Александра Сулим
Что вами двигало, когда возникла идея снять первый российский супергеройский фильм?
Сарик Андреасян
Мы давно хотели сделать кино про разные народы СССР, но не комедию и не мелодраму, как это принято делать, а экшн. А потом нам пришла идея, что если бы это были супергерои, то это было бы, во-первых, актуально и интересно, а во-вторых, ново. Никто ещё такого не снимал.
Александра Сулим
В американском кинематографе начиная с 30-х - 40-х в культуре присутствуют комиксы и их экранизации. В нашей культуре вы на что опирались? Может быть, на какие-то военные фильмы?
Сарик Андреасян
Мы в принципе не могли опираться на советское кино или даже на современное российское кино, потому что мы в этом деле первооткрыватели. Понятно, что культура комиксов существует в Штатах очень давно. Их комиксы - это наши Пушкин и Достоевский - мне кажется, у них такое к этому отношение. Поэтому мы привязались в нашей истории к национальностям и Холодной войне. Потому что такой сюжет не могут придумать где-то за рубежом, и таких персонажей не может быть в других странах, потому что это исключительно наш продукт. Невозможно будет перепутать «Защитников» и некий американский фильм про супергероев. Потому что там он чётко основан на комиксах, на графических новеллах, которые придумали художники еще сто лет назад, а это кино основано на наших стереотипах о национальностях. Поэтому, например, у нас русский супергерой превращается в медведя.
Александра Сулим
В каждом жанре есть свои обязательные элементы. Что должно быть в супергеройском кино, чтобы оно отвечало всем параметрам?
Сарик Андреасян
Мне кажется, важная вещь в этих киновселенных, которая есть у Marvel и у DC, ну и не только, - это такой затянувшийся киносериал, потому что те, кто начали смотреть «Людей X» двадцать лет назад, в основном до сих пор их смотрят. Они уже знают этих персонажей, пусть даже меняются актёры, знают их вселенную, их прошлое. Наша задача в этом же. В своей первой части мы даём понять, что это целая вселенная, и что мы будем развивать эту историю. Мы знакомим людей со своими персонажами и даём им возможность победить зло, но дальше мы будем ещё больше и больше узнавать про этих героев. И в прошлое их возвращать, и в будущее, формировать дополнительных супергероев. То есть мы ориентируемся не на разовый фильм, а непосредственно на киновселенную. Конечно, очень важны экшен и креатив - каким образом этот экшен подан, и каким образом существуют в нём герои. Есть ещё один тренд - брать неизвестных актёров, это очень помогает фильму, потому что если ты хочешь создать киновселенную, у тебя не должен актёр ассоциироваться с каким-то сериалом или какой-то телепередачей, нужен чистый лист. Это сейчас Крисы Хэмсворты и Крисы Эвансы стали звездами. Но когда они играли в первых частях этих фильмов, их никто не знал.
Александра Сулим
Можно ли сказать, что на каком-то этапе своей жизни вы как зритель заинтересовались этим направлением и сейчас можете отметить некое его изменение? То есть есть какой-то перелом от начала 2000-х к сегодняшнему дню?
Сарик Андреасян
Я смотрел супергеройские фильмы как раз-таки с начала 2000-х, то есть когда появились «Люди Икс». И помню, что тогда ещё не было тех спецэффектов, которые есть сейчас, это было довольно картонно сделано технически, но при этом всё равно смотрелось, другого же не было. Я за всем этим следил, но понимал, что в России мы не способны хоть как-то технически соответствовать. Там в 2000-м году бюджет был 100 млн долларов! Но сегодня, мне кажется, у нас достаточное количество профессионалов, пусть их не полторы тысячи, как в Marvel, а 30-40 человек на всю страну, но этого, в принципе, хватает, чтобы сделать в рамках российского кино что-то масштабное и удивительное. А как эволюционирует именно американское кино супергероическое… Ну опять же, у них очень много разных вселенных. DC делает акцент на что-то серьёзное, мрачное, на какие-то философские потуги. Marvel - это абсолютно семейное кино, там нет ни крови, ни радикальных решений. И, понятное дело, что это даёт свои плоды, они значительно популярнее. Мы, конечно же, в первую очередь хотели бы быть семейным кино. Это задача номер один.

Тизер-трейлер «Защитников»

Александра Сулим
Вы всё-таки скорее Marvel, чем DC?
Сарик Андреасян
Мы создаём киновселенную с нуля, у нас нет предыстории, у нас нет армии фанатов, которые требуют от нас снимать так или сяк. То есть мы на данном этапе сами себе выбираем. Поэтому нам сложно мыслить такими категориями. Но, безусловно, то, что делает Marvel нам ближе. Потому что это ярко, это завораживающе, это в меру смешно.
Александра Сулим
Как вам кажется, зачем российскому кино свои условные «Мстители»?
Сарик Андреасян
Российское кино для международного рынка, для обычного зрителя, маленького 20-летнего мальчика в Польше или во Франции начнётся с «Защитников». Это уже видно по количеству просмотров трейлера на Youtube, по тому, какой интерес проявляют к фильму во всём мире. О нём в Мексике на центральном телевидении ведут репортажи, мы уже договорились о прокате в Китае, и во всей Юго-Восточной Азии, Латинской Америке… Им вдруг стало безразлично, что это фильм на русском языке, что политическая ситуация не очень хорошая. Я считаю, что России такое кино просто необходимо, потому что все разговоры про то, что мы продаёмся на международном рынке, преувеличены. Я прожил в Америке, и кино там снимал, и с людьми общался, они помнят наши фильмы на уровне «Я - Куба» Калатозова. Это, конечно же, прекрасно, но это было 50-60 лет назад. Надо совершить ещё какой-то скачок, я думаю.

Сарик Андреасян про «Защитников»: «Мы создаём киновселенную»