В столичном кинотеатре «Иллюзион» состоялась премьера фильма «Жили-были мы». Соавтором сценария, художником-постановщиком и исполнителем одной из ролей на этой картине стал заслуженный деятель искусств России, режиссёр, сценарист Александр Адабашьян, гость просмотрового зала программы «Индустрия кино».

Иван Кудрявцев
Поздравляем вас и вашу коллегу Анну Чернакову, режиссёра этой картины, с долгожданной премьерой. Кино это очень необычное, особенно необычное по нынешним временам, когда под семейным кино мы подразумеваем всегда какой-то совершенно конкретный формат. Вы же пошли по пути абсолютно авторской картины, которая одновременно ещё и книга. Такой вот интересный синтез сразу двух искусств. Выпускаете вы их практически одновременно. Расскажите о том, как этот проект зародился в вашем с Анной воображении.
Александр Адабашьян
Пришла в голову идея… даже не нам, а Юрию Стоянову, с которым мы до этого работали. Он сказал: «Напишите книжку, а потом сами её и экранизируйте». Нам это понравилось, написали книжку. Книжка получила премию на конкурсе Сергея Владимировича Михалкова «Сегодня дети – завтра народ». И потом пришла идея её экранизировать. Актёры соглашались сразу. Нашему актёрскому составу просто могут позавидовать серьёзные такие кассовые блокбастеры: у нас и Певцов, и Бичевин, Света Иванова, Алёна Бабенко, Елена Сафонова, Владимир Ильин. В общем, всех не перечислишь. Даже в эпизодиках у нас Станислав Дужников и Александр Лазарев прошлись.

Интервью с Александром Адабашьяном

Иван Кудрявцев
Я смотрю на эти кадры вновь и вновь и поражаюсь тому, сколько разных техник кинематографических здесь использовано. Здесь и постановочная съёмка, и анимация, и кукольная анимация. Одной анимации только несколько видов. Расскажите поподробнее о том, как вы этот мир создавали.
Александр Адабашьян
Ну, мир, собственно, создавался от самой идеи. В центре истории – девочка, которая очень не хочет, чтобы её родители расстались, а дело к тому идёт, как ей кажется. Она рассказывает папе сказку о том, что на самом деле происходило с мамой, почему отсутствие её – совсем не то, что он предполагает. Она рассказывает о путешествии своей мамы в прошлое. Лет ей немного, но, тем не менее, она что-то знает и о девятнадцатом веке, и о восемнадцатом, о петровском времени, о временах более далёких. И поэтому даже если бы у нас была возможность реконструировать всё это буквально, как оно было, было бы оно неправдою, потому что шестилетняя девочка не могла знать, как выглядело село Семёновское, где происходили потешные бои Петра I, или как на самом деле воздвигался Александрийский столп и так далее… Всё это было бы, наверное, неправильно. Поэтому нужно было придумать вот этот мир, её представление о том, что она прочитала или услышала от своей учительницы Марины Тимофеевны. Отсюда и шли эти довольно долгие поиски стилистики, на которой мы, в конце концов, и остановились. Это было довольно трудно делать, потому что нужно было каждый день новый объект ставить в павильоне, кое-что снималось в натуре, сегодняшний день, а вот все её рассказы – это её представление об этом времени.

Кадр из фильма «Жили-были мы»

Иван Кудрявцев
Мы же здесь не только историю России для себя с необычных ракурсов открываем, мы ещё и с такой очаровательной русской глубинкой знакомимся. Что за места удивительные, где вы снимали этот фильм?
Александр Адабашьян
Место действительно удивительное. Это город Тутаев, он на берегу Волги, недалеко от Ярославля, между Ярославлем и Рыбинском. Очень занятный городок, раньше он назывался Романов-Борисоглебск. Поскольку «Романов» ассоциировалось с проклятым царизмом, то где-то в 19-м или 20-м году его переименовали в честь первого попавшегося жителя города, который участвовал в подавлении какого-то мятежа. Всё это имело масштаб такой, так скажем, районный. И мятеж, и количество погибших. Вот один из них был этот Тутаев, и, значит, оба города переименовали – они на двух берегах Волги. Правый такой индустриальный, там девятиэтажки уже стоят, а здесь абсолютно патриархальный такой… Переплываешь реку на пароме и попадаешь в другую жизнь. Тихо, спокойно, деревянные домики. И вот, на этом самом знаменитом левом берегу мы и снимали.

Кадр из фильма «Жили-были мы»

Иван Кудрявцев
Вы сыграли в этом фильме. У вас роль Льва Николаевича Толстого, по-моему.
Александр Адабашьян
Ну, только что размером бороды, а так ничего общего он с ним не имеет. Это такой сибирский дедушка. У него там объём небольшой, поэтому совмещать это было несложно. А для режиссёра даже удобно, потому что актёра вызывают обычно на съёмку, если его в этот день не вызвали, то и не вызовешь. А поскольку я как художник всё время торчал на площадке, то в любой момент мне можно было прилепить бороду и посадить в кадр.

Фрагменты из фильма «Жили-были мы»

В фильме «Жили-были мы» народный артист России Дмитрий Певцов поёт — правда, не для одного удовольствия публики, как на премьере, но чтобы отвлечь внимание — никто не должен узнать о других «талантах» его героя. Мовэ, на самом деле, обыкновенный мошенник, но, как и Остап Бендер, персонаж книг Ильфа и Петрова, пленяет своим обаянием! Герой Певцова хочет отнять у девочки Саньки волшебное колесико, с помощью которого можно перемещаться во времени.

Дмитрий Певцов, сыгравший в фильме роль Мовэ, остался доволен своим персонажем:
Прекраснейшая команда Адабашьяна и Чернаковой. Я посмотрел их фильм “Собачий рай” и просто влюбился в него! Мне было всё равно, что дадут: я был готов сыграть ворону. А дали такую ролищу! Потом она ещё выросла, когда мы стали репетировать: из меня попёрло!»

Сюжет программы «Индустрия кино»

Вслед за рыжеволосой школьницей Мовэ путешествует в разные эпохи — в 19-м веке становится дворянином, который занимается воздухоплаванием, в 18-м — купцом, покупающим драгоценные камни и меха в заснеженной Сибири, а в 16-м — участником военных игр потешного полка Петра Великого. Об этих и других приключениях Саньки и идущего за ней по пятам человека-хамелеона Мовэ рассказывает папе маленькая Маруська. Она придумывает небывалую историю, как отважная Санька — её мама в детстве — отправляется в прошлое, чтобы выручить друга-одноклассника, будущего своего папу, из беды. Доброй сказкой девочка хочет помирить родителей, которые поссорились накануне.

Исполнитель роли папы Леонид Бичевин верит, что в каждом взрослом живёт ребёнок:
Взрослые — тоже дети. Если каждый взрослый заглянет вглубь себя, он найдёт в себе ребёнка и, таким образом, найдёт путь к счастью. Фильм как раз об этом!»

Трейлер фильма «Жили-были мы»

Сказочность на экране создают авторские визуальные решения — за расписанные вручную декорации фильм был номинирован на премию Национальной киноакадемии России «Золотой орёл» в категории «Лучшая работа художника-постановщика».

Зрители, посмотревшие картину «Жили-были мы», остались от сказки в восторге.
Семён Фиш:
Было очень классно! Девочка играла очень хорошо! Я даже не понимаю, как она смогла так сыграть! Девочка моего возраста и играет настолько хорошо!»

Диана Айнулова:
Мне очень понравилось! Очень яркое, красочное! И для детей, и для взрослых — отличный выбор!»

Алёна Скрыпник:
Потрясающий сюжет! Интересно для ребёнка и, тем самым, интересно для мамы. Окунаешься в свой детский мир! Главное — эта идея целостности семьи, как это важно для детей и взрослых»

Семейная сказка «Жили-были мы» в прокате с 27 апреля.