Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Андрей Родионов: «Молодёжи сегодня кабак не интересен»

Поэт написал сценарий фильма «Прорубь» и сыграл в нём главную роль

Провокационный, остроумный, антиглянцевый фильм «Прорубь» через несколько месяцев после премьеры на «Кинотавре» выходит в национальный прокат, и его бунтарский пафос уже заставил всех прогрессивных интеллектуалов страны напрячься и перечитать стихи Андрея Родионова, который вместе с женой и соавтором Екатериной Троепольской сначала написал сценарий «Проруби», затем вместе с ней играл в спектакле по этому сценарию, а затем они оба снялись в кинопостановке Андрея Сильвестрова, которая уже прославилась своей подводной сценой и многими другими «фишками».

Андрей Родионов: «Молодёжи сегодня кабак не интересен»

Андрей Родионов: «Молодёжи сегодня кабак не интересен»

Сергей Сычёв
Вы не удивлены, что «Прорубь» выходит в прокат?
Андрей Родионов
Удивлён, потому что мне казалось, такой фильм просто не выпустят. Может, дадут ему прокатное удостоверение, но на этом всё и закончится.
Сергей Сычёв
«Прорубь» была пьесой, была спектаклем – а теперь стала фильмом. Какое у вас отношение к детищу, которое неожиданно вырвалось из-под вашей опеки?
Андрей Родионов
Отношение – чудесное. Вообще, меня история с созданием «Проруби» удивила очень во многом. Мы сразу писали сценарий в стихах, а не пьесу. Этот вызов нам предложил Андрей Сильвестров. В кинематографе это достаточно редкое явление. Деньги мы искали тоже не совсем обычными путями: занимались краудфандингом, в результате которого я познакомился со своим дальним родственником, и он дал нам ощутимую сумму денег на этот проект. Всё это было очень интересно, обо всём можно очень долго говорить. А ещё я первый раз в жизни был на красной дорожке «Кинотавра».
Сергей Сычёв
Но всё-таки фильм – это не камерный спектакль на четырёх исполнителей, который вы придумали и играли на сцене?
Андрей Родионов
Разумеется, но спектакль был частью промоушна фильма, а не вещью в себе. Возможно, мой соавтор Екатерина Троепольская, которая была связана с кино и до этого сценария, лучше понимает, как это всё должно выглядеть на экране. Но лично я был очень удивлён увиденным. И я – доволен.

Трейлер фильма «Прорубь»

Сергей Сычёв
В спектакле использовалась видеопроекция – как это работало?
Андрей Родионов
Немного по-другому. Есть люди, которые давно и принципиально не смотрят телевизор. Я к таким людям не отношусь, но понимаю, что значит увидеть телеизображение после долгого перерыва. На переднем плане спектакля висел экран, внизу на зелёном хромакее сидели «телеведущие», но глаза людей были прикованы к «телевизору». На экране было то же самое, что в самом спектакле, но люди смотрят именно на экран, и это было удивительное явление. Один из зрителей признался, что не смотрел телевизор очень давно, но увидев экран, не мог от него оторваться. А ведь там просто два диктора читали новости!
Сергей Сычёв
Значит, «акция» в проруби была не для спектакля записана и не показывалась на экране?
Андрей Родионов
О ней рассказывали дикторы, но она от этого не проигрывала. Это просто другой формат.
Сергей Сычёв
Андрей Сильвестров, кажется, здорово помучил вас на съёмках, только в бассейне пришлось полсуток провести…
Андрей Родионов
Да нет, двое суток! Мы так пропитались водой, что стали в два раза тяжелее.
Сергей Сычёв
Это было самое трудное испытание, или так случалось нечто ещё более невероятное?
Андрей Родионов
У нас был один товарищ, который не тонул. Ему к ногам привязывали утяжелители, но он всё равно не тонул. А надо было находить в середине дайверского бассейна, где над тобой метр воды и под тобой два. Водолазу пришлось держать его за ноги, чтобы он не всплывал.

РЕЦЕНЗИЯ НА ФИЛЬМ «ПРОРУБЬ»
Сергей Сычёв
Противопоставление «нефть - любовь» придумали вы? Оно в фильме очень важное.
Андрей Родионов
Да, мы с Катей придумали. Любовь – это чудесная штука, она нас возвышает. Нефть – вещь земляная, она нас притягивает к земле, держит. Это не противопоставление, в мире есть место и тому, и другому. Главное – не сосредотачиваться исключительно на нефти.

Один из ключевых образов фильма «Прорубь» - встреча вымышленного президента России с щукой, исполняющей желания


Сергей Сычёв
Фильм «Прорубь» позиционируется как авангардный, но нет ли у вас ощущения, что феномен рэп-баттлов сделал не только его, но и весь мир современной российской поэзии чем-то позавчерашним, отсталым? Все эти «слэмы», «дебюты» и т.д.?
Андрей Родионов
Когда мы садились за сценарий «Проруби», то как раз спорили, надо ли делать её рассказом о грядущих бедах или победах, либо говорить в ней об ощущении, с которым мы живём. О нашей жизни, о том, что мы видим, о том, что мы думаем о телевидении. Мы сделали вещицу, которая будет смешной всегда, даже когда она перейдёт в разряд ретро. Но там есть и модные вещи, например, рассказ о приключении Олигарха написан в рэповом ключе. Другое дело, что этот рэп читают ведущие «Дождя», поэтому ощущение тут не рэп-баттла, а какой-то бессмысленной сумасшедшей работы. Мне в фильме как раз нравится, что он не сиюминутный. Можно было туда навтыкать чего угодно, мы этого не сделали. У нас с Катей полно пьес о будущем России, тот же «Сван». В нём мы предположили, например, что вскоре в России будет принят закон, обязывающий всех говорить стихами. А недавно узнали, что известные службы такси на собеседовании требуют от водителей читать наизусть стихи Пушкина, иначе на работу не возьмут. Это нам таксист-гастарбайтер рассказал.
Сергей Сычёв
Но когда вы смотрите на оксимиронов и гнойных, вы чувствуете, что вы с ними одним делом занимаетесь? Тем более, что о вашем творчестве тоже часто говорят как о рэпе?
Андрей Родионов
Это называется «акцентированный стих». Но – да. Разумеется, баттлы и слэм очень похожи. Причём интересно, что мы занимаемся, в том числе, всероссийскими слэмами, то есть состязаниями поэтов, где победителей выбирают зрители, и там всегда была проблема с Санкт-Петербургом. Потому что там есть очень узкая прослойка, человек двадцать немолодых людей, которые устраивали соревнования между собой. Мы уже привыкли думать, что с Петербургом в этом смысле всё кончено, он похоронен. И тут там появляются такие товарищи, пусть даже Гнойный – из Хабаровска. Вдруг Питер начинает задавать моду…
Сергей Сычёв
На поэзию, фактически!
Андрей Родионов
Не «фактически», а – на поэзию. Рассуждать, является ли рэп поэзией, - это тоже вчерашний день. Конечно, это поэзия!
Сергей Сычёв
Вопрос только в том, есть ли тут цеховое разделение.
Андрей Родионов
Оно скорее не цеховое, а клановое. Какие-то люди получают гранты на толстые журналы, и Министерство культуры подразумевает, что там будут публиковаться стихи определённого содержания. Толстые журналы отвечают этим требованиям, но это не значит, что всё, что туда не попадает, - это не стихи.

Телезрители играют в фильме «Прорубь» особую роль


Сергей Сычёв
Баттлы получают десятки миллионов просмотров в интернете. У вас не возникает ощущение, что тоже нужно этот опыт использовать, перекраивать формат?
Андрей Родионов
Мы перекроили. Учитывая международный опыт, мы перевели слэм в театр. Первый слэм с Театре труда, на Петровке, показал, что народу это надо. Зал был забит – в отличие от нескольких прошлых лет, когда мне с трудом удавалось собрать на слэм 60 человек. Другая атмосфера, сцена, это театр, а не кабак. Молодёжи сегодня кабак не интересен. А театр – очень.
Сергей Сычёв
Но театр – не стадион. Можно стадион собрать?
Андрей Родионов
Вера Полозкова и Дмитрий Быков собирают не меньше народу, чем Гнойный с Оксимироном. Те же полуторатысячные залы, а гонорары даже побольше, пожалуй.
Сергей Сычёв
Фильм «Квадрат» видели? Он же чем-то похож на «Прорубь».
Андрей Родионов
Не видел, но читал о нём и знаю всё, что нужно знать. Конечно, если бы мы за год до него участвовали в каннском конкурсе, мы бы его обогнали и победили бы там. Но мы этот год доделывали фильм. А переговоры с Каннами были, они интересовались.
Сергей Сычёв
После выхода «Проруби» пьеса, лежащая в основе, доступна для постановок где угодно. Вы не ревнуете? И есть желающие?
Андрей Родионов
Было несколько читок в Воронеже и, кажется, в Самаре. Но проблема в том, что современный театр не знает, как работать со стихами и с пьесами в стихах. Трудно с ними, режиссёры берутся за то, что попроще. Но время научило меня быть спокойным на этот счёт.

Прорубь
Андрей Сильвестров, Андрей Родионов, Екатерина Троепольская

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Прорубь

Комедия

Михаил Ефремов, Анна Котова, Денис Ясик

Назад
Вперед
Все фильмы>
Rambler's Top100