Ты решаешь, что смотреть

Журнал / Интервью

Вернер Херцог: «Современные люди утратили способность воспринимать большие тексты»

Интервью «Фильм Про»

Немецкий сценарист и кинорежиссёр Вернер Херцог посетил Санкт-Петербург, чтобы представить свою новую картину «О, Интернет! Грёзы цифрового мира» на кинофестивале «Послание к человеку».

Вернер Херцог: «Современные люди утратили способность воспринимать большие тексты»

Вернер Херцог: «Современные люди утратили способность воспринимать большие тексты»

Сергей Сычёв
Мне кажется, всю вашу жизнь можно описать как конфликт с технологиями. Вы не пользуетесь мобильным телефоном, не смотрите телевизор. Так почему вы решили снять фильм об Интернете?
Вернер Херцог
Потому что это не фильм о технологиях, это фильм о людях. Как человечество справляется с этим новым инструментом – с интернетом. Меня не интересуют технологии как таковые.
Сергей Сычёв
А как вообще был задуман этот проект?
Вернер Херцог
Расскажу предысторию. Не так давно я снимал короткометражку про то, как опасно писать смс за рулём. Статистика аварий и фатальных случаев просто зашкаливающая! И операторы мобильной связи попросили меня сделать такое социальное видео для Youtube. Ролик набрал миллионы просмотров, и после этого меня пригласили снять несколько пятиминутных короткометражек о разных гранях интернета. Через день или два после начала съёмок, я понял, что это неверный формат. Что это должен быть большой фильм и не о технологиях, а о человеческом аспекте этого феномена. Вот так и был придуман этот фильм.
Сергей Сычёв
Когда вы интервьюировали людей к вашему фильму, что вас больше всего удивило?
Вернер Херцог
На самом деле так уж сильно меня ничего не удивило, потому что это был тщательный отбор, кастинг - как в игровом кино. Только там режиссёры выбирают подходящих актёров, а я выбираю подходящие мне личности. Самые обаятельные ученые, хакеры, первооткрыватели и так далее. Так что в общих чертах я знал, чего ждать.

«О, интернет: грёзы цифрового мира»: трейлер

Сергей Сычёв
У вас есть излюбленный приём – в середине интервью задавать настолько неожиданный вопрос, что весь ход беседы переворачивается с ног на голову. Но мне показалось, что в этом фильме вы этим не воспользовались.
Вернер Херцог
На самом деле у меня нет приёмов, и я не беру интервью, нет. Видите ли, моё дело далеко от журналистики, у меня нет списка вопросов. Я просто прихожу на встречу с человеком и мы общаемся. Вот и всё. И я не знаю точно, что он мне скажет, я не всегда даже хорошо знаком с предметом разговора, просто я очень быстро реагирую. Я как-то делал фильм о людях в ожидании казни. И я общался со священником, который в прошлом сопровождал эту процедуру. Он говорил со мной как будто читает проповедь по телевизору, очень поверхностно, наносно, что-то о полях для гольфа, на которых он то и дело встречает лошадок и овечек, которые смотрят на него жалобным взглядом… Я остановил его и спросил: «А случалось ли вам встречать белку?» И тут он расколдовался! Он стал совершенно другим, глубоким, умным, настоящим. Но я не готовился специально, пять секунд назад до этого я даже не знал, что задам такой вопрос. Просто нужно почувствовать человека, почувствовать его сердце. Такое достигается только с опытом.
Сергей Сычёв
В новом фильме вы рассказываете об утечке фотографий мёртвой девочки в Сеть. Я думаю, сегодня весь мир говорит о защите личности в интернете. Как бы вы предложили сохранить конфиденциальность?
Вернер Херцог
Ну например, меня нет в Facebook, в Youtube, в Twitter, во всех этих социальных сетях. То есть вы можете меня там найти, но это всё фэйки, самозванцы. Я лично страничек не заводил. Думаю, чтобы сохранить личное пространство так и нужно поступать - никаких соц сетей. Я отказался даже от мобильного телефона, не чувствую в нём потребности.
Сергей Сычёв
А я еще слышал про робота, имитирующего вас, который советует людям читать книги, вместо всего остального. Вы про такого знаете?
Вернер Херцог
Нет, но я такое всегда говорю своим студентам. В России молодежь до сих пор читает, а вот в Западной Европе и США уже никто не читает книг - только твиттер и статусы в Фэйсбуке. Поэтому я без конца твержу своим студентам: “Читать-читать-читать и еще раз читать!” Здесь в России этого можно не говорить.

Открытие кинофестиваля «Послание человеку» в Санкт-Петербурге


Сергей Сычёв
А правда, что для того, чтобы поступить в вашу киношколу, надо сначала пройти три тысячи километров, и только потом…
Вернер Херцог
Я призываю людей преодолевать такие расстояния пешком, это правда, но если вы пройдёте три тысячи километров, и после этого зайдёте ко мне на экзамен, вряд ли у нас сложится дельный разговор о кинематографе. Чтобы поступить в мою школу надо прислать мне анкету и свой фильм - я набираю только тех молодых людей, которые уже хотя бы как-то сами снимали. И я лично отсматриваю каждую работу, а потом приглашаю на собеседование самых подходящих кандидатов. Я - единственный член своей отборочной комиссии.
Сергей Сычёв
А сколько километров вы сами проходили пешком?
Вернер Херцог
Я занимаюсь паломничеством, там не важны расстояния. Например, однажды я шел пешком от Мюнхена до Парижа. Это было в начале зимы, потому что умирал очень важный для меня человек. Я сказал: “Я не дам ей умереть! Я пойду пешком!” Еще я обходил по границе всю Германию - Швейцария, Австрия, Франция, Голландия, Бельгия, Дания... Я хотел соединить это всё для себя в единое целое. Но я никогда не интересовался, сколько это в километрах, это не важно.
Сергей Сычёв
В России сейчас кризис сценариев и сценаристов, каждая киношкола об этом говорит. Студенты не умеют даже не то, чтобы истории рассказывать, а просто описать, что они думают, что они видели. Я думаю, что это беда общая, не только российская. Как вы решаете эту проблему в вашей школе?
Вернер Херцог
Моя школа не может решить эту проблему, ни один университет мира не может решить её. Произошел серьёзный культурный сдвиг - поменялась сама культура чтения. Люди не могут воспринимать глубокие книжные тексты. И от этого поменялась культура самовыражения на бумаге. На некоторых факультетах студенты даже не способны рассказать о себе в пяти развернутых предложениях. Да, интернет много сделал для этого, но дело не только в нём. Этот процесс начался уже 30 или 40 лет назад.

Вернер Херцог на съёмках


Сергей Сычёв
В своём новом фильме вы показываете, что люди вообще не изменились, что несмотря на интернет, они такие же, как 50 лет назад. А теперь вы говорите, что изменились...
Вернер Херцог
Нет, человек всегда меняется. Но это не зависит от интернета или чего-то еще - это заложено в нашей природе. Просто раньше на такое массовое изменение в обществе требовалось столетие, теперь, благодаря интернету, хватило 15 лет.
Сергей Сычёв
Недавно проводили эксперимент - в США человек брал со стола невидимое яблоко, а в Англии находился робот, который брал настоящее яблоко, и человек в США чувствовал вес яблока, его форму, хотя и не видел его. Он ощущал это так, как будто действительно трогал яблоко. Ученые говорят, что это революция, что скоро можно будет путешествовать по всей планете с помощью роботов, и это реально изменит человечество. Что вы думаете об этом?
Вернер Херцог
Я бывал в Антарктиде, и видел, как человеку с воспаленным аппендиксом делал операцию доктор из Санкт-Петербурга, не выходя из своей операционной. То есть он делал эту операцию удалённо - через интернет с помощью робота. Пройдёт время и хирург из Санкт-Петербурга так же будет делать операцию астронавту, который находится на Луне. Но как это изменит человека? Это просто расширит возможности, выведет нас на новый уровень существования, но фундаментально в людях не изменится ничего.
О, интернет: грёзы цифрового мира
Вернер Херцог

Новинка

Эмоции от статьи

Смотри также

Все фильмы>
Rambler's Top100