Сергей Сычёв
Ваша компания раньше охотно прокатывала картины, которые были в конкурсах больших международных фестивалей. А сейчас у вас в планах на ближайшие месяцы только «Ла-Ла Ленд». Почему?
Армен Дишдишян
Во время, когда ЦПШ работал с этими фильмами, это была компания одного человека (Рубена Дишдишяна – прим. ред.), который мог себе позволить купить картину не для прибыли, а для имиджа и собственного удовольствия. Это был если и бизнес, то маленький. Теперь мы – часть «ПрофМедиа» и «Газпрома», так что приходится больше думать о финансовом результате. К тому же, когда у тебя команда, которая работает с «Трансформерами» и «Терминатором», и когда у тебя таких крупных релизов ежегодно более 30, как было у нас в 2015 году, нагружать сотрудников ещё и фильмами, которые не будут иметь весомого финансового выхлопа, бессмысленно, потому что работы с ними так же много. Мы практически отказались от чисто «артовых» фильмов, хотя по-прежнему приветствуем режиссёрские картины в своём пакете. Но теперь это, в основном, арт-мейнстрим, и фокусируемся мы только на нескольких именах-брендах: Вуди Аллен, Ларс фон Триер, Джим Джармуш, Терренс Малик, Мартин Скорсезе, Педро Альмодовар и Эмир Кустурица. За фильмы этих режиссёров дистрибьюторы всегда сражались, потому что на них можно заработать. И всё равно для каждого такого решения составляется свой бизнес-план, чтобы понять, насколько оно оправдано. Если раньше мы и несколько других дистрибьюторов, а если точнее – «Парадиз» и «Вольга», готовы были поднимать и без того высокую цену, чтобы заполучить тот или иной арт-фильм, теперь мы уже куда более спокойны и не торопимся это делать: получается себе дороже.

Трейлер фильма «Иррациональный человек». Сборы в России - 69 млн рублей

Сергей Сычёв
Ваша компания никогда не покупала победителей Канн, Венеции или Берлина. Почему?
Армен Дишдишян
Значит, там не было режиссёров из нашего списка либо имелись другие причины. Но если фильм участвовал в таком фестивале и что-то получил, мы обязательно сообщаем об этом в трейлере и на постере.

Сергей Сычёв
У нас есть гипотеза, что режиссёры-авторы перестали быть брендами, а имена Кустурицы и Джармуша теперь не гарантируют сборы.
Армен Дишдишян
На самом деле, имена, которые вы сейчас назвали, вызывают интерес у любого дистрибьютора. Мы знаем, что Ларс фон Триер собирает мало, но также знаем, что мы и не тратим на него много. Это уже Ларс фон Триер, это уже бренд. Даже не надо рекламу давать, он «работает» сам. Хотя бы потому, что интернет мгновенно реагирует на эти фильмы. Есть Москва, Питер, Новосибирск – города, где у нас аудитория постоянная, она следит за этими режиссёрами и она всё равно придёт в кино. Эта аудитория не растёт, но и не уменьшается, мы на неё каждый раз рассчитываем.

Трейлер фильма «Меланхолия». Сборы в России - 35 млн рублей

Сергей Сычёв
Каким должен быть прогноз по сборам, чтобы вы взялись прокатывать картину?
Армен Дишдишян
Вообще – от 60 млн рублей. Если меньше, то мы уже задумываемся и сомневаемся.
Сергей Сычёв
За последние годы на рынке так и не появилось новых режиссёров, которые могли бы стать брендами? Кроме Уэса Андерсона?
Армен Дишдишян
Пожалуй, нет. Может быть, за исключением Дэмьена Шазелла, который заставил о себе говорить фильмом «Одержимость». Поэтому мы и будем работать с его новой картиной «Ла-Ла Ленд». Мне кажется, он очень перспективный автор, на него люди пойдут.

Трейлер фильма «Ла-Ла Ленд»

Сергей Сычёв
Почему же количество авторских картин на российском рынке не падает, если это перестало быть выгодно?
Армен Дишдишян
Потому что большое коммерческое кино стоит дорого и требует серьёзного уровня работы. А независимые компании в большинстве своём постоянно ощущают дефицит контента, который они могут себе позволить. Поэтому они делают ставку на небольшие, с точки зрения коммерции, релизы, но за счёт их количества они покрывают свои расходы на закупку фильмов и работу организации. Это, конечно, бизнес совсем другого уровня, чем наш, но это тоже бизнес, хорошо, что такие компании существуют и поставляют на рынок интересный контент. Конечно, всем хочется прокатывать арт-мейнстрим, потому что он более прибыльный, там сборы могут исчисляться в десятках миллионов рублей. Но его мало, и его авторов я практически всех выше перечислил.
Сергей Сычёв
Продюсер Сергей Сельянов говорит, что в нашей стране людей, способных смотреть в кино «не блокбастеры», – от 50 до 100 тысяч человек. А как по-вашему?
Армен Дишдишян
Фестивальное кино и арт-мейнстрим – кино для более взрослой, работающей аудитории, и я думаю, что она всё-таки перестала обсуждать только шмотки и машины. Необходимы темы для разговора, необходимо быть в тренде. Поэтому, если пиар-кампания удалась и вы смогли сделать must-see movie, эти зрители будут стремиться в кинотеатр, чтобы как минимум было что написать в Фейсбуке. Я думаю, сегодня их всё-таки больше 50 тысяч. К тому же, аудитория стареет - развитие нашей киноиндустрии началось примерно 13 лет назад, и тем людям, которые тогда ходили на условных «Трансформеров», сейчас 35-40 лет. Им уже не интересно смотреть эти «пустышки», их вкусы поменялись. И они готовы пойти в условный «Пионер». Во Франции пара 80-летних стариков, пришедших на сеанс в кино, – норма, потому что они к этому привыкли, они так проводят время. Так что если экономическая ситуация в нашей стране улучшится, думаю, через несколько лет у фестивального кино будет больше поклонников. Кроме того, сейчас заметно упали сборы независимого коммерческого кино, и те кинокомпании, которые на нём специализировались, переключились на авторское кино – оно дешёвое, а значит и прибыль будет.

Коммерческий директор «Централ Партнершип» Армен Дишдишян


Сергей Сычёв
Связано ли это с актёрами? Понятно, что на Вуди Аллена, к примеру, идут, в том числе, из-за звёзд, которые у него снимаются, без них он будет уже не так интересен.
Армен Дишдишян
Маркетинг любого фильма – это постер, и, соответственно, знаменитость, которая появляется на постере. Поэтому когда мы покупаем фильм, у нас есть обязательное условие, что на постере должен быть актёр, потому что за него мы тоже заплатили и сделали на него ставку.
Сергей Сычёв
При этом говорят, что институт звёзд в Голливуде рушится. В России фильм, снятый Анджелиной Джоли с Брэдом Питтом и ей самой в главной роли, хотя они оба были на постере, ничего не собрал.
Армен Дишдишян
В России есть свои нюансы. Важен не только актёр, но и жанр! Фильм, который сняла Анджелина Джоли, – драма. Кто пойдет на драму, которую можно посмотреть дома по телевизору? У нас звёздность как фактор успеха осталась, но она немного другая. Допустим, если это фэнтези типа «Варкрафта», она не так важна, люди идут смотреть историю со спецэффектами. А если у тебя экшн, но нет звезды-бренда, кто купит билет? Там продается только лицо актёра в принципе. У нас есть народный артист России Джейсон Стэйтем, на которого все идут толпами, но который совершенно не интересен, например, американскому зрителю. Словом, важны звёзды и важен жанр.
Сергей Сычёв
Поэтому если Скорсезе снимает документальный фильм, вы его всё равно не покупаете.
Армен Дишдишян
Есть другие компании, которые могут себе это позволить. Наши расчёты просто не позволяют нам иметь дело с таким контентом.

Трейлер фильма «Жизнь в материальном мире: Джордж Харрисон». В российский прокат не куплен

Сергей Сычёв
Есть ли такие режиссёры, которых вы с удовольствием смотрите, но знаете, что никогда не купите их фильмы для проката в России?
Армен Дишдишян
Режиссёров, наверное, нет. Есть прекрасные фильмы, где тема и жанр, наверное, не подходят для российского рынка. Допустим, про афроамериканцев или про «голубых». Даже если фильм прекрасный, я не могу его купить, потому что здесь не смогу его продать. Хотя был случай с фильмом «12 лет рабства», который мы не хотели брать, но на нас надавили: он был в «пакете» с другим фильмом. И картина сработала очень хорошо! Есть ещё фильмы про афроамериканский футбол – очень классные, но я знаю, что у нас их смотреть никто не станет.
Сергей Сычёв
Открываются новые площадки, где показывают авторское кино. Они как-то влияют на рост аудитории?
Армен Дишдишян
Я этого не замечаю. Не будем забывать, что многие площадки как раз закрылись, значит, возможно, аудитория просто переместилась из одних точек в другие. Её приблизительно можно подсчитать так. Последний фильм Вуди Аллена собрал больше 110 млн рублей. Это 360 тысяч зрителей. Вот столько этих людей приблизительно и живёт в России.

Трейлер фильма «12 лет рабства». Сборы в России - 52 млн рублей

Сергей Сычёв
Во что имеет смысл вкладываться при продвижении арт-фильмов, сравнивая его с продвижением блокбастеров?
Армен Дишдишян
Например, мы обязательно стараемся организовать нашим журналистам интервью с создателями этих фильмов на фестивалях. Малик, понятно, интервью не даёт, но с остальными обычно можно договориться. Желающих взять такое интервью много, поэтому мы каждый раз создаём определённый «пул».
Сергей Сычёв
Имеет ли смысл продвигать эти фильмы, прикрепляя их трейлеры к большим релизам?
Армен Дишдишян
То есть, рекламировать фон Триера перед «Трансформерами»? Вряд ли это стоит делать. Тем более, сейчас, когда система возрастных рейтингов делает теоретически невозможным такой эксперимент.