловно, «Движение вверх» – это ярчайший пример, и нельзя не отметить тренд, что участие крупных федеральных телеканалов и канала «Россия 1» по факту гарантирует успех у зрителя в кинотеатрах. Это раз. Вторая история, которую я хотел бы точно отметить – это то, что в этих рекордных сборах первого квартала достаточно высокая доля фильмов-дебютантов. Мы несколько лет подряд говорим о том, что нам нужна новая волна, давайте поддерживать дебютантов, приоритетная поддержка, всё что угодно. Если мы сложим «Лёд» и «Я худею», мы получим больше двух миллиардов сборов. Когда это дебютанты такое выдавали? Но даже те картины, которые не собрали какие-то заоблачные цифры – «Скиф», например – это всё равно кино, которое было сделано, сделано качественно, интересно, свежо. Они вышли в прокат и всё-таки собрали своего зрителя. Не заоблачное количество, но свои пятьдесят миллионов рублей. Мы можем вспомнить и «Оксану Соколову», мы можем вспомнить даже «Крымские каникулы», мы можем вспомнить и анимацию «Чудо-юдо», которая сделана, насколько я помню, дебютантом. Мне кажется, вот этот тренд – это то, что стоит запомнить из начала 2018 года. Я очень надеюсь, что те люди, которые сделали эти картины и так ярко о себе заявили – хорошо бы не сглазить – это, в общем, новая волна. Потому что отрасль растёт, индустрия растёт, подтягивает таланты, очень нужные таланты. Я уверен, что все эти молодые, может быть, пока мастера будут продолжать работать. И, кстати, если возвращаться к питчингу и к нашей работе, насколько я помню, режиссёр фильма «Я худею» сейчас будет снимать большой фильм-катастрофу «Огонь», который по экспертным оценкам возглавил список проектов кинокомпаний-лидеров.

Трейлер фильма «Скиф»

Иван Кудрявцев
Фильм от создателей «Экипажа» и «Движения вверх» с Владимиром Машковым в главной роли, героическая драма «Огонь». Что ж, таким мы и запомним первый прокатный квартал 2018 года. С этими надеждами мы идём дальше.

Новинка

Эмоции от статьи

Rambler's Top100