Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Илья Лагутенко: «Если вам нравится чья-то музыка, это ещё не значит, что вам с её автором надо стать друзьями»

В России одновременно выходят фильмы про «Мумий Тролль» и японскую группу X Japan

Фильмы «SOS матросу!» и «Мы – Х» объединяет многое. Оба – про культовые рок-группы, каждая из которых произвела у себя на родине культурную революцию. Оба – про кризис, который эти группы пережили впоследствии. Оба говорят об одиночестве, искушении славой и мечтах о международном успехе. И они в России будут идти одним сеансом. Сергей Сычёв встретился с Ильёй Лагутенко и лидером X Japan Ёшики (Ёсики) Хаяси, чтобы обсудить их картины.

Илья Лагутенко: «Если вам нравится чья-то музыка, это ещё не значит, что вам с её автором надо стать друзьями»

Илья Лагутенко: «Если вам нравится чья-то музыка, это ещё не значит, что вам с её автором надо стать друзьями»

Сергей Сычёв
Ваши фильмы идут одним блоком. А что у них общего?
Йошики
Это эксперимент, и мне он нравится. На мой взгляд, наши фильмы – о культурных различиях. Я – японский рок-музыкант, Илья – российский. Так что дело тут не в музыке, а в странах, в их истории и культуре, тут есть что сравнить. Понимаете, вот, у нас, например, есть традиция харакири. У меня отец так покончил с собой, я об этом в фильме рассказываю и объясняю, что я против самоубийств. Но в течение столетий в Японии было принято кончать с собой, иногда, скажем, во время Второй мировой войны, это принимало массовые масштабы, вы ведь знаете про камикадзе? Вот, в фильмах, которые как бы о рок-группах, рассказывается о таких культурных особенностях.

Трейлер фильма «SOS матросу!»

Илья Лагутенко
Ну, наш-то фильм – это такая непретенциозная история, он даже не совсем о группе «Мумий Тролль», если честно. То есть, это просто фильм о группе из какого-то далёкого уголка Земли, и тут разницы между Владивостоком и деревенькой в ЮАР вообще никакой нет. Представьте только, в мире прямо сейчас одновременно существует несколько миллионов музыкальных групп. Сколько из них вы знаете? Сколько из них делают туры? Сколько добиваются славы, хоть какой-то? Несколько тысяч? А ведь все они занимаются одним и тем же делом, хотят одного и того же. Поэтому мне показалось правильным представить фильм о нас как комедию, посмеяться мечтам о звёздной славе, «Грэмми», а заодно понять, как мы сами относимся ко всему этому. Какое это к нам лично имеет отношение. Поэтому фильмы о наших группах полностью отличаются друг от друга, вообще не похожи, но они для людей в России и в Японии, которые уважают друг друга, но совсем не знакомы. Давайте это признаем. Красная площадь и водка – это ведь практически всё, что все знают о России, но мы не ходим на Красную площадь, да и водку уже давно никто так не пьёт. Ну, правда, это как про японцев все у нас знают только то, что у них есть харакири и что все японцы едят суши.

Йошики
Но мы, правда, едим! (смеётся)

Трейлер фильма «Мы – Х»

Сергей Сычёв
С чего начались ваши фильмы? Вы, как когда-то Боб Дилан, просто пришли к режиссёру и попросили сделать кино про вас?

Илья Лагутенко
За последние двадцать лет мне много раз предлагали сделать фильм о группе. Я спрашивал их, что они хотят снимать, а они говорили, что будут просто ходить за мной с камерами. Нет, это мне не подходит, говорил я. Так получится ерунда какая-то. Я хотел нормальный сценарий, идею, чтобы я заранее представлял себе результат. Но когда я обо всём этом просил, эти ребята исчезали навсегда и не перезванивали больше. В конце концов, я решил, что, видимо, придётся всё сделать самому, раз уж я так и не встретил человека, который бы понял природу «Мумий Тролля».


«Мумий Тролль» - «Отв. за Романтику»

Сергей Сычёв
Илья, меня очень удивил «митьковский» стиль повествования в фильме. Совсем не то, чего можно ожидать от «Мумий Тролля».

Илья Лагутенко
А чего вы ожидали? На самом деле, все годы, в течение которых создавался фильм, я всё пытался понять, что это такое мы затеяли и нужно ли это кому-нибудь. Нужно ли это мне как зрителю, в конце концов? Изначально перед нами был только один факт: предложили отправиться в кругосветное путешествие. Можно поехать или отказаться. Можно было поехать мне одному и отдыхать всю дорогу, свесив ноги с палубы. Но мне показалось, что нельзя упускать шанс вытащить всю группу в плавание и записать на корабле альбом. Откуда-то сразу возникли телевидение и спонсоры, которые очень обрадовались возможности сделать из этого красивую историю, снять кино. Я сразу отказался, потому что мне не хотелось работать в такой ситуации. Я сам по себе довольно закрытый человек, у меня небольшой круг общения, лишних людей вокруг себя я не очень люблю. Зачем мне нужны все эти камеры вокруг? Мы не очень публичные люди и не очень хотим делиться тем, чем не стоит делиться. Но мы готовы поделиться эмоциями от того, как мы живём и что делаем. Так что пришлось придумать мокьюментари. Но всё много раз менялось, и то, что снял в итоге американский режиссёр Дэнни Дрисдейл, мне пришлось много раз переделывать, и особенно это коснулось языка, потому что в фильме говорят то по-русски, то по-английски, и всё вместе очень трудно как-то увязать. Что-то просто потерялось при переводе, так что английскую версию ещё надо переработать – на основе российской версии. Мы с Дэнни не просто ругались, мы ненавидели друг друга во время этой работы. Мне всё время казалось, что его команда как-то тормозит, а им казалось, что я недостаточно ясно говорю, чего я хочу. Вот тут-то и вступили в силу те культурные различия, о которых размышлял Йошики. Но мы всё преодолели.


Йошики
Я в своём фильме старался быть только персонажем. Понимаете, фильм слишком драматичен, в нём слишком много смертей, включая самоубийство моего отца. А ещё секта, в которую загремел наш вокалист Тоши. Я вообще не хотел в нём принимать участие, всё это слишком болезненно, слишком живо для меня. Но мы с моим американским агентом решили, что этот фильм кому-то может помочь. Кто знает, возможно, он спасёт чью-то жизнь или просто вдохновит кого-нибудь. Итак, я согласился, но не стал ни режиссировать, ни продюсировать фильм, потому что мне достаточно было начать смотреть материалы – и меня захлёстывали эмоции, я буквально рыдал. Поэтому я просто доверился режиссёру и продюсеру.

X Japan - Endless Rain

Сергей Сычёв
Оба фильма созданы «чужаками», иностранцами. Может, вам важно это ощущение, вы себя тоже чужаками чувствуете?

Йошики
Очень ведь сложно объяснить, кто ты такой. Скажем, в Японии нашу группу знают 99% людей. Не обязательно любят, но знают точно. А нам был нужен кто-то, кто начнёт изучать нас с нуля, чтобы вместе с нами постепенно прийти к одним и тем же выводам.

Илья Лагутенко
У меня был тот же принцип, но по другой причине. Я уже говорил, что в России мне постоянно предлагали снять фильм, но проблема была в том, что люди уже заранее представляли себе какого-то своего «Мумий Тролля», какого-то собственного Лагутенко. Не знаю, откуда они всего этого набрались, но я хотел просто фильм про некую маленькую музыкальную группу из ниоткуда, которая чего-то хочет, но не знает, что делать. Дэнни Дрисдейл не был известным режиссёром, самое известное, что он снял до встречи со мной, - это клип Rut для группы The Killers. Но было понятно, что он мыслит визуально и очень интересно. Я нашёл его и спросил, хочет ли он отправиться со мной в кругосветку, и он сразу сказал: да, погнали! Он сказал, что возьмёт маленькую команду и будет снимать кино, если мы всё оплатим. Я согласился.


«Мумий Тролль» - «SOS Матросу!»

Сергей Сычёв
Камера ведь не просто снимает, она всегда провоцирует. Вас, например, на что спровоцировала?

Илья Лагутенко
Меня обычно камера провоцирует на то, чтобы запретить снимать дальше. Мне всё время кажется, что оператор работает плохо, медленно, снимает не то, что нужно. То же и с фотографами. Почему они всё делают так медленно? Ну, если ты знаешь, как это делать, так делай быстро – и иди! Поверьте, я знаю таких людей, просто их мало, и их надо ещё постараться разыскать. Если бы мне встретился оператор, который заставил бы меня забыть о своём присутствии, я бы был счастлив возможности работать с ним. А пока я всё время должен говорить им, что делать.


Йошики
А мне просто уже давно всё равно, потому что меня постоянно, почти круглосуточно снимают уже много лет, так что я уже никак не реагирую. И на провокации не ведусь.

X Japan - Born to be free - 2015ver

Сергей Сычёв
Мне кажется, разница между вашими фильмами в том, что «SOS матросу!» идёт от реальности к мифу, а «Мы – X» - от мифа к реальности. Связано ли это с образом рок-звезды, важно ли оставаться мифом?

Йошики
Однажды я спросил Дэвида Боуи, где грань между ним настоящим и его сценическим образом. А он сказал, что для него эта разница не очень заметна, так что он не может ответить. Я никогда не пытался создать какой-то образ и соответствовать ему. Во мне нет ничего загадочного. Я просто пытаюсь быть самим собой. Другое дело, что у меня в жизни много всего случилось. Не у каждого десятилетнего мальчика отец кончает с собой. Но все безумные драмы моей жизни в итоге сделали меня тем, кто я есть. Так что я пытаюсь жить как можно более нормальной жизнью, а люди считают меня чокнутым и что-то придумывают. Но я не пытаюсь делать из себя никакой загадки, это точно. Другое дело, что кто-то соглашается просто сидеть и принимать всё как есть, а я всегда рушил препятствия, которые мешали мне жить, я всегда задавал неудобные вопросы, я много раз думал о том, чтобы покончить с собой. Но в итоге я здесь, я жив, хотя это далось не так легко.

Илья Лагутенко
Вообще, мифологизировать музыкантов люди склонны до тех пор, пока не столкнутся с ними лично или просто не узнают о них чуть больше. Когда я был мальчишкой и читал о рок-звёздах в журналах, я чего только о них ни придумывал. Каждая обложка альбома – уже повод для фантазии. За последние двадцать лет я так или иначе встретился со всеми идолами своего детства и обнаружил, что они – самые обычные люди, они ни во что не играют, они не придумывают себя. Они просто такие. Самое смешное, что чем человек честнее с самим собой, тем больше мир восхищается им и приписывает ему что-то невероятное. Не знаю, почему так, в харизме тут дело или нет, но просто некоторые люди классные, а некоторые нет, вот и всё.


«Мумий Тролль» - «Ой»

Сергей Сычёв
Но нет такого, что чем больше вы узнаёте человека типа Боуи, тем меньше понимаете?

Илья Лагутенко
С Боуи я знаком не был, да и вообще я не уверен, что ты должен прямо вот так стремиться узнать кого-то, понять его досконально. Вообще, я не большой фанат близких отношений, особенно с тем, кто когда-то изменил твою жизнь. Может оказаться, что в жизни они не очень приятные типы, но я всё равно очень люблю то, что они сделали. Может, человек, который придумал ваш диктофон, был так себе тип, но вы же пользуетесь его изобретением. То же с музыкой. Если вам нравится чья-то музыка, это ещё не значит, что вам с её автором надо стать друзьями.


X Japan - Rusty Nail

Сергей Сычёв
С другой стороны, единственная группа, которая есть в обоих фильмах, - KISS, вот уж там огромный разрыв между реальностью и имиджем.

Илья Лагутенко
Нет, просто поверьте: если вы любого из этих ребят увидите в кофейне, вы их сразу узнаете. У меня такое не раз было, я – знаю.


«Мумий Тролль» - «Не помню зачем»


Сергей Сычёв
Вот ещё что хотели у вас спросить. 2018-й год можно считать годом аниме в России, у нас в прокат много хороших фильмов выходит, даже специальный телеканал стартует. Как считаете, это тоже, как и ваши фильмы, станет частью культурного обмена?

Илья Лагутенко
А мне кажется, это уже давно случилось, много лет назад. В СССР голливудское кино было запрещено, но ещё ребёнком я помню, как мы ходили смотреть японские мультфильмы типа «Корабля-призрака» и «Кота в сапогах». Интересно, как это было: сидели такие люди в пиджаках, работники советского Минкульта, и думали, что бы такое выпустить для развлечения публики. И вдруг – Япония! Почему бы нет? Отношения с ними не такие уж плохие, давай выпустим! И популярность у аниме была просто огромная, полные залы. Я «Корабль-призрак» смотрел в кино раз десять. Все эти роботы и монстры у меня с того времени навсегда засели в подсознании. И были разные жанры аниме, да и японские фильмы тоже выходили. А теперь есть интернет, и японские мультфильмы и манга доступны вообще любому человеку, они стали частью молодёжной культуры. Но это всё только начало знакомства с культурой, потому что Япония – это не аниме. Надо это понимать. Они живут очень трудной жизнью, она не такая, как в России, но она тоже очень непростая. Большие города, специфическая трудовая этика – много всего, что нас поражает и что мы уважаем, хотя и не очень понимаем. Но нас всё равно надо стремиться узнавать как можно больше о других культурах, пусть по чуть-чуть, но делать это постепенно, постоянно, потому что мы от этого лучше становимся.


Йошики
А я со своей стороны хочу сказать, что мне безумно интересна Россия. Я уже четвёртый раз приезжаю сюда, и хотя я постоянно шучу про водку и икру, но я за это время много узнал и много понял, подружился со многими очень интересными русскими людьми и хочу продолжать это знакомство.


Мы – X, Корабль-призрак, SOS матросу!, Кот в сапогах
Илья Лагутенко

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100