Маргарита Паймакова
С чего началась работа над вашим фильмом?
Стиг Бьёркман
Это было удивительно. Примерно пять с половиной лет назад я был на Берлинском кинофестивале, где проходила большая экспозиция, посвящённая режиссёру Ингмару Бергману. Там я разговорился со шведской актрисой, Харриет Андерссон, которая снималась во многих его фильмах. В один из вечеров мы с Харриет ужинали, когда кто-то из организаторов фестиваля позвонил и сказал, что скоро прибудет Изабелла Росселлини – она хотела встретиться с Харриет (Изабелла была тогда президентом жюри фестиваля). И вот, Изабелла приехала, мы сидели за столиком все вместе: она сидела рядом и внезапно, посреди беседы, повернулась ко мне и сказала: «Можем ли мы сделать фильм о маме?».
Маргарита Паймакова
Кем является Ингрид Бергман для вас лично, и когда вы увидели её в первый раз?
Стиг Бьёркман
В юности я был большим поклонником кино, часто посещал кинотеатры Стокгольма, и, кажется, лет в 13 увидел один из первых американских фильмов с Бергман. Конечно, после этого я посмотрел больше картин с её участием, а, работая над этим проектом, увидел почти все (может, осталось лишь два-три фильма, которые я не видел). Разумеется, я был впечатлён её актёрской игрой, и в те времена я был, так сказать, «пожирателем кино»: Ингрид стала для меня одной из актрис, которых мне нравилось видеть на экране.

Постер картины «Ингрид Бергман: В её собственных словах»


Маргарита Паймакова
В первой сцене вашего фильма Ингрид Бергман говорит, что не нуждается в корнях. Как воспринимают шведы подобные фразы – как предательство? И почему вы решили именно эту сцену сделать самой первой?
Стиг Бьёркман
Фильм начинается с очень грустного момента её жизни: ей 14 лет и её родители умерли, умерла и тётя, которая взяла на себя заботу об Ингрид после смерти отца. Получается, что она осталась совсем одна в этом мире. Разумеется, были люди, которые поддерживали её, она жила с друзьями семьи, но я думаю, что всё это случилось для неё слишком рано – легко представить на месте Бергман любого другого тинэйджера, который теряет связь с реальностью в такие моменты. Но я думаю – это, конечно, только моё мнение – у Ингрид Бергман была очень сильная воля, и наверняка она сказала себе: «Я смогу с этим справиться во что бы то ни стало». И можно увидеть, что после этого она начала двигаться дальше: стала заниматься в театральном клубе в школе, а в возрасте 19 лет, через четыре дня после своего дня рождения, поступила на обучение в Королевский драматический театр в Стокгольме – она была самой молодой студенткой в те годы. Она приехала в Голливуд, когда ей было всего 24, и после десяти лет карьеры устала от американского кинематографа, от предложений американских режиссёров, встретила Росселлини и уехала с ним в Италию, чтобы попробовать себя в чём-то новом. И я думаю, именно из-за этой ранней потери у неё не было каких-то привязанностей: она могла путешествовать, приобретать разный опыт.
Маргарита Паймакова
В вашем фильме Ингрид Бергман предстаёт как одинокий и грустный человек. Почему вы выбрали именно такую трактовку образа, ведь очевидной причины для этого не было?
Стиг Бьёркман
Я не думаю, что она была печальным человеком: конечно, у неё был достаточно тяжёлый бэкграунд, но она всё же любила жизнь, любила свою работу. Когда её четверо детей рассказывают про неё, они говорят с радостью и любовью, даже самая старшая дочь, которую Ингрид оставила в Америке, – Пиа Линдстрём. Я думаю, Ингрид Бергман была настоящим профессионалом, и она во многом опередила своё время – она была очень храбрым человеком, судя по её решениям, и я бы даже назвал её ранней феминисткой, – в этом нет политического контекста, но она так жила. Она много работала, снималась в фильмах, играла в театре, находясь вдалеке от своей семьи. Ингрид возвращалась к своим детям, может, на месяц или два между работой, но в то время, когда она была дома, она была замечательной матерью. Изабелла говорит в фильме: «Все мы понимали, как она была счастлива, работая, так что мы просто принимали это». Все четверо детей Ингрид Бергман стали очень успешными людьми в разных сферах и их жизнь по-настоящему сложилась хорошо. Она была невероятно отважной женщиной, решительной. Но я не думаю, что она жалела о своих решениях. Одна из моих любимых сцен в фильме – когда она возвращается в Америку, чтобы получить премию Нью-Йоркского общества кинокритиков после почти восьми лет отсутствия. Она боялась приезжать, но, оказавшись в аэропорту, была окружена журналистами. Один из интервьюеров спросил её: «Мисс Бергман, о чём вы сожалеете?». Она посмотрела в камеру, улыбнулась и ответила: «Ни о чём. Я жалею лишь о вещах, которых я ещё не успела сделать».

Шестилетняя Ингрид с отцом, художником и фотографом Юстусом Самуэлем Бергманом


Маргарита Паймакова
Каждая автобиография содержит противоречивые сведения о жизни автора. Каковы самые яркие примеры умолчания в этой автобиографии?
Стиг Бьёркман
Бергман многие критиковали: например, за то, что она покинула свою первую семью (мужа Петтера Линдстрёма и дочь Пиа - прим.ред.), родила ребёнка до развода с первым мужем и заключения брака с Росселлини. Это были 1950-е, и это был большой скандал, хотя сейчас никого не беспокоит, в браке ли кинозвёзды, от кого они имеют детей, это просто отмечается в таблоидах и всё, а всего 65 лет назад всё было иначе. Но она жила по своим собственным моральным принципам, которые, как мне кажется, были очень достойными.
Маргарита Паймакова
Популярна ли Ингрид Бергман сегодня в Швеции?
Стиг Бьёркман
Я думаю, она немного забыта. Помню, в то время, когда я работал над этим фильмом, друзья спрашивали меня, чем я занимаюсь. Я отвечал, что делаю фильм про Ингрид Бергман, и иногда юные люди (моложе сорока), спрашивали: «Про кого?». Но у меня есть одно слово, с помощью которого можно всё объяснить: «Касабланка». Каждый видел этот фильм! Но старшее поколение, конечно, помнит её и любит. Что касается влияния фильма, я был счастлив, что наша работа имела такой успех: в течение шести месяцев её демонстрировали в кинотеатрах Стокгольма, она стала одной из самых популярных документальных картин последних лет: пожалуй, его смог обойти лишь фильм про нашего премьер-министра Улофа Пальме, убитого в 1986 году. Теперь наша картина показывается по всему миру. Это здорово.
Отрывок из фильма «Касабланка»

Маргарита Паймакова
Что было сложнее всего вырезать из двухчасового фильма? Какова была продолжительность первоначальной версии?
Стиг Бьёркман
Мы достаточно долго редактировали картину, всего работа заняла больше шести месяцев, пробовали разные пути повествования: первая версия была более подробной, от А до Я, от рождения и до смерти. Но в итоге это показалось скучным решением: в этом случае было необходимо присутствие некоего рассказчика, который бы подмечал: «Сейчас она отправляется в Америку, а теперь – в Италию», к тому же, мы использовали письма и дневники самой Ингрид. После размышления, совещаний с продюсером и редактором, мы решились начать с того печального момента потери родителей – и это дало нам свободу «перемещаться во времени» по нашему усмотрению (её детские годы показываются лишь в середине фильма), и мне кажется, для фильма это стало только плюсом.
Маргарита Паймакова
Сложно ли было получить видеоматериалы для фильма?
Стиг Бьёркман
Всё это было достаточно легко. Но что меня больше всего порадовало (я не знал этого, начиная работать над фильмом), так это то, что сама Ингрид Бергман снимала достаточно много. Я отправился в Уэслианский университет в штате Коннектикут, куда дети Ингрид передали все её архивы (это принято в Америке: известные люди, в основном писатели, но подчас и кинематографисты, художники, передают свои архивы в разные университеты, чтобы люди могли изучать их творчество). Её архив очень обширен, до начала работы мне пришлось возвращаться в США четыре или пять раз. Она сохраняла всё, от школьных дневников и книжек, до дневников личных (она начала писать их в возрасте 10-11 лет на шведском языке), писем, фотографий. Её отец был художником и фотографом, а маленькая Ингрид была для него любимой моделью. Что примечательно, в какой-то момент она начала снимать кино сама: помощью камеры Super8, позже на 16-миллиметровую плёнку. Мне кажется, мы отсмотрели 7-8 часов её собственных записей, и это позволило нам показать наиболее личную точку зрения.

Кадр из фильма «Ингрид Бергман: В её собственных словах»: актриса с камерой


Маргарита Паймакова
Во время работы над фильмом были ли какие-то интервью, которые записать не получилось? Как реагировали люди, когда вы просили их рассказать об Ингрид Бергман?
Стиг Бьёркман
Я просил об этом лишь её детей и двух актрис, Лив Ульман и Сигурни Уивер, которым посчастливилось работать с ней, а также профессора из архива. Это был мой выбор – использовать главным образом точку зрения её детей. После того как я встретил Изабеллу в Берлине, тем же летом я встретился с её братом Роберто в Париже, а затем, в ноябре или декабре, с их сестрой Ингрид. Общение с ними было очень позитивным опытом: они доверились мне и дали доступ к архивам. Когда фильм был окончен, меня спросили, утверждал ли я итоговую версию у детей Бергман, на что я ответил: «Нет, они ещё не видели фильм, наша работа основывалась на взаимном доверии». Изабелла и Роберто Росселлини посмотрели картину в рамках премьерного показа на Каннском кинофестивале в прошлом году, а две другие сестры, Ингрид Росселлини и Пиа Линдстрём, пришли на показ в Стокгольме в прошлом августе. У них не было какого-то мнения о том, каким должен получиться фильм. Они просто доверились мне.
Маргарита Паймакова
Как поменялось ваше отношение к Ингрид после работы над фильмом?
Стиг Бьёркман
Конечно, я и раньше любил её как актрису, считал очень талантливой. Но, как я уже сказал, мне открылась её другая сторона – её смелость, сила воли. Это очень впечатлило меня.

Бергман с детьми от второго брака