Всё было так. 1 июля 2002-го года самолёт Ту-154М, летевший из Москвы в Барселону, столкнулся в воздухе с другим самолётом, грузовым Boeing 757-200PF, летевшим из Бергамо в Брюссель). Не выжил никто. На «Боинге» были два пилота. На Ту-154М летели 60 пассажиров, из которых большинство были дети – они поехали в Испанию отдыхать. Столкновение произошло рядом с Боденским озером.

Причин катастрофы было несколько: неправильная работа оборудования, неправильная оценка авиадиспетчером ситуации, обрывы связи с диспетчером – целый ряд обстоятельств, которые в итоге привели к гибели людей. Родственникам погибших выплатили компенсацию, и о катастрофе стали забывать. Но через полтора года о ней вспомнили вновь. Авиадиспетчер Петер Нильсен был убит на пороге своего дома прямо на глазах у жены и детей, его несколько раз ударили ножом. Убийцей оказался российский гражданин, осетинский архитектор Виталий Калоев. В 2002-м году он уже долго работал в Испании и ждал в гости жену с двумя детьми. Они успели сесть на Ту-154М в последний момент, там случайно оказались свободные места.

Фильм «Боденский капкан. Смерть над озером»

Когда Калоев узнал о катастрофе, он немедленно поехал на место, куда упали обломки. Его допустили к поисковым работам, и ему удалось найти сначала бусы своей дочери, а потом и её тело. Как он рассказал следствию, он пришёл к Нильсену только с одной целью: показать фотографию погибших и попросить диспетчера извиниться за свою ошибку. Нильсен в гневе выбил фото из рук Калоева, и что было дальше, Калоев уже не помнит.
Через два года тюрьмы (приговор был на восемь лет) Виталий Калоев был отпущен на свободу досрочно. Он вернулся в Россию, где был назначен заместителем министра архитектуры и строительной политики Северной Осетии, проработал до 2016-го года и вышел на пенсию. Награждён медалью «Во славу Осетии».

Телепрограмма «Прямой эфир» о Виталии Калоеве

Фильм «Последствия» взял события 2002-2004-х гг. за основу, но многое, конечно, было изменено. Так, место катастрофы, равно как и всё действие фильма, было перенесено в США. Виталий Калоев «превратился» в Романа Мельника (Арнольд Шварценеггер), который живёт и работает в Америке. Жена к нему летит с дочерью, правда, беременной, поэтому памятник на могиле будет тоже трём погибшим. И бусы своей дочери Мельник находит, и саму дочь. И так же не находит себе места в поисках виновника катастрофы, поражаясь тому, как представители компании предлагают ему отступные вместо того, чтобы просто искренне выразить соболезнования и попросить прощения. И к диспетчеру он отправляется с ножом, хотя диспетчер здесь не датчанин, а обычный американец Джейк Бонанос, и детей у него не трое, а один маленький сынишка. В тюрьме Мельник проводит значительно больше времени. Это не просто косметические изменения, а важные детали для развития сюжета, который задумали авторы. Сюжета, который в действительности был совсем другим именно потому, что переменные в этой формуле иные.

Трейлер фильма «Последствия»

Вообще, самое важное в этом фильме, фабула и финал которого заранее известны, - его тональность. Подобно лучшим классическим трагедиям, он решён как рассказ о роке, который ведёт двух людей друг к другу, хотя они сами об этом не знают. Арнольд Шварценеггер играет «простого парня», немногословного, рукастого, простодушного. Пожилого человека, который был счастлив, потому что должен был стать дедушкой, и вдруг остался совсем один, без близких, без цели. Осиротел. И в нём стал медленно закипать гнев.

Но едва ли не более важна фигура Джейка Бонаноса, диспетчера, которого в этой картине играет драматический актёр Скут МакНэйри. Его Джейк – это жертва. Ему твердят, что он не виноват в случившемся, но во всех обращённых на него глазах он читает обвинение. Он и сам уверен, что из-за него погибло столько людей, поэтому надпись «убийца», которую на фасаде его дома намалевал кто-то из соседей, он не смывает. МакНэйри ведёт своего героя через все стадии отчаяния вплоть до попытки самоубийства, но мы знаем, что ему суждено погибнуть иным путём. Не тогда, когда он готов к смерти, а тогда, когда у него вдруг появится надежда, что он ещё может жить. Когда он выкарабкается из бездны уныния и начнёт новую жизнь, его настигнет рок в лице Мельника, но это, как ни странно, будет ещё не конец истории.

Англоязычный трейлер фильма «Последствия»

Трагедия над Боденским озером значительно раньше вдохновила крупнейшего российского сценариста Александра Миндадзе на создание собственного сюжета, который он сам решил ставить в качестве режиссёрского дебюта. Фильм «Отрыв» вышел в 2007-м году, и это был подлинный психологический (даже в какой-то степени психоделический) триллер, но знакомые детали здесь угадывались сразу. Разумеется, Миндадзе рассказывал не о Калоеве, а о чём-то глубинном, важном, что сидит внутри каждого из нас, поэтому, может быть, фильм и воспринимается не столько рассудком, сколько подсознанием. У многих героев нет имён, их просто несёт вихрь истории, бросая из стороны в сторону, а они мчатся, не задавая вопросов и не выбирая конкретной цели. Нужно что-то делать – они делают: едут несколько человек в одной машине, и у каждого из них в разбившемся самолёте кто-то был, каждый здесь находится в непрекращающемся состоянии аффекта, и возможно всё что угодно.


Диспетчера здесь задушат, а не зарежут, и никому за это ничего не будет. Даже личность убийцы окажется под вопросом – не всё ли равно, кто смог добраться до человека, который не виноват, потому что напарник пошёл спать, а аппаратура не сработала. Никакого Боденского озера здесь нет, это всё южная российская глубинка, и самолёт летел в более прозаичный Египет, герои все русские, но ужас происходящего, его неуправляемость, его естественность и противоестественность в одно и то же время Миндадзе передал скрупулёзно и глубоко.

Сейчас ведётся работа над новой картиной о Виталии Калоеве и авиакатастрофе, причём на этот раз, по всей видимости, имена героев будут соответствовать подлинным участникам событий: второе название фильма Сарика Андреасяна «Непрощённый» - «Калоев». Виталий Калоев прочёл и одобрил сценарий, написанный Андреасяном, на его роль в картине утверждён Дмитрий Нагиев. Актёр специально отпустит бороду и похудеет для создания образа. Также в фильме, как говорят авторы, будут играть Мария Миронова, Сергей Газаров и Артём Быстров. В сценарии картины особое внимание уделено изображению семейной жизни Калоева до трагедии, и эти образы делают понятными его состояние как сразу после катастрофы, так и в момент встречи с диспетчером. События показаны с точки зрения Калоева, и если он чего-то не видит, этого не видим и мы.

Точная дата выхода фильма пока не обозначена, он получил государственную поддержку на производство, и прокат планировался на осень 2017-го года.