Дэвид Боуи


Это один из первых тяжёлых ударов, которые нанёс нам 2016-й год. Боуи умер, едва успев выпустить альбом Blackstar, который многие восприняли как прощание с нашим миром. Среди личностей ХХ века Боуи - одна из самых значительных. Это человек, на которого повлияло всё, что только происходило вокруг него, - и который повлиял на всех, кто хотя бы краем глаза увидел его на сцене или краем уха услышал удивительную музыку. Боуи превратил себя в персонаж, оставаясь при этом индивидуальностью. Надел маску, оставив себе лишь неповторимый блеск глаз. В кино он не только писал музыку, но и играл сам, причём все фильмы с его участием сразу становились культовыми – от рокьюментари про Зигги Стардаста до кукольного «Лабиринта». Без Боуи мир стал совсем серым.

Трейлер фильма «Лабиринт»

Леонард Коэн


В этой симметрии есть нечто зловещее, но начавшись со смерти Боуи год как будто намеренно шёл к смерти Коэна, великого романтика, выдающегося поэта, чья эстетика полвека держала мир в напряжённом ожидании каждого его нового слова. Кажется, что его песни звучат даже в тех фильмах, в которых вообще нет музыки, потому что они превратились в энергию, проходящую напрямую в душу, минуя все физические носители. И всё же от олтмановского «Маккейба и миссис Миллер» до «Прирождённых убийц» и даже недавней сказки «Питт и его дракон» голос Коэна могут услышать даже непосвящённые. «Я готов, Господи!», - спел он на последней пластинке. И ушёл.

Леонард Коэн (Photo by Michael Loccisano/Getty Images)


Принс


Ещё одна грандиозная потеря, связанная с музыкой. Принс был не только поп-звездой, но и успешным композитором в кино. Символы его признания в этой области – «Оскар» и «Золотой глобус», не считая, разумеется, семи премий «Грэмми». Гитарист-виртуоз, один из самых востребованных артистов второй половины ХХ века, Принс казался вечно юным и бодрым. Его уход тоже относится к трагическим неожиданностям.

Принс (Photo by Kevin Winter/Getty Images)


Аббас Киаростами


Потери кинематографа в 2016-м году тоже невозможно подсчитать. Киаростами был для многих главным символом иранской «новой волны» и вообще восточного кино. Любимец фестивальной публики, патриарх кинематографа, человек, чьи фильмы невозможно не полюбить сразу и навсегда. Он навсегда останется певцом лиричной грусти, любви выше слов, прекрасного и необъяснимого одиночества среди людей.

Аббас Киаростами (Photo by Michael Buckner/Getty Images)


Анджей Вайда


Ещё один классик высшего дивизиона кинематографа. Его творчество – это вечная борьба. При этом все, кто пытался задавить фильмы Вайды, в итоге склонялся перед его честностью, гражданским мужеством и проницательностью художника. Вайда был слишком свободен для страны, для эпохи, да и для всего человечества. Но он победил всех и оставил нам богатое наследство в виде целого ряда шедевров и просто очень хороших фильмов.

Анджей Вайда (Photo by Gareth Cattermole/Getty Images)


Жак Риветт


Один из самых бескомпромиссных режиссёров французской «новой волны». Пока его собратья по цеху постепенно коммерциализировались или замыкались в себе, Риветт продолжал экспериментировать с киноязыком, собрав вокруг себя преданную команду единомышленников. Его фильмы регулярно попадали в конкурсы лучших фестивалей, но всегда оказывались слишком радикальными для главных призов. Риветта этот факт нисколько не смущал. Он просто спокойно продолжал работать.

Жак Риветт (photo by Gabe Palacio/ImageDirect)


Этторе Скола


Один из последних классиков великого итальянского кино. Человек, чьи фильмы успешно конкурировали с феллиниевскими и антониониевскими, получая престижные призы и становясь событиями у поклонников кино. Этторе Скола – режиссёр очень зрительский, он много сделал для развития жанрового кино, не отступаясь ни перед приключенческими фильмами, ни перед романтическими комедиями.

Этторе Скола (Photo by Vittorio Zunino Celotto/Getty Images)


Ян Немец


Он был одним из самых ярких (и мрачных) представителей чешской «новой волны», и правительство Чехословакии сделало всё, чтобы превратить жизнь этого режиссёра в кошмар. Ему запрещали снимать кино, он вынужден был покинуть родину, скитался по разным странам, подрабатывая на самых диких работах, чтобы свести концы с концами. Вряд ли все награды за выслугу лет, которые он получил в старости, способны это компенсировать. И можно только предполагать, пересматривая его старые картины, что бы мог создать этот сюрреалист, если бы ему не мешали.

Ян Немец (Eric Koch / Anefo; - Nationaal Archief)


Майкл Чимино


Ещё одна загубленная кинобиография. Автор одного из самых известных антивоенных фильмов «Охотник на оленей» («Оскар» в номинациях «Лучший фильм» и «Лучший режиссёр») тяжело пережил провал следующей картины, «Врата рая». Будучи перфекционистом и провокатором, Чимино не нашёл достойной поддержки в Голливуде. За всю оставшуюся жизнь он снял лишь четыре полных метра, последний из которых датируется 1996-м годом.

Майкл Чимино (Photo by Vittorio Zunino Celotto/Getty Images)


Артур Хиллер


В истории кино он остался как автор одного из главных романтических фильмов всех времён, «История любви». Потом Хиллер, в основном, снимал авантюрные комедии – в советских видеосалонах они пользовались огромной популярностью. Параллельно Хиллер многие годы возглавлял Академию кинематографических искусств и наук – ту самую, которая вручает «Оскар». Сам Хиллер, кстати, ни за один фильм статуэтки не удостоился.

Артур Хиллер (Photo by Alberto E. Rodriguez/Getty Images for DGA)


Евгений Юфит


Живая легенда, один из столпов «параллельного кино», которое в 80-е годы стало основой советского киноавангарда. Придумал жанр «некрореализма», в котором неистово стал производить картины на плёнке немыслимого качества и с сюжетами, которые сегодня могут показаться пародиями на зомби-фильмы Джорджа Ромеро. Юфит всегда собирал вокруг себя огромное количество адептов, некоторые из которых сами потом стали работать в некрореалистическом ключе. Юфита любили и знали все, кроме широкой публики. Похоже, его это вполне устраивало.

Евгений Юфит (Московский музей современного искусства / theoryandpractice.ru)


Альберт Филозов


У Филозова тоже всегда было куда меньше славы, чем он заслуживал. Каждый советский кинозритель не раз видел его на экране, но вряд ли Филозова узнавали хотя бы в лицо, не говоря уже о толпах поклонниц на улице. Филозов был слишком интеллигентен для нашего кино, поэтому ему предпочитали давать роли второго плана. Зато фильмы с его участием, что подозрительно, часто становились народными хитами. А Филозов продолжал держать дистанцию.

Альберт Филозов (Павлишак Алексей /ТАСС)


Алексей Жарков


Зато Алексея Жаркова знали все. Его фильмография – это многие десятки теле- и кинофильмов, а его герои – целая галерея нервных и сильных людей с отрицательным обаянием. Жарков легко вписывался в костюмные исторические фильмы, оказывался своим в любом криминальном сюжете, его снимали в коммерческих хитах и артхаусе. Заслуженным артистом РСФСР он стал ещё в молодости, а народным артистом РФ – когда эту страну только начали так называть.

Алексей Жарков в фильме «Палата №6»


Антон Ельчин


Совсем юный артист, нелепая смерть, роковая случайность. Антон Ельчин был одним из самых перспективных актёров своего поколения. Роли в блокбастерах он сочетал с авторским кино, где ему давали иногда довольно рискованные образы – и Ельчин справлялся. К своим 27 годам Ельчин снялся в большем количестве картин, чем иные за всю жизнь. У него были миллионы поклонниц, впереди была долгая карьера суперзвезды. До сих пор не верится, что всё это оборвалось навсегда.

Антон Ельчин в фильме «Звёздный путь»


Джин Уайлдер


Уайлдеру можно было ничего не делать – и люди всё равно начинали хохотать. Это был прирождённый комик, которого снимали самые выдающиеся комедиографы его времени. Между тем он был попросту великим актёром и умел в любой комизм добавить, например, нотку ужаса. Чего стоит только одна его небольшая роль в зловещем триллере «Бонни и Клайд» - её уж точно забыть невозможно.

Джин Уайлдер в фильме «Бонни и Клайд»


Алан Рикман


Талант Рикмана и его невероятную харизму отмечают все, кто его знал. Но для миллионов зрителей он стал единственным и неповторимым воплощением самого противоречивого персонажа киносерии о Гарри Поттере. Его Снэйп, несмотря на всю свою мрачность, сразу привлекает к себе внимание, и не будет сильным преувеличением сказать, что именно он является центральной фигурой ранних фильмов о приключениях юного волшебника. Это было полное перевоплощение, какое редко встретишь в массовом кино. Абсолютный талант.

Алан Рикман в фильме «Гарри Поттер и Философский камень»