Хватай деньги и беги


Первый самостоятельный фильм Вуди Аллена уже содержит в себе всё то, за что мы любим его картины. Болтливый неудачник Вуди (героя зовут Вёрджил, но это дела не меняет) постоянно попадает впросак. Криминальный сюжет о подготовке преступления превращается на наших глазах в постмодернистский фарс, стилизованный под телевизионное расследование. Например, некто берёт интервью у родителей главного героя, а они сидят перед камерой в очках с накладными очками и бровями. Мама умиляется: «Ой, он был такой хороший мальчик…» - «Да ладно тебе! – прерывает её папаша. – Если бы он был хорошим мальчиком, нам не понадобился бы этот идиотский маскарад! Он мразь! Он гангстер! Он атеист!»

Кадр из фильма «Хватай деньги и беги»


Бананы


Пожалуй, самый смешной фильм Вуди Аллена. Очкарика Вуди бросила очередная подружка, и теперь он оказался в Латинской Америке, где среди повстанцев у него начался роман с симпатичной революционершей. Главное в комедии – уморительно смешные препирательства Вуди с женщинами. При этом поразительно напоминающие те, что были хоть раз у каждого. «Я должна тебе кое-что сказать, но я даже не знаю, с чего начать. О, Филдинг!» - «А что? В чём дело? Я - что?... Неужели?! Ты видела мой рентгеновский снимок?!»

Трейлер фильма «Бананы»

Все, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить


Настолько озорной комедии в творчестве Вуди Аллена ещё не было. Огромная женская грудь гоняется за героем по полю, доктор влюбляется в овцу, а Вуди играет сразу несколько ролей, среди которых, между прочим, взволнованный сперматозоид. Шутки были на грани фола, но публика безоговорочно приняла фильм, а в СССР на видеокассетах его засматривали до такой степени, что изображения уже не было видно, оставался только голос переводчика, монотонно провозглашавшего от лица сперматозоида: «Я не дам себя выстрелить из этой штуки! Вдруг этот парень мастурбирует! Тогда я закончу свои дни где-нибудь на потолке».

Трейлер фильма «Всё, что вы хотели знать о сексе, но боялись спросить»

Любовь и смерть


Не больше и не меньше – экранизация «Войны и мира». Очень свободная, похожая на видение в наркотическом сне после чтения Толстого. Вопреки всеобщему патриотическому порыву во время войны с Наполеоном щуплый интеллигент-пацифист пытается доказать всем, что не стоит идти умирать. Ему лично гораздо важнее соблазнить свою кузину, но его всё равно забирают на фронт. Командир: «Раз, два! Раз, два! Раз, два!» Вуди (Борис): «Вообще-то, бывают и другие числа, если вы не в курсе».

Трейлер фильма «Любовь и смерть»

Энни Холл


Большинство критиков признаёт этот фильм самым выдающимся шедевром Вуди Аллена, а четыре «Оскара» намекают на то, что это мнение не лишено смысла. Может быть, всё дело в том, что протагонист Элви здесь наиболее похож на реального Вуди Аллена, каким его все привыкли представлять. Невротичный нью-йоркский актёр влюбился в красотку, и опять всё не клеится, опять бесконечные разговоры. И всё же это роман, перед нами не эксцентрическая, а романтическая комедия. «Давай поцелуемся?» - «Что?!» - «Почему нет? Мы же всё равно потом пойдём домой, правильно? Там мы всё время будем нервничать, потому что мы раньше не целовались, и ты никогда не знаешь, как сделать это и ничего не испортить. Так что давай просто поцелуемся сейчас и покончим с этим, а после пойдём есть. Так еда будет лучше перевариваться».

Трейлер фильма «Энни Холл»

Манхэттен


Но самый романтичный фильм Вуди Аллена – это, конечно, «Манхэттен». Отсюда знаменитый и миллионы раз процитированный кадр пары на скамейке перед мостом. Здесь есть не только невероятно красивые любовные переживания и фирменные шутки, но и по-настоящему трагические нотки. Объяснение главного героя с девушкой, от которой он уходит к другой женщине, - это сцена бергмановского напряжения и масштаба. Но с юмором здесь всё равно всё в порядке. «У меня был импульс швырнуть тебя на лунную поверхность и совершить межпланетное извращение», - замечает герой Аллена.

Трейлер фильма «Манхэттен»

Звёздные воспоминания (Воспоминания о звёздной пыли)


Пародии Вуди Аллена здесь подошли к черте, за которую, кажется, дальше было двигаться невозможно. Этот фильм – вариация на тему феллиниевского «8 1/2», и, разумеется, в главной роли опять Вуди Аллен, а его герой – известный режиссёр, который мечется в бреду созданных им же образов и судорожно пытается вернуться к съёмкам фильма. До сих пор принято считать, что это самый личный фильм Вуди Аллена, хотя сам Аллен полностью отрицает такое толкование. Он объясняет, что всё в этом фильме, как и во всех остальных, было лишь плодом его фантазии, а сам он человек другого склада и с другой судьбой. Хотя сам его герой, может, поспорил бы с этим: «Это для вас я атеист, - говорил он. – А для Бога я лояльный оппозиционер».

Трейлер фильма «Звёздные воспоминания»

Зелиг


Эстетика мокьюментари всегда была близки Вуди Аллену, и в фильме «Зелиг» не случайно развивает телевизионный стиль своей первой картины. Только делает он это уже не в виде формального эксперимента, а с более глубокой целью. Его герой бесконечно мимикрирует и никак не может разобраться в том, кто же он есть на самом деле. Хроника с вмонтированным туда Зелигом превращается в рефлексию о массовом сознании и о маленьком человеке. «Мне было 12 лет, - рассказывает Зелиг. – Прибегаю я в синагогу и спрашиваю у рабби о смысле жизни. Он объясняет мне смысл жизни, но делает это на иврите, а я не знаю иврита. А он после этого требует с меня шестьсот долларов за урок».

Трейлер фильма «Зелиг»

Все говорят, что я люблю тебя


Поработав практически во всех жанрах, Вуди Аллен вдруг понял, что никогда не снимал мюзиклов. Оказалось, что его «фирменная» эстетика легко впускает в себя и песни, и танцы. Только нужно, чтобы время от времени в кадре появлялся рецидивист и обещал экзальтированным барышням, что он их немедленно изнасилует. Так сразу восстанавливался баланс между лирическим и смешным, который так тонко умеет чувствовать Вуди Аллен. А его герой по-прежнему сыплет парадоксами: «Я покончу собой. Полечу в Париж и брошусь с Эйфелевой башни. И умру. Если полечу на «Конкорде», умру на три часа раньше, это ещё лучше. Хотя постойте-ка… Из-за смены часовых поясов в Нью-Йорке я буду жив шесть часов, но мёртв три часа в Париже. Значит, я мог бы тут сделать пару дел, пока я там мёртвый».

Трейлер фильма «Все говорят, что я люблю тебя»

Сладкий и гадкий


Это не первый раз, когда Вуди Аллен пригласил на роль главного героя не себя, а другого актёра, да ещё и звезду. Но и сама тональность фильма очень отличается от той, к которой мы привыкли. Это байопик, как принято говорить в Голливуде. Рассказ о гитаристе, который создавать совершенную музыку – и больше не умел ничего. Но он всегда был вторым гитаристом в мире. Виртуоза №1 наш герой никогда не мог дослушать до конца, потому что сразу падал в обморок от восторга. За эту роль Шон Пенн получил «Оскар». Особенно ему удались реплики вроде: «У тебя замечательное тело, правда. Мне нравится всё круглое. И заметь, я не говорю «жирное». У тебя просто есть вес».

Трейлер фильма «Сладкий и гадкий»

Матч Поинт


Фильм, которого от Вуди Аллена никто не ожидал. Жёсткий триллер с отсылками к любимому Алленом Достоевскому: его герои частенько упоминают его книги. Здесь мы видим преступление без наказания, преступника без угрызений совести. Это и полемика с великим писателем, и одновременно признание его правоты. После некоторого застоя художник Вуди Аллен как будто родился заново. Но разве он мог себе отказать в удовольствии вновь поиграть словами? «Вот это – твоя будущая софа. Она раскладывается в кровать. Это очень удобно: ты можешь смотреть телек допоздна, а потом тебе не надо тащиться в спальню. Просто раскладываешь софу – и ты уже в постели».

Трейлер фильма «Матч Поинт»

Полночь в Париже


Исключительность этого фильма в том, что он, не являясь, строго говоря, выдающейся работой, вдруг стал самым кассовым за всю биографию Вуди Аллена. То ли Париж на всех подействовал, то ли романтический сюжет, то ли «встречи» с парижской богемой начала прошлого столетия. Но факт остаётся фактом, на эту картину пошли даже те, кто обычно не ходил на Вуди Аллена, и в режиссёра №1 для прокатчиков авторского кино он превратился именно в тот момент, на закате своей карьеры. Зато где ещё он мог заставить самого Эрнеста Хэмингуэя выпалить: «Если ты писатель, то провозглашай себя самым лучшим писателем на свете! Но ты не будешь лучшим, пока тут сижу я. Хотя ты можешь взять боксёрские перчатки и доказать обратное».

Трейлер фильма «Полночь в Париже»

Жасмин


Лучший фильм позднего Вуди Аллена, не в последнюю очередь, благодаря сотрудничеству с Кейт Бланшетт , которая здесь сыграла главную роль. Следует сказать, что хотя сниматься у Вуди Аллена большая честь и любая суперзвезда делает это с удовольствием и практически бесплатно, его фильмы обычно очень мало зависят от актёров. Написан безупречный сценарий, выстроены безупречные декорации, работает безупречная команда. Кажется, любого актёра, даже Шона Пенна из «Сладкого и гадкого», можно было бы спокойно заменить на любого другого. Но только не Бланшетт. «Жасмин» - это продукт сотворчества, где встретились великий режиссёр и великая актриса и произвели на свет что-то очень важное, очень точное, что останется навсегда. Ну, и цитата напоследок. «Волнения, кошмары, нервный срыв – человек способен выдерживать всё это на удивление долго, пока он всё же не выйдет на улицу и не начнёт орать».

Трейлер фильма «Жасмин»

О других фильмах Вуди Аллена можно прочесть здесь.