«Фильм Про»
Владимир, у вас несколько десятков фильмов за плечами, вас, наверное, уже сложно чем-то удивить, но тем не менее “Дуэлянт” анонсируется как уникальный проект. Удивил ли он вас чем-то?

Владимир Машков
Да, удивил меня этот проект. Я познакомился с замечательным режиссером и сценаристом, Александром Юрьевичем Мизгирёвым. Мы были так шапочно знакомы, но когда пришел этот сценарий, для меня было много открытий. Как такой молодой человек может так глубоко размышлять? Ну потом оказалось, что это не удивительно, он по профессиональному образованию философ. Я очень люблю людей, которые глубоко мыслят и пытаются добраться до существа жизни человеческого духа.

«Фильм Про»
Продюсер Александр Роднянский произносил такую фразу, что этот фильм - “роман Дюма в декорациях Достоевского с персонажами Лермонтова”. Действительно ли есть что-то такое? У вас какие-то параллели с классической литературой и с известными персонажами рождались?

Владимир Машков
Сама история дуэли и параллельно с ними бретёрства в России была очень насыщенна личностями. Кто-то пользовался этим в защиту чести, а кто-то пользовался этим в защиту других интересов. Это было очень острое время, и всё оно суть из литературы. Мы перелопатили очень много свидетельств столкновений людей, который боролись за свою честь. И они были… Ну поверьте, если залезть в историю, там много очень интересного. Допустим, как можно было допустить убийство Александра Сергеевича Пушкина?! Как можно было позволить человеку выстрелить в Пушкина? И так иногда дуэли повышали статус человека...


Трейлер фильма «Дуэлянт»

«Фильм Про»
А расскажите про вашего героя. Я так понимаю, что хоть его называют злодеем, он неоднозначный персонаж. Не до конца отрицательный герой, не до конца положительный, но это, в общем-то всё, что мы о нем знаем.

Владимир Машков
Людей не бывает положительных или отрицательных. Вот здесь мне кажется попытка, поставив людей в крайние обстоятельства их жизни, посмотреть и изучить, что же происходит с человеком. Плюс мой персонаж - человек с очень непростым детством. И в этом основа его дальнейшего существования. Он понял, что мир несправедлив к нему. Знаете, по-моему Шопенгауэр сказал: “Главное заблуждение человечества в том, что оно думает, что рождено для счастья” Мой персонаж это понял. Он с детства понял, что не рожден для него. В общем, это история о чувствующих сложных людях.

«Фильм Про»
Можно ли сказать, что между Яковлевым и графом происходит в некотором роде тоже человеческая дуэль? И в чем это может выражаться?
Владимир Машков
Обязательно. Понимаете, если вы посмотрите эту историю, мы поймем, что дуэли идут у всех со всеми. Они заканчиваются какие-то кроваво, а какие-то заканчиваются возрождением. У них у каждого своя правда. За которую они бьются. И в этом большая трагедия, что они не могут переубедить друг друга.


«Дуэлянт». Ролик о съёмках фильма

«Фильм Про»
Вы сказали, что очень важна была точность в деталях на картине. И в том числе как я понимаю, вы стреляли из какого-то реального старинного оружия. Было ли это опасно, что при этом ощущалось? Вы, наверное, держали в руках оружие, которое участвовало в каких-то дуэлях действительно.
Владимир Машков
Вы знаете, предметы хранят в себе много энергии. И конечно, когда берешь в руки 200-летнее оружие, то понимаешь, что оно прошло и военные действия, и еще много всего. От него идет что-то такое… У артистов, конечно, тяжелая профессия, потому что на протяжении съемок этой картины я понял, что я каждый день только о смерти и думаю. Ну то есть задача была такая. И почти вся съемочная группа только о смерти и думала. То есть ты должен на протяжении всего съемочного дня думать об ужасах своей жизни. Только тогда ты можешь как-то за счет зеркальных нейронов или еще чего-то добиться от зрителя сопереживания. Другое дело, получилось это или нет - второй вопрос, но ты должен быть наполнен вот этими мыслями. Это и возбуждает, и успокаивает одновременно. Такой парадокс.

«Фильм Про»
Ну тогда это должна быть какая-то чудовищно-сложная работа.
Владимир Машков
Она была интересной. Но да, ведь в этом и есть интерес - залезть куда-то внутрь себя, куда-то глубоко-глубоко… В кино ты не можешь контролировать, как ты это сделал, я не знаю. Мы о чем-то договариваемся до съемок, о чем-то говорим, что-то пробуем, репетируем. И потом вот “Мотор! Начали!” Хлопает хлопушка, и вот с этим звуком удара хлопушки появляется другое время и другое пространство. И ты там существуешь, но иногда это бессознательно. Через сознательное к бессознательному. И вот это и самое интересное и непонятное в нашей профессии - как оно будет?


Кадр из фильма


«Фильм Про»
А правда, что Петербург в картине не совсем реальный? Это немножко фэнтези. То есть он вроде бы и середина 19 века, но в то же время такое мистическое место.
Владимир Машков
Да, это Петербург, наверное, такой, который мог бы быть. Мог бы быть. Это не фэнтези, он мог бы быть, но по каким-то причинам не достроили одно, не доделали другое, но он такой, как в картине, мог бы быть.

«Фильм Про»
Параллельная реальность какая-то.
Владимир Машков
Ну да, неверное.


Ролик о съёмках фильма «Дуэлянт»

«Фильм Про»
И если можно, раскройте секрет: известно, что на роль графа так же пробовался Венсан Кассель. Какая дуэль была между вами?
Владимир Машков
Вы рассказываете мне вещи, которые прошли мимо меня, я не принимаю участие в дуэлях, тем более такого толка. Такого у нас не бывает, у нас люди выполняют свою работу, а дальше дуэль идет между продюсерами и режиссерами. А мы должны максимально попытаться приблизиться к тому человеку, который написан. Или подселить его в себя. Подселить и сделать так, чтобы ему было комфортно там, и он мог управлять твоими руками и мыслями.


Первый тизер фильма «Дуэлянт»