Название фильма «Фантастическая женщина» большинству российских, да и не только российских зрителей, до поры ни о чём не говорило. В наш прокат фильм не выходил – и, вероятно, не выйдет. Даже по фестивальному статусу он не совсем первый сорт: приз за сценарий в Берлине, приз в Сан-Себастьяне, «Гойя», даже «Золотой глобус» фильму не достался. Но это только поверхностный взгляд. В том же Берлине фильм был среди фаворитов, как и предыдущая работа Лелио «Глория». «Фантастическая женщина» в каком-то смысле – идеальный оскаровский фильм. Всё-таки у него есть фестивальная судьба, в нём делается ставка на крепкий сюжет и глубокую проработку героев и ситуаций. Протагонист – трасгендер, и эту женщину всячески унижают после смерти её любовника: мало того, что следствие бездарно ведёт дело, так ещё и все постоянно пеняют женщине на её мужское прошлое. То есть сюжет о маленьком человеке в современном мире. Добавим ещё, что это чилийская картина, то есть представитель мощной кинематографической территории, регулярно поставляющей в последние годы выдающиеся картины. И неслучайно среди продюсеров выдающийся чилийский автор Пабло Ларраин.

Трейлер фильма «Фантастическая женщина»

«Нелюбовь» среди фаворитов «Оскара» этого года не занимала первого места, по крайней мере, если судить по прогнозам профессионалов и букмекерским конторам. Но у этого фильма вся англоязычная критика – как на подбор положительная, временами даже восторженная. Кроме того, Андрей Звягинцев номинировался со вторым фильмом подряд, что для «Оскара» редкость. У «Нелюбви» нет левиафановского политического контекста, в который многие пытались встроить прошлый фильм, но это делает историю только глубже. А темы здесь все самые что ни на есть актуальные: кризис семьи, беззащитность детей, наконец, самое главное, попытки людей самим решить свои проблемы в условиях недействующих социальных институтов. В этой парадигме существуют многие оскаровские номинанты этого года, так что фильм «Нелюбовь» среди них – свой среди своих. Отчасти это ощущение должно было усиливаться недавней новостью о том, что Звягинцев будет делать сериал для Paramount. Фильм сделан как увлекательный триллер, и саспенс там совершенно хичкоковского уровня.

Трейлер фильма «Нелюбовь»

Шведский «Квадрат» мало кто рассматривал в качестве победителя «Оскара», и «Золотая пальмовая ветвь» в Каннах в качестве аргумента не работает. Каннские лауреаты «Оскару» вообще не указ, они не всегда оказываются даже среди номинантов. «Квадрат» для «Оскара» - произведение слишком эстетское, в нём слишком много разговоров о современном искусстве и рефлексии о нём, а американцам поп-культура куда ближе перформансов и инсталляций. С другой стороны, главный герой сталкивается с иммигрантами и имеет дело с суровой изнанкой действительности, в которой современное искусство занимает очень, очень небольшое место. Добавим сюда тонкий и иногда абсурдистский юмор этого фильма, а также десятки его наград на фестивалях всего мира. Но у критиков нет единодушия по поводу объективных достоинств этой картины, и каннский триумф не был безоговорочным.

Трейлер фильма «Квадрат»

Ещё меньшими были шансы у венгерской картины «О теле и душе». Начать с того, что лауреаты Берлина последних лет практически всегда ходят в маргиналах. Они не только гораздо скромнее венецианских и каннских, но и попросту редко выходят в прокат многих стран. То же с фильмом «О теле и душе»: Венгрия сегодня не является модной кинематографической территорией, и медленный темп этой драмы не способствовал тому, чтобы заинтересовать зрителя. Конечно, прокатчики фильма сделали ход конём перед «Оскаром», выпустив в начале февраля картину в интернет-дистрибуцию, но это совсем не тот род кино, который может быть по достоинству оценён на малом экране. Следовательно, и от академиков трудно было ожидать, что они предпочтут картину другим номинантам.

Трейлер фильма «О теле и душе»

Наконец, был ещё венецианский хит «Оскорбление», от которого легко можно было ожидать, что он «выстрелит» и победит всех в своей номинации. Для этого были свои предпосылки. Например, Венеция наградила фильм только призом за лучшую мужскую роль, и «Оскар» на этом фоне мог бы претендовать на то, что именно он отметил для всего мира Ливан как важную кинематографическую зону. А зона действительно интересная, и тема как раз в русле современного актуального кинематографа: нетерпимость, столкновение идеологий в лице двух их представителей, всеобщая «война» как следствие «ссоры Ивана Ивановича с Иваном Никифоровичем». Опять же, юстиция как мишень для автора – важный тренд мирового кино.

Трейлер фильма «Оскорбление»

В любом случае, перед нами ситуация, где за «Оскар» боролись действительно очень интересные картины, представляющие главные европейские кинофестивали (и их призы) и демонстрирующие единство мирового киносообщества по ключевым проблемам современности. Победа одного из них важна больше для держав, которые выдвигали фильмы на «Оскар», а для каждого конкретного зрителя список из этих пяти фильмов просто обязателен для просмотра, чего нельзя сказать о фильмах из многих других номинаций этого года.