Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Анна Меликян: «Важно, чтобы зритель пришёл в кино не просто "поржать"»

Интервью с продюсером и режиссёром фильма «Про любовь. Только для взрослых»

1 сентября на российские экраны выходит вторая часть киноальманаха «Про любовь». На этот раз всё куда серьёзнее: люди, томящиеся в летней Москве, обсуждают откровенные проблемы и открыто говорят о сексе, посещают курсы и тренинги, чтобы получить новые умения, и, конечно же, ищут свою любовь. Ведущий программы «Индустрия кино» встретился с продюсером альманаха Анной Меликян и обсудил с ней её новый проект.

Анна Меликян: «Важно, чтобы зритель пришёл в кино не просто "поржать"»

Анна Меликян: «Важно, чтобы зритель пришёл в кино не просто "поржать"»

Иван Кудрявцев
В проекте удалось собрать звёздный актёрский и режиссёрский составы. Давайте побросаемся немножко именами! Ваша dream team…
Анна Меликян
Можно смотреть и бросаться: Джон Малкович, Ингеборга Дапкунайте, Гоша Куценко, Александр Паль, Равшана Куркова, Фёдор Бондарчук, Владимир Яглыч. Молодые — Глеб Калюжный и Ясмина Омерович. Также Аня Михалкова, Максим Матвеев, моя любимая Тина Далакишвили, Федя Лавров. По-моему, всех назвали. А! Ещё прекрасная актриса Лукерья Ильяшенко.

Анна Меликян о фильме «Про любовь. Только для взрослых»

Иван Кудрявцев
Сложнее всех было заполучить Джона Малковича?
Анна Меликян
Нет, его было нормально заполучить. Он дружит с Дапкунайте. Так что всё произошло быстро, мирно, по дружбе. Оказалось, что это возможно — заполучить голливудскую звезду. Это возможно, если идти и официальными путями. Просто это долго. Вообще, я почувствовала, что они нормальные, живые люди. Если какой-то интересный проект, то в принципе любую звезду можно заманить. Но это история не про деньги, конечно, а интерес.

Иван Кудрявцев
Много ли Джон Малкович добавлял от себя в тех лекциях, что мы слышим в фильме?
Анна Меликян
Да. Он вообще приехал невероятно подготовленный. Весь текст от руки переписал. Показал мне, где не согласен, объяснил почему. Всё это было очень тактично. Он переписывал по-своему, и меня это поразило. У него была стопка листов, исписанных от руки. Он читал всё наизусть и ни разу не сбился. А ведь это очень сложно! Я думала, что мы будем снимать очень долго, много дублей. А всё получалось с одного дубля.

Иван Кудрявцев
Райдер голливудской звезды чем-то отличается от российской?
Анна Меликян
Да. Он намного скромнее. Он ничего не хотел вообще. Конечно, мы ему предоставили вагончик, накрыли стол, но оказалось, что он не ест во время съёмок, потому что у него такая сильная концентрация, что он свою энергию расходует только на съёмочный процесс. Так что этот шикарный вагончик пустовал. В обед он не ест. Когда мы снимали на Арбате, в обед он просто гулял по переулкам. И в вагончик он не заходил, а потом вовсе признался, что ненавидит эти актёрские вагончики, когда ты пафосно сидишь один, оторванный от мира, в этом вагончике. Мы снимали лекцию в Москва-сити, а жил он в Ритце. После съёмки он шёл пешком в гостиницу. По навигатору. Один! От услуг телохранителя он отказался. К нему подходили люди. Они его узнавали.

Иван Кудрявцев
Фёдора было сложнее выцепить? Он очень занятой человек.
Анна Меликян
Фёдор очень занят, но он снимался у нас, к сожалению, всего один день. Даже одну ночь. Он тоже прекрасен. Я знаю, что он ненавидит сниматься по ночам, но у нас был сложнейший график, нам нужно было соединить Матвеева и Исакову… Все так заняты! Самая большая проблема, когда в проекте много звёзд, соединить их графики, чтобы все оказались в нужные дни в одном месте. И Федя согласился даже ради нас сняться ночью, чтобы мы как-то все совпали.

Иван Кудрявцев
Это проект, который рождается каждый раз наживую? Или всё-таки вы мечтаете сделать что-то наподобие «Ёлок» Тимура Бекмамбетова? Всё-таки технология уже поставлена на рельсы — каждый Новый год выпускают на экраны «Ёлки», чтобы люди приходили в кинотеатры. И вы ко Дню города, в конце лета, выпускаете фильм…
Анна Меликян
Я бы, конечно, хотела. Сначала мы вообще об этом не думали, но теперь, когда появился второй фильм, все начали говорить о третьем, мы начали об этом задумываться. Технологи пока никакой нет, это абсолютная ручная, штучная работа. С одной стороны, мне бы хотелось, чтобы была какая-то технология, но с другой, мне очень важно, что первые зрители говорят, что этот фильм во многом лучше первого, то есть качество не упало, а наоборот — фильм точно получился смешнее.

«Про любовь. Только для взрослых». Трейлер

Иван Кудрявцев
Что вы постарались сделать в этом фильме лучше, чем в предыдущем?
Анна Меликян
Мы постарались сделать его смешнее. Постарались сделать так, чтобы он был больше про любовь. В первом фильме у многих закрались сомнения, есть ли там вообще любовь и про неё ли это картина вообще. Этот фильм он точно про любовь. Также мы сделали в каждой новелле счастливый конец. Каждая история заканчивается так, что все счастливы. В первом фильме такого не было — там были открытые финалы, например, где-то герои расходились. Здесь такого нет. Этот фильм про любовь и в конце всё хорошо.

Иван Кудрявцев
Примета нашего времени — это прокрастинация. Хотя я предпочитаю говорить «полезный досуг». Сегодня современного горожанина не затащишь развлекаться, если это ещё и не будет полезно. Это ведь не просто кино, это такая лекция о любви, причём, полезная, интересная лекция. Научную составляющую вы откуда брали? Это из опыта личного или коллег-режиссёров, с которыми вы работали?
Анна Меликян
В первом фильме была тема «как найти любовь», а во втором — «как сохранить любовь». И мы писали эту «лекцию» вместе с писателем Александром Цыпкиным. Что-то мы брали из учебников по психологии, что-то — из личного опыта. По-разному. Но мне всегда было очень важно, чтобы зритель пришёл в кино не просто «поржать», но чтобы он вышел с какими-то новыми знаниями и ему захотелось что-нибудь поизучать. Ещё мне очень приятно, что эти лекции шагнули с экрана в жизнь. У нас прошла серия лекций, последнюю из них вёл известный психолог Лабковский. Все лекции были о любви. Разные психологи рассказывали о любви в рамках проекта «Про любовь», и зрители с удовольствием приходили. Были и онлайн-трансляции. То есть это уже только кино, но такая культурная франшиза и в жизнь тоже ушла. Мне кажется, такого ещё не было — в «Ёлках» они всё-таки не говорят о ёлках!

Иван Кудрявцев
Вернёмся к съёмкам. Как Москва помогала вам в съёмках этого проекта? Я точно знаю, что вам есть на что взяться за следующий фильм.
Анна Меликян
Читаю первые отзывы и все пишут о том, какая же красивая Москва. И мне это очень приятно. Обычно, когда люди смотрят кино, они едва ли обращают внимание на город. Это тоже важная часть франшизы. Город — один из главных героев.

Иван Кудрявцев
Вас современная Москва вдохновляет?
Анна Меликян
Знаете, это как в любви: когда ты любишь, ты видишь только хорошее. Красота в глазах смотрящего. Мы смотрим на неё глазами человека, который любит, поэтому, наверное, и видим только то, что красиво. Картина весёлая, солнечная — её формат не предполагает страшной, депрессивной и некрасивой Москвы, которая тоже есть. Москва — это фантастическая съёмочная площадка. Ты можешь сделать Москву любой. В моём фильме «Звезда» она депрессивная, взъерошенная, вся раскопанная — такая была творческая задача. Сейчас задача другая, поэтому и город другой.

Трейлер фильма «Звезда»

Иван Кудрявцев
Москва призналась вам в любви на ММКФ, наградив вас столь весомым денежным призом, вы взаимно признались в любви городу. Скажите, насколько город удобен для съёмок сегодня по сравнению с вчерашним днём?
Анна Меликян
Конечно, не очень комфортен. Например, ситуация с парковками. Кино — это как бродячий цирк. Фуры занимают пол-улицы! На каждом втором объекте директор фильма говорит: «Это невозможно. Мы там не встанем». Это проблема. В городе стало невозможно где-либо встать. В городе стало всё сложнее коммуницировать с госучреждениями — например, метро. Если по сюжету герой спускается в подземку, нужно понимать — снимать будет сложно и дорого. Лучше изменить сценарий: пусть герой спускается в подземный переход. Город непростой. Здесь непросто снимать. Да и москвичи уже привыкли. Когда ты приезжаешь в провинцию, люди счастливы — к нам приехало кино! Все очень гостеприимные, радостные. В Москве этим никого не удивишь и никто уже не рад, потому что если снимают кино, надо остановить работу. Примерно как на стройке. Киношники всегда мешают. Мы все любим смотреть кино, но когда оно приходит к тебе во двор, обязательно какая-нибудь бабушка позвонит и вызовет полицию. Всегда все недовольны, потому что их жизненный уклад встревожен.

Иван Кудрявцев
То есть Москве как мегаполису ещё над своей привлекательностью для съёмочных групп работать стоит?
Анна Меликян
Да, конечно. Очень серьёзно стоит поработать.

Иван Кудрявцев
Как вы снимали? Несколько историй параллельно?
Анна Меликян
Нет-нет, мы снимали один большой фильм, просто менялись режиссёры. Была одна съёмочная группа, один кинооператор. Это было очень забавно: каждые три дня приходил новый режиссёр. Было интересно, ведь менялась энергетика — атмосфера в группе тоже претерпевала изменения. Кто-то страстный, психованный, орёт, материться — группа сразу становится такой взъерошенной. Кто-то — полная противоположность: тихий, его почти не слышно, и когда приходишь на площадку, кажется, что вокруг уже другие люди. Вчера они орали, а сегодня — сидят тихо. Это был очень забавный процесс. Люди в группе были как психологи: меняется режиссёр, и нужно успеть за два-три дня подстроиться под нового — это достаточно непросто.

Иван Кудрявцев
У вас в конце появляется один из главных героев прошлого фильма. Не будем говорить кто. Таким образом, вы передаёте привет зрителям будущей, третьей части. Это такой мостик к продолжению?
Анна Меликян
Прежде всего, это связь с первым фильмом. Конечно, полноценно во второй фильм перешла только героиня Равшаны Курковой — девушка-полицейский в первой части появлялась в эпизоде, а здесь у неё большая новелла. Также разные герои, например, Саши Бортич, Юлии Снигирь из первого фильма мелькают красивыми галочками. Мостик возможен, потому что если говорить о третьем фильме, то мне бы хотелось видеть там героев не только второго фильма, но и первого. Хотелось бы связь сохранить, хотя мы и не называем эти фильмы по номерам. Но всё-таки это — единое кино, как я говорю, про маленьких людей в большом городе.

«Про любовь». Трейлер

Иван Кудрявцев
У меня вопрос не совсем по фильму, скорее, подытоживающий. Вы производите впечатление режиссёра, который спокойно, без нервов и даже, может быть, без особого азарта, помогает держать долю российского кино в прокате. Вы просто делаете своё кино и её обеспечиваете. У некоторых это выглядит как борьба, война, завоевание. Вы это делаете непринуждённо, как-то очень легко. Совсем недавно в этой студии общался с вашим французским коллегой Люком Бессоном, у которого спросил, как нам, национальной кинематографии, стоит себя вести на рынке. Вы, говорю, французы, используете всю мощь мирового рынка, снимаете французское кино и его смотрит весь мир. Вы снимаете это на деньги всего мира, потому что ему фильмы и продаёте. А как нам быть? Бессон говорит, что ничего менять не надо. Как снимаете своё российское кино, так и продолжайте это делать. Они сами придут и всё попросят. Вы согласны с этим?
Анна Меликян
Да! Это классно, потому что ничего не нужно выдумывать и математически просчитывать. Почему люди смотрят французское кино? Потому что оно хорошее. Людям нравится. Ты должен давать просто хороший продукт. Почему я так спокойна? Наверное, потому что я не разбираюсь в этом прокате. Я как-то для себя поняла, что всё, что я могу делать — это давать хороший продукт. За эту часть работы я могу нести ответственность. Если мы будет выдавать кино, которое будет удивлять весь мир, то все и будут его смотреть. Мне кажется, здесь и нужно постараться — помочь авторам делать хорошее кино.

Иван Кудрявцев
Вы чувствуете, что вам сегодня помогают со всех сторон?
Анна Меликян
Нет, я этого не чувствую.

Иван Кудрявцев
А вам нужно это на самом деле? Я имею в виду, не помощь, а ощущение, что всегда помогут, подстрахуют. Нужно ли это автору? Часто слышим, как говорят, что автор должен быть голодным, должен бороться, преодолевать.
Анна Меликян
Да, всё понятно, но если бы режиссёр был просто художником, который просто стоит у мольберта и рисует (хотя даже художнику нужно на что-то покупать краски), то это была бы одна история. Но кино — сложнейшая, дорогущая, технологичная история. И когда ты все силы тратишь на поиск денег… Я ведь ещё и продюсер. Сейчас вместо того, чтобы заниматься творчеством, я занимаюсь поиском денег. И здесь я не чувствую никакой помощи. У меня есть имя, я известный режиссёр, но всё равно каждый раз чувствую себя как дебютант. Приходится с нуля новые пути, новых меценатов, инвесторов, потому что на деньги государства невозможно целиком снять фильм, а дополнительные деньги непонятно где искать. Нет этой помощи, когда ты куда-то пришёл и тебе с радостью кто-то помог (хотя бы финансово, я не говорю о творческой помощи — это, конечно, мои проблемы, здесь никто не поможет). Хотелось бы, чтобы финансово помогали — было бы легче. Но легче не становится — и если мне не становится, то что говорить о начинающих режиссёрах! У них совсем беда.

Иван Кудрявцев
Тогда сил, терпения и вдохновения желаем.
Анна Меликян
Спасибо.

«Про любовь. Только для взрослых». Трейлер
Про любовь. Только для взрослых
Анна Меликян

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100