О театре много сказать не получится, хотя Олег Павлович Табаков – это, прежде всего, театр. Он стоит у истоков театра «Современник», и в семидесятых он шесть лет работает его директором. Потом он придумывает «Табакерку», подвальный, в полном смысле андеграундный театр, который Табаков с его учениками сам ремонтирует и проводит с ними репетиции по ночам, так как у театра много лет нет официального статуса. Хотя со временем Табаков добивается признания театра (одного из ведущих театров Москвы, по признанию профессионалов) театром и с тех пор он не покидает его, «Табакерка» остаётся на всю жизнь главным местом его работы. С 80-х годов он играет во МХАТе, а с 2000-го года он становится художественным руководителем МХТ (буква «А» из названия театра исчезла) и превращает его в главный театр страны. Там лучшие актёры, но дело не в этом: Табаков отказывается ставить спектакли в МХТ, но вместо этого предоставляет платформу для молодых реформаторов Богомолова, Серебренникова, Бутусова, Женовача и многих других. В МХТ он начальник и актёр, режиссёр он в «Табакерке». Вы уже не увидите его в спектакле «Юбилей ювелира» Богомолова (последняя театральная роль Табакова), но просто поверьте, что до самого конца Табаков играет на недосягаемой высоте, как положено великому артисту.


Секрет «Табакерки»: театр стал инкубатором для целой плеяды лучших актёров страны


Но давайте о кино. К моменту, когда Табаков появляется в роли Николая Ростова в эпопее «Война и мир», у него за плечами уже приличный киноопыт, это уже его одиннадцатый фильм. Среди предыдущих работ – «Тугой узел» Швейцера, где у Табакова сразу была главная роль. «Чистое небо» Григория Чухрая – там роль маленькая, но это же Чухрай! Табаков умеет выбирать режиссёров, у него чутьё на гениев – так, ещё никто не слышал о женщине по имени Кира Муратова, а он уже снимается в её короткометражке «Весенний дождь» - и становится одним из её любимых актёров, она не раз пригласит его потом в свои картины, особенно поздние. Табаков играет у Досталя, Зархи, Эфроса, появляется в прокатном хите «Живые и мёртвые». Словом, к международному блокбастеру «Война и мир» он готов в полной мере, и не так важно, что роль не главная. В таком большом проекте любая партия – удача, а уж Николай Ростов, неоднозначный, неуловимый толстовский персонаж, - просто подарок для молодого и амбициозного артиста.

Фрагмент из «Войны и мира»

Привлекательные кинороли начинают сыпаться на артиста с огромной скоростью. Молодой автор Александр Митта приглашает Табакова в фильм о революционном искусстве «Гори, гори, моя звезда», табаковский Искремас – персонаж трагический, комичный и величественный, потому что в нём как будто собрались все те люди, которые создали великое советское искусство, а потом были уничтожены, тоже очень великим, советским государством. Идеалист Табаков - пассионарий, организатор, лидер - словно создан для этой роли, правда, ему приходится спрятать поглубже свою практическую жилку, которая всегда позволяет ему быть не просто в первых рядах, но создавать, руководить, «пробивать», учить, и делать это эффективно.

Табаков снимается очень много, странно, как он вообще успевает работать в театре. «Король-олень», «Достояние республики», фильмы рангом поменьше, ещё он озвучивает других актёров, а со временем становится одним из главных голосов советской анимации. Он и кот Матроскин, и Барбос, который приглашает Бобика в гости, он Волк, который вырастил Телёнка и отказался отдавать его на съедение другим хищникам. Он рассказчик в фильмах – а заодно он записывает множество сказок. Например, доступны сказки Пушкина в его исполнении.


Олег Табаков: мне себя утверждать не нужно

Одно из важнейших произведений для Табакова – «Обыкновенная история». Он играет Александра Адуева в «Современнике» и в телеверсии, а в 1990-м он ставит этот спектакль сам в «Табакерке» и играет там главную роль, но уже Петра Адуева, дядю Александра. Почему-то история очарования, разочарования и трезвого цинизма очень занимает Олега Павловича и, возможно, как-то связана с его личной трансформацией из саратовского паренька в важнейшую фигуру отечественной творческой интеллигенции, неоднозначную, жёсткую, но неотразимо привлекательную.

Табаков много играет в авторских и, как бы сейчас сказали, артхаусных проектах, но никогда не упускает возможности поучаствовать в фильмах, которые точно будет смотреть не только вся страна, но и, возможно, весь мир. Он не требует главных ролей, но на втором плане мгновенно создаёт запоминающийся образ, который потом не раз вспомнят. Подтянутый Шелленберг из «Семнадцати мгновений весны», «голубой воришка» Альхен из захаровской версии «12 стульев», король Людовик XIV в телехите «Д`Артаньян и три мушкетёра», Володя в оскаровском лауреате «Москва слезам не верит», Кащей Бессмертный (Табаков – Кащей!) в сказке «После дождичка в четверг», саркастичный бармен в «Человеке с бульвара Капуцинов», нестерпимый Суходрищев в «Ширли-мырли». В музыкальной сказке «Мэри Поппинс, до свидания» он сыграл женщину, мисс Эндрю… Даже те, кто не ходит в театр, запомнили этих персонажей на всю жизнь, иногда даже лучше, чем главных действующих лиц.

Трейлер «Человека с бульвара Капуцинов»

Отдельно стоит сказать о ролях в фильмах Никиты Михалкова – здесь у Табакова всегда что-то сложное и интересное. Аристократ Павел Щербук в «Неоконченной пьесе для механического пианино» настолько зацепил Табакова, что он через много лет даже сделал собственную постановку в «Табакерке», правда, играть сам в ней не стал, зато пригласил на главные роли, в том числе, Владимира Машкова и Андрея Смолякова. Небольшая роль у него была в международном проекте «Очи чёрные». Но особенно стоит сказать о роли Ильи Обломова, одной из лучших киноролей Табакова в одной из лучших картин Михалкова. Это совсем не ленивый увалень, которого описывали советские учителя литературы. Обломов у Табакова – индивидуальность, сколь наивная, столь и благородная, и беззащитность Обломова перед миром становится больше укором этому миру, чем Обломову. Резонёрство Штольца выглядит жалким и вульгарным на фоне вечного ребёнка Обломова, а его детские воспоминания просвечивают сквозь оболочку уже не такого уж молодого человека.

Свои лучшие роли в российском кино Табаков играет у Киры Муратовой, которая после крушения СССР наконец получила возможность творить свободно, пусть и бедно. Ничего, что роли это не такие уж большие, особенно в картинах «Три истории» и «Мелодии для шарманки». Достаточно сказать, что в обоих случаях на экране возникает очень непривычный для нас Табаков, совсем не такой, какого эксплуатируют создатели телесериалов. Но пересмотрите «Вечное возвращение», новеллу с Табаковым и Демидовой, и можете даже пропустить остальные фильмы Табакова за последние двадцать с лишним лет.

Хотя нет, вспомните ещё один. В последней, и самой мрачной, картине Эльдара Рязанова «Андерсен. Жизнь без любви» Олег Табаков играет небольшую роль директора учебного заведения, в котором учится будущий писатель. Деспотичный, чёрствый человек, но с правилами, которые понятны каждому: «Мыться надо каждый день!» - грозит он пальцем неряшливому Андерсену, и что тут можно возразить?

Трейлер фильма «Андерсен. Жизнь без любви»

Фильмы с Табаковым, равно как и записи его спектаклей, - это наша возможность снова и снова видеть этого артиста. На экране он всегда неотразим. И всегда – живой.