От задумки до реализации — в «Дуэлянте» всё подчинено исключительно замыслам Алексея Мизгирёва. Здесь он выступает в двух качествах: как режиссёр и как автор сценария. Такой подход характерен для авторского кинематографа, где ценится индивидуальное видение художника, и довольно редок для фильмов, рассчитанных на широкого зрителя. Идея картины пришла к нему совершенно неожиданно, когда он изучал дуэльный кодекс.

Алексей Мизгирёв рассказывает:
Там прозвучало слово «замена», и оно мне ужасно понравилось: возможность замены одного на другого в момент дуэли, то есть тот, кто не был оскорблён может встать и защитить того, кто был оскорблён. (склейка) И я подумал о том, что вот это в общем-то и сюжет. Вот человек встаёт на замены другим людям. Возможно, ему кто-то за это платит. А, возможно, у него есть какой-то личный интерес. И сразу начинается всё разворачиваться, зачем он это делает».

Режиссёр «Дуэлянта» Алексей Мизгирёв рассказывает о фильме

Мизгирёв (к слову, философ по первому образованию) пришёл в жанровое кино фестивальной тропой (более десяти лет он снимал бескомпромиссные фильмы о современной действительности). Эта приключенческая драма — его первая работа с большим бюджетом и исторической фактурой, которая впечатляет своей выразительностью и аутентичностью. Вместе с художником-постановщиком Андреем Понкратовым Мизгирёв создал уникальный мир Петербурга 1860-го года.

Режиссёр продолжает:
Всё произрастало из ощущений, в каждом конкретном эпизоде. Например, я не хотел, чтобы дуэли были на пленэре, я как-то с самого начала подумал, что у нас не будет дуэлей вроде Пушкин на Чёрной речке, что не будет травы, берега и чего-то ещё, где они будут стоять в белых рубашках, вытянув руки с этими длинными пистолетами, не будет «сходитесь» и всех этих штампов».

Дуэлянт. Ролик о съёмках №3: «Герои Дуэлянта: Яковлев»

В фокусе — игра с культурными кодами. Дуэль как ключ к пониманию нашего менталитета. Если на Западе это был поединок двух противников, то для русского человека — нечто большее: схватка с фатумом, вызов высшей силе, справедливости. По словам Мизгирёва, это ужасно плодотворная среда для какого-то художественного высказывания, потому что она про эмоции и она про предельные понятия, про жизнь и смерть. И это всё ещё имеет жанровую упаковку в виде стрельбы.

«Дуэлянт». Ролик о съёмках фильма

Стрелялись персонажи фильма на настоящих дуэльных парах XIX века. Чтобы отыскать подлинное оружие того времени, реквизиторы исколесили всю Европу. Это главный принцип работы Алексея Мизгирёва: каждый кадр должен вызывать у зрителя ощущение достоверности. Пётр Фёдоров все трюки исполнял сам: даже когда нырял в ледяную воду Баренцева моря. Настоящее путешествие внутрь себя совершил и Владимир Машков, который буквально сросся со своим героем — зловещим графом Беклемишевым.

Мизгирёв рассказал о перевоплощении Машкова:
Он специально отрастил эти баки, в какой-то момент гримёр сформировал их форму и она была такая историческая, потом съёмки отложились, он жил полгода с этой внешностью, потому что не хотел фальши, не хотел приклеенных этих волосков, которые, где-то бы и вылезли».

За фасадом красивой картинки и блестящей актёрской игры «Дуэлянта» — драма, которая вне времени: она о чести и достоинстве — понятиях, которые сегодня почти не в ходу. Мизгирёв исследует систему ценностей, которую исповедовали наши соотечественники полтора столетия назад, и делает вывод, что нам есть чему у них поучиться.

Трейлер фильма «Дуэлянт»