Исследование ВЦИОМа совместно с Фондом кино – первая за всю историю попытка составить портрет российского зрителя, посещающего кинотеатр. В опросе приняли участие более семи тысяч человек – жителей десяти городов-миллионников. Респондентам задавали вопросы в течение пятнадцати минут на выходе из кинозала, сразу после просмотра. Специалисты ВЦИОМа брали интервью в декабре прошлого и январе этого года.

Исполнительный директор Фонда кино – Антон Малышев – рассказал «Индустрии кино», как проходило исследование:
То исследование, о котором мы сейчас говорим, проходило в четыре волны. Мы охватили предпраздничный период, период так называемой “новогодней битвы” и постпраздничный период. Мы проследили за изменениями предпочтений зрителя. Это очень важно!»

Сюжет программы «Индустрия кино»

Большинство посетителей кинотеатров – зрители в возрасте от 25 до 34 лет. Вопреки ожиданиям, молодёжи от 18 до 24 меньше, хотя в кино она ходит чаще других, хотя бы один раз в месяц. Подростков 14-17 лет в кинотеатрах всего 15%, столько же зрителей от 35 до 44. Кинотеатральная аудитория повзрослела – это подтверждают кассовые сборы.

Выпускающий редактор киносайта «Фильм Про» – Илья Радаев – считает, что происходящее уже стало закономерностью:
Если в 2015-м в топе фильмов российского проката не было ни одного с рейтингом “18+”, максимум – “13+”, то уже самым кассовым фильмом 2016-го в России стал “Дэдпул”, у которого рейтинг “18+”. Сборы фильма составили 2 миллиарда рублей! За три месяца 2017-го тенденция снова проявила себя. “Логан” с рейтингом “18+” собрал около миллиарда рублей и попал в число самых кассовых фильмов в этом году. Это то, что ещё пару лет назад даже в Голливуде считалось бы невозможным».

Трейлер фильма «Дэдпул»

Отечественная киноиндустрия интуитивно почувствовала «взросление» зрителя примерно пять лет назад. В 2013-м компания «Арт Пикчерс» выпустила «Сталинград», ориентированный на «взрослого», рефлексирующего зрителя. Военная драма Фёдора Бондарчука имела оглушительный успех! Она заработала в прокате почти миллиард семьсот миллионов рублей – ещё ни одна российская картина не собрала больше.

Трейлер фильма «Сталинград»

Работа российских кинопроизводителей над взрослой линейкой фильмов вознаграждается. Больше половины зрителей, опрошенных в рамках исследования ВЦИОМа и Фонда кино, отметили, что качество отечественного кино выросло за последние пару лет. Высокая доля среди российских хитов в этот период приходится на фильмы в жанре драмы.

Директор Института современных медиа (MOMRI) – Кирилл Танаев – рассказал нам о возможном пути развития общества:
С одной стороны, эта тенденция подталкивает индустрию к созданию более взрослого контента, работать на более денежную аудиторию, а с другой – это приводит к тому, что новое поколение, которое придёт на смену двадцатилетних, окажется вне внимания российского кино. Не создавая кино для подростков, не приучая их к тому, что российское кино тоже хорошее, мы подталкиваем их к тому, чтобы их интерес к нашему кино через пять лет был ниже».

Трейлер фильма «Логан»

Битву за подростков наша киноиндустрия пока проигрывает Голливуду. Но лидеры отрасли уже поняли необходимость налаживания диалога с аудиторией «12+». Предпринимаются попытки освоить тренд на кинокомиксы: на экраны в этом году вышел 25-минутный «Майор Гром», продюсеры планируют начать съёмки полного метра этим летом, и «Защитники» Сарика Андреасяна. Ещё один молодёжный жанр — хорроры, — также активно осваивается российским кинопромом, после успеха «Пиковой дамы» и «Невесты» Святослава Подгаевского. За большой молодёжный экшн уже взялись «Арт Пикчерс» и «Водород» – грядёт второе «Притяжение».

Короткометражный фильм «Майор Гром»

Фонд кино планирует проводить такие исследования раз в год, чтобы отслеживать динамику зрительских предпочтений.