При этом принципы и особенности этого сотрудничества до сих пор в полной мере не ясны. Чтобы разобраться в этом вопросе, на питерском «Кино Экспо» был проведён специальный круглый стол, где высказались те, кто прокатывает и показывает кино в Китае.

«Мы просто завидуем китайской индустрии, вот и всё, - провоцировал собравшихся Алексей Петрухин. - Но мы можем привлечь китайцев креативностью, а также своими методами работы, как ни странно. В частности, оптимизации и удешевлению производства за счёт привлечения российских специалистов. Китайская индустрия растёт очень быстро, и у неё возникают естественные трудности: не хватает квалифицированных сотрудников, цены на рынке труда из-за этого идут резко вверх. А экранов становится всё больше, они требуют большего внимания. Поэтому и возникает в нашем новом фильме история с путешествием в Китай».

История не просто возникает, она нужна, чтобы у фильма появился новый статус. Дело в том, что в Китае квота на иностранное кино - 80 фильмов в год. И очень неудобные условия для проката: дата выхода может произвольно сдвигаться или вообще отмениться и т.д. А в случае с копродукцией фильм получает статус национального и подпадает под протекционистскую политику китайского правительства. Поэтому стоило постараться, чтобы пройти множество проверок и комиссий и получить удостоверение национального фильма. Российский фильм не может выйти в Китае в феврале, мае, июле и октябре, потому что в эти месяцы китайские праздники, и вся страна ходит в кино. Даже «Звёздные войны» несколько раз отодвигали, потому что в это время хорошо шёл китайский блокбастер. А совместный фильм вполне может на это рассчитывать.

Тизер фильма «Путешествие в Китай. Тайна Железной маски»


Конечно, обратный процесс не происходит: китайцам мало интересен российский рынок, и свои фильмы они иногда хотят у нас выпустить только по политическим соображениям. В случае с анимацией дело обстоит несколько иначе. В анимации Россия больше представлена за рубежом, чем Китай. Поэтому мы не только прокатываем там «Снежную королеву», но и можем многому научить зарубежных коллег. Наши технологии пока превосходят китайские. Поэтому здесь процесс более интересный. Но пока всё упирается в то, что залы в Китае строятся десятками. Китайская технология CGS вытесняет с местного рынка (и с зарубежного понемногу тоже) IMAX, и любой российский продюсер мечтает стать частью этого процесса. А некоторые уже стали.

Трейлер фильма «Снежная королева 2: Перезаморозка»